"Дочь, которая до четырех лет не могла самостоятельно есть и не разговаривала, пошла в Англии в обычную школу"
Этих малышей иногда называют «дети дождя». Они, как и герой фильма «Человек дождя», устроены по-другому. Сверхчувствительны к звуку, свету, прикосновению. Могут в уме вычислить квадратный корень любого числа. Они часто смотрят внутрь себя. Такие маленькие инопланетяне, зачем-то оказавшиеся на нашей планете. Ученые до сих пор не знают точно, что такое аутизм — болезнь или особенности поведения. По данным международной организации Аutism Speaks, еще три года назад диагноз ставили одному человеку из 150. Сегодня эта цифра выросла более чем вдвое. В Украине официально зарегистрировано около трех тысяч человек с этим заболеванием. Но это неполные данные.
Целенаправленно проблемами детей с аутизмом в Украине занимаются генетики Харьковского специализированного медико-генетического центра. Врачи всего мира удивляются потрясающим результатам украинских коллег.
— В Харьков, на консультацию к профессору Юлии Гречаниной, мы попали полтора года назад, — говорит жительница Великобритании Елена Синицкая. — Я привезла четырехлетнюю дочь с целым багажом неприятностей: у Алисы была задержка психоречевого развития — речь практически отсутствовала, дисплазия соединительной ткани, слабый мышечный тонус, гипермобильность суставов, она не могла жевать. Ей провели полное обследование, сделали биохимические анализы. После этого была назначена метаболическая терапия, даны подробные рекомендации по питанию.
*"Я очень рада, что мы встретили генетика Юлию Гречанину и ее колег. Они изменили жизнь нашей семьи", — говорит Елена Синицкая. На фото женщина с дочками — Алисой (в центре) и Софи. Фото из семейного альбома
Когда мы начали лечение, все стало меняться. Постоянно находясь в контакте с харьковскими специалистами, можно было онлайн задавать любые вопросы. С Алисой работают логопед, специалисты, занимающиеся ее физическим развитием, эмоциональной сферой. У дочки появилась связная речь, она одновременно учит два языка — английский и русский. Есть небольшие грамматические сложности в английском языке, его изучение идет с запозданием. Крупная и мелкая моторика пришли в норму. За это время Алиса научилась плавать, прыгать на одной ноге, танцевать. Она стремительно развивается. Результаты ошеломляющие. Я очень благодарна судьбе, что встретила Юлию Борисовну и ее коллег. Все они изменили жизнь моей семьи. Очень рада, что через вашу газету появилась возможность сказать им спасибо. Этот уникальный центр давно помогает деткам с особенностями развития. О нем известно во всем мире. Благодаря правильно подобранному лечению Алиса смогла пойти в обычную английскую школу.
— Случай с Алисой, девочкой из Англии, — один из самых ярких, но подобных примеров в нашей практике много, — говорит директор Харьковского специализированного медико-генетического центра профессор Юлия Гречанина. — Ребенок был с аутичными чертами поведения, задержкой психоречевого развития. Благодаря обследованию мы выяснили проблему, скорректировали питание, назначили лекарственные препараты. И Алиса пошла в обычную школу.
*Профессор Юлия Гречанина: «Сейчас стала модной диета, исключающая молоко и злаки. Но такие ограничения подходят далеко не всем детям»
Уникальность нашего центра в подходе к диагностике, лечению и реабилитации. Мы принимаем всех, никогда не говорим, что это не наш профиль. Тем более не говорим: у вас нет шанса. Поэтому сарафанное радио разносит информацию о нас по всему миру. На обследование приезжает все больше пациентов из Европы и Азии. Многих консультируем по Интернету. Если составить интерактивную карту, то будет видно, как с каждым днем расширяется география стран, жители которых обращались и обращаются к нам. Уже есть пациенты из Америки, Франции, Англии, Греции, Португалии, Словении, Чехии, Казахстана, Белоруси. Оказывается, многие редкие болезни связаны с метаболическими нарушениями. И индивидуально подобранная после тщательного обследования диета в 70 процентах случаев приносит положительные результаты.
*Алиса научилась плавать и танцевать
— Детей с аутизмом становится все больше. В одном из своих выступлений вы говорили о том, что аутизм приобретает характер эпидемии. С чем это связано?
— Аутизм всегда считали психиатрической патологией, поэтому лечением занимались психиатры. Часто родители, смирившись, переставали обращаться к врачам. Поэтому точно сказать, сколько в Украине детей, страдающих аутизмом, невозможно. После выхода на экраны фильма «Человек дождя», в котором роль аутиста сыграл Дастин Хоффман, об этом диагнозе заговорили во всем мире. Привлекла внимание к проблеме страдающая аутизмом девочка Соня Шаталова, которая пишет стихи. Аутистом является чемпион мира по плаванию Майкл Фелпс.
Есть объективные и субъективные предпосылки к возникновению аутизма. Объективные — это сохранение беременности на ранних сроках. Чем раньше для сохранения беременности начинают применять медицинские препараты, тем выше вероятность, что у ребенка появится аутистический спектр. Фактором риска являются прививки, которые делают всем подряд, не учитывая индивидуальный метаболический фон ребенка. Плюс инфекции. К субъективным факторам относятся особенности воспитания. Некоторые мамы, чтобы ребенок не беспокоил, дают ему гаджет. Такое «общение» создает отстраненность, социальную изолированность. Если к этому присоединяются первые три фактора, риск возрастает. Плюс (то, чем мы занимаемся) — нарушения метаболического обмена. Все это приводит к возникновению аутистического спектра.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее, что значит нарушение метаболического обмена?
— У каждого человека есть определенные ферменты. Один ребенок родился здоровым, у другого ферменты не очень качественно работают, а у третьего блокировано достаточно большое их количество. Если такой человек питается так, как все, то со временем у него в организме накапливаются вещества, которые он не может усвоить. Из-за токсического воздействия страдают головной мозг, печень, почки, сердце, мышцы. Любое нарушение обмена — это интоксикация.
Поэтому каждого пациента мы тщательно обследуем. Нам нужно выяснить, как у ребенка работают аминокислоты, сколько в организме содержится витаминов, микроэлементов, есть ли антитела к глютену, казеину. Список анализов внушительный: биохимический профиль крови, вирусологическое обследование, молекулярная диагностика.
Когда мы находим биохимическую мишень, когда понимаем, что у конкретного ребенка является проблемой, становится гораздо проще работать. Мы проводим коррекцию рациона питания и подбираем терапию — назначаем недостающие витамины, аминокислоты, микро- и макроэлементы. Добиваемся положительного результата у 70 процентов наших пациентов. Когда питание правильное, ребенка уже не беспокоят боли.
— Сейчас многие врачи советуют пациентам палеодиету, при которой исключаются молоко и глютен. Как вы считаете, пшеница и молоко могут быть вредны при неврологических диагнозах?
— Диета не может быть одинаковой для всех. Мы лечим пациента, руководствуясь подтвержденными индивидуальными результатами анализов. Диету без молока и глютена неврологи рекомендуют практически каждому второму, говоря, что она якобы помогает работе мозга. Но ведь даже простуда лечится по-разному. Один обойдется чаем с лимоном, а другому нужны антибиотики. Назначать всем подряд такую диету — значит, искусственно создавать дефицит питательных веществ.
После получения результатов мы смотрим, что ребенку можно, а чего категорически нельзя, учитываем сочетаемость продуктов. Например, синтетические витамины при необходимости назначаем на срок от двух недель до месяца, строго контролируя реакцию. Такие препараты другие врачи прописывали некоторым пациентам на целый год. После продолжительного приема могут возникать вторичные нарушения.
— Вы сказали, что у вас много пациентов с аутизмом из Европы, Америки. Там что, другие методы и протоколы лечения?
— Да. Практически везде идет упор на реабилитацию и социализацию ребенка. Он должен быть адекватным членом общества, социально не опасным. Родители таких детей приезжают к нам, потому что им сложно упросить своего врача дать направление на анализы метаболических нарушений. Например, нашей пациентке из Греции не дают такое разрешение уже полгода. Есть такая же пациентка из Мексики.
В Европе очень хорошее диагностическое оборудование, больше возможностей. Но вот комплексно взглянуть на проблему смогли только наши врачи.
— На что стоит обращать внимание беременным женщинам, родителям новорожденных детей, чтобы вовремя заметить симптомы аутизма?
— Если у беременной токсикоз, это говорит о несовпадении обмена веществ у матери и плода, — продолжает Юлия Гречанина. — Ранний токсикоз, когда женщину рвет, она не может ничего есть — тревожный сигнал. Иногда для сохранения беременности на ранних сроках назначают гормональные препараты. Если плод сохраняли, то после родов нужно посетить не только неонатолога и педиатра, но и генетика. Если обнаружатся нарушения, будет больше возможностей для успешной коррекции.
Также родители должны обращать внимание на поведение детей, особенно на повторяющиеся ритуальные действия. Следует насторожиться, если ребенок не улыбается, не отзывается на имя, не лепечет и не гулит до годика. Или у него не развит эмоциональный контакт — он сопротивляется, когда мама пытается его обнять. Родители должны знать: если во время родов было поражение головного мозга и желудочно-кишечного тракта, обязательно нужна консультация генетика.
— Аутизм свойственен детям или может впервые проявиться и в более взрослом возрасте?
— Обычно аутистический спектр диагностируют у детей, начиная с трехлетнего возраста. Но проявляться он может и у подростков, и у взрослых. И здесь многое зависит от наблюдательности окружающих. Например, если мама и папа интроверты, они могут даже не обратить внимания, что ребенок стал мало общаться, плохо социализируется, постоянно сидит за компьютером. Или на работе. Здесь важно, чтобы человек выполнял определенные задачи, а что у него в голове, как он реагирует на мир, практически никого не интересует.
— То есть, если в организме у взрослого человека накапливаются токсины из-за неправильного питания, он может стать аутистом?
— Если человек чувствует, что не справляется с принятием окружающих, у него появились боли в желудке, нарушения стула, высыпания — все это могут быть симптомы нарушения метаболического обмена. Когда вы что-то съели и вас клонит в сон — значит, продукт вам не подходит. Нужно понять, после какого продукта вам хочется спать, и больше его не употреблять. После приема пищи человек должен чувствовать себя полным сил и энергии.
Конечно, нельзя сказать, что диета — панацея при аутизме в каждом случае. У нас в центре наблюдается и обследовано 346 пациентов от двух с половиной до 22 лет. Практически у всех были выявлены метаболические нарушения. Очень часто уже спустя две недели после изменения питания происходят колоссальные сдвиги. Например, как в случае с Алисой. Или показательный случай с мальчиком, который в девять лет не разговаривал, не смотрел даже родным людям в глаза, не контролировал позывы в туалет. После обследования оказалось, что у него в 20 раз повышены нормы вещества, содержащегося в курином мясе. Родители ребенка работали на птицефабрике и кормили сына курятиной. После ее отмены мальчик заговорил, приучился ходить в туалет. Через некоторое время он пошел в школу. У нас много примеров, когда с помощью диеты удалось вывести пациентов из тяжелого состояния.
Все зависит от того, насколько тщательно родители выполняют наши рекомендации. Мы постоянно на связи с нашими пациентами. Мой рабочий день начинается с писем и заканчивается ими. И в отпуске, и в поездках я отвечаю на все вопросы. Мы прекрасно понимаем: ранняя диагностика и своевременная терапия могут предупредить развитие аутизма или значительно улучшить качество жизни пациентов.
20811Читайте нас в Facebook