"Отправляясь на войну для создания своих картин, Василий Верещагин каждый раз писал завещание"
На полях сражений под Шипкой и Плевной во время русско-турецкой войны (1877—1878 годы) можно было встретить высокого человека… в штатском пальто. На ремне через плечо у него висел ящик с красками. Это был художник-баталист Василий Верещагин. Его картины рассказывали миру о жестокости войны. Чтобы правдиво изобразить ужас кровопролитных боев, он считал необходимым быть очевидцем сражений и писал свои полотна, рискуя собственной жизнью. В этих картинах по сей день звучит обвинение всем зачинщикам военных конфликтов.
К 175-летию всемирно известного художника в Национальном музее «Киевская картинная галерея» открылась выставка его работ «Опасное путешествие длиною в жизнь».
— В экспозиции представлено около ста работ Василия Верещагина, — рассказывает куратор выставки, ведущий научный сотрудник Национального музея «Киевская картинная галерея» Наталья Агеева (на фото). — В Киеве находится одна из самых крупных коллекций художника в мире. Больше лишь собрание картин Верещагина в Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее в Санкт-Петербурге. Киевская коллекция появилась благодаря дружбе живописца с предпринимателем и меценатом Иваном Николовичем Терещенко. Художник сам сформировал альбом рисунков и этюдов и уверял Ивана Терещенко, что его собрание будет не хуже, чем у Павла Третьякова. К сожалению, часть киевской коллекции была утрачена во время Второй мировой войны. Незначительная, но все же. Большую часть картин эвакуировали в Уфу и потом вернули в музей.
— В Киеве Верещагин часто бывал?
— Известно, что он приезжал сюда и виделся с Иваном Николовичем Терещенко в 1886 году. Посетил Киев Василий Верещагин и в 1896-м в связи с проходившей здесь его персональной выставкой. В экспозиции нынешней выставки есть книга с автографом художника, который он сделал тогда. Эта дарственная надпись адресована Богдану Ивановичу Ханенко, художественное собрание которого было Василию Васильевичу знакомо. К слову, Верещагин давал советы членам семьи Терещенко и Ханенко по приобретению картин и предметов старины для их собраний. В одном из писем он говорил, что ему очень хочется написать Днепр.
— Как родилось название выставки — «Василий Верещагин. Опасное путешествие длиною в жизнь»?
— Большинству Василий Верещагин известен как художник-баталист. Однако он был и профессиональным путешественником. Почти всю жизнь провел в экспедициях и походах, оставив после себя интереснейшие путевые заметки и целые серии произведений, в которых отображен быт людей в самых отдаленных уголках планеты и поворотные моменты всемирной истории. Василий Верещагин бывал в странах Европы, в США, Японии, Индии, Китае, Сирии, Палестине, на Филиппинах и на Кубе. Немало времени он провел в Туркестане, на Кавказе и Дальнем Востоке. Часто эти путешествия были сопряжены с риском для жизни. В Гималаях художник едва не замерз на вершине горы, в Туркестане практически у его виска пролетела пуля, а на Балканах был ранен в бедро. От начавшейся гангрены его спасла вовремя сделанная операция и профессиональный уход сестры милосердия Александры Чернявской. А погиб Верещагин в 61-летнем возрасте при взрыве броненосца «Петропавловск» недалеко от Порт-Артура. Его тело так и не нашли. Могилой художнику стало Желтое море.
— Бесстрашный человек.
— Знаете, каждый раз, отправляясь на войну для создания своих картин, Василий Верещагин писал завещание.
— Василий Верещагин был состоятельным человеком?
— Нет. Картины его стоили дорого, но путешествия и выставки, которые он устраивал по всему миру — в Англии, Германии, Америке, требовали большого вложения средств. Кроме того, для Верещагина очень важно было сохранить свои серии неразрозненными, и поэтому нередко он продавал их со скидками. Много работ Василия Верещагина было приобретено коллекционерами в США. В нашем музее можно увидеть работы художника из балканской, туркестанской и кавказской серий, а также индийские этюды.
*Василий Верещагин отмечал, что слишком близко принимает к сердцу то, что пишет, буквально выплакивает горе каждого раненого и убитого
Заглавная картина выставки — работа из балканской серии «Победители». Большинство газет того времени писали не об огромных потерях и изнурительных боях, а о триумфальных победах на фронте. Верещагин же рассказывал миру о бессмысленности и жестокости войны. И не только в своих художественных полотнах. Верещагин описывал все это в литературных произведениях. Он заявлял, что ни один конфликт нельзя решить военным путем. Художник видел гибель тысяч людей и сам не раз оказывался у смертельной черты. Одна из самых знаменитых картин Верещагина — «Апофеоз войны» (в собрании Третьяковской галереи). На первом плане изображена пирамида из человеческих черепов, над которой кружат стервятники, а вдали — обугленные деревья, разрушенный город. Еще одно знаменитое полотно «После атаки» написано по мотивам штурма Плевны. Несметное количество погибших и раненых. В числе погибших был и родной брат художника — Сергей Верещагин.
*Одна из самых знаменитых работ художника — «Апофеоз войны» (находится в Третьяковской галерее)
— Художник отмечал, что слишком близко принимает к сердцу то, что пишет, буквально выплакивает горе каждого раненого и убитого.
— Да, это так. Одна из известнейших его работ — «Смертельно раненный». На картине — солдат, который понимает, что умирает. В агонии он пробегает несколько кругов по площади со словами: «Ой убили, братцы!.. Убили… ой смерть моя пришла!» На выставке представлены рисунки, запечатлевшие этот трагический момент. Они и легли в основу известного полотна.
*Картина «Раненый» Василия Верещагина написана в 1901 году. Фото из альбома Натальи Агеевой
Верещагин объективно изображал и победителей, и побежденных. Иногда из-за этого его обвиняли в сочувствии врагу. Правда, художник на это старался не обращать внимания. Но случалось и такое, что из-за нападок в эмоциональном порыве он уничтожал свои картины, хотя потом жалел об этом. А насчет оценок его картин показателен такой факт. Они производили столь неизгладимое впечатление, что фельдмаршал Мойтке, побывав на выставке Верещагина в Берлине в 1882 году, заявил: мол, тем, кто отправляется на войну, вредно это смотреть, и запретил военным посещать экспозицию. По его мнению, картины художника не способствовали подъему боевого духа солдат и офицеров. При этом сам Мойтке любил ходить на выставки Верещагина.
— У Василия Верещагина были какие-то награды?
— Да, Георгиевский крест. Кроме того, в 1901 году художник номинировался на Нобелевскую премию мира. Однако, увы, ее Верещагину так и не дали. А в 1904 году он погиб.
— У него осталась семья?
— У Верещагина было два брака. Первая супруга — немка Елизавета Кондратьевна Фишер-Рид, с ней он познакомился в Мюнхене. Она совершила с ним путешествие в Индию в Гималаи. А в Америке Василий Васильевич встретил свою вторую жену — талантливую пианистку Лидию Андриевскую, которая приехала туда для музыкального сопровождения его выставки. Художник очень тщательно готовил каждый вернисаж. Работы дополнял экспонатами своей огромной коллекции предметов быта, оружия, обмундирования участников сражений.
— Как жены относились к опасным путешествиям Верещагина?
— Лидия Андриевская во всем поддерживала супруга. В периоды безденежья ей приходилось очень тяжело, ведь на руках было трое детей. Когда муж в поездках остро нуждался в средствах, она старалась ему помочь, закладывая, например, участок земли. Хотя у самой порой не хватало денег на самое необходимое. А первая жена путешествовала вместе с Верещагиным. Одно из самых экстремальных — в Гималаи. От опасной затеи художника многие пытались отговорить, но в сопровождении проводника, носильщиков и супруги он отправился в нелегкий путь. На высоте четырех тысяч метров был жуткий холод. Глаза слепил снег. Носильщики остались далеко позади, а с ними — теплая одежда и еда. Но художнику, казалось, не были страшны испытания. Он восхищался неземной красотой гор, поразительной голубизной неба и розовато-белым снегом.
Жена вспоминала, что солнце жгло ему голову и спину, а руки замерзали и едва держали палитру, лицо распухло так, что глаза превратились в щелки. В Гималаях Василий Васильевич едва не ослеп, так как отправился в горы без специальных очков с зелеными стеклами, которые имелись у проводников. Когда головная боль стала столь невыносимой, что он не мог пошевелиться, сопровождающие поняли: по всей вероятности, у художника солнечный удар, Но, несмотря на это, он закончил свои эскизы. И лишь потом, на третий день, супруги решили спускаться. Написанный им этюд «В Гималаях. Гора Джонгри зимой» впоследствии лег в основу большого полотна «Снега Гималаев», которое находится в Николаевском художественном музее имени Верещагина.
— После войны на Балканах Василий Верещагин отправился в Палестину, где написал целый ряд этюдов и эскизов для серии картин на евангельские сюжеты…
— К слову, на выставке представлен мастерски исполненный этюд «Римский воин» к полотну «Воскресение Христово», входящему в эту серию. Для многих посетителей станут открытием рисунки Верещагина из кавказского и туркестанского альбомов. Сам Верещагин очень высоко ценил эти работы. Особенно интересны этюды для композиции «Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше», эскизы и наброски к таким известным полотнам, как «Апофеоз войны», «После удачи», «Продажа ребенка-невольника» и другим. Мы надеемся, что посетители выставки, которая будет экспонироваться в течение двух месяцев, откроют во многом неизвестного для себя Верещагина.
1047Читайте нас в Facebook