ПОИСК
Культура и искусство

"За то, что в Афганистане "Ватра" исполняла песни на украинском языке, ансамбль отправили туда еще раз"

7:15 25 мая 2017
вокально-инструментальный ансамбль Ватра
Валентина ШУРИНА, специально для «ФАКТОВ»
Бывшие участники популярного в Советском Союзе коллектива рассказали о своем руководителе Игоре Билозире, погибшем 28 мая 2000 года, о травле артистов чиновниками

28 мая исполняется 17 лет со дня смерти известного украинского композитора, художественного руководителя и солиста вокально-инструментального ансамбля «Ватра» Игоря Билозира. Музыкант оставил в наследство более ста песен, вошедших в репертуар «Ватри». Солистами этого коллектива были Оксана Билозир, Марьян Шуневич, Игорь Богдан, Виктор Морозов. 9 мая 2000 года возле кафе «Цісарська кава» во Львове Игоря Билозира жестоко избили за то, что своими песнями мешал группе посетителей слушать русский блатняк. Три недели в реанимации шла борьба за жизнь музыканта…

*Народный артист Украины Игорь Билозир создал более ста прекрасных песен

Воспоминаниями о руководителе «Ватри» делятся бывшие музыканты этого коллектива Юрий Кедринский и Андрей Береза.

РЕКЛАМА

«Если бы в вышиванках мы спели хотя бы одну песню о Ленине, перестали бы себя уважать»

— За что советское руководство несколько раз отстраняло Игоря Билозира от руководства ансамблем?

Андрей Береза: — За 21 год существования нашего коллектива его руководителю девять раз выносили выговоры и несколько раз угрожали уволить. В приказах говорилось: за политическую диверсию. В чем нас только не обвиняли: национализме, религиозности, консерватизме… Смелые современные ритмы оценивали не по художественным, а по политическим критериям. Во времена Советского Союза все контролировала Коммунистическая партия. Часто запрещали исполнять наши песни, заставляли петь о Ленине, партии. Мы их исполняли только перед комиссией, которая утверждала репертуар. А на концертах пели то, что нравилось зрителям.

РЕКЛАМА

Как-то нас заставили подготовить программу под названием «Ключи братства». Мы, как положено, концертную программу сдали (иначе не имели бы права выступать). Перед выступлением в зрительный зал вошли чиновники. Смотрим: сели в первом ряду и по утвержденному списку проверяют, что будем петь. А мы стоим за кулисами и советуемся, что делать. В результате решили исполнять песни из собственного репертуара. С энтузиазмом начали выступление, и уже на второй или третьей песне клерки (человек двадцать) встали и демонстративно вышли из зала. Люди их освистали, а нам аплодировали.

РЕКЛАМА

*Вокально-инструментальный ансамбль «Ватра» пользовался огромной популярностью не только в Советском Союзе, но и далеко за его пределами

Юрий Кедринский: — Помню концерт, посвященный годовщине основания СССР. По приказу «сверху» все эстрадные ансамбли обязали создать музыкальную программу типа: «От Москвы до самых до окраин человек проходит как хозяин…» и отчитаться в Киеве. Почти каждый день нам приносили песни о светлом советском будущем. Билозир попытался убедить чиновников, что «Ватра» коллектив народно-эстрадного направления, после исполнения патриотических песен он потеряет своего слушателя. Игоря отстранили за это от руководства ансамблем. И все же в программу отчетного концерта Билозир включил песни, полюбившиеся людям. Нам так бурно аплодировали, что это спасло «Ватру» от расформирования. Недаром Билозира называли совестью в искусстве. Если бы в вышиванках мы спели хотя бы одну песню о Ленине, перестали бы себя уважать.

— Вы исполняли запрещенные песни на слова поэта Богдана Стельмаха. Как к этому относились власти?

Юрий Кедринский: — Игорь говорил, что ему очень повезло с поэтом. На стихи Стельмаха хорошо ложилась музыка. Вместе они написали 25 популярных песен. Их сотрудничество называют гармонией слова и музыки. Это сотрудничество оборвалась в июне 1984 года. На пушкинском вечере во Львове Богдан Стельмах прочитал свое стихотворение «Дуэль» — о том, кто для современной украинской литературы является Дантесом. После этого поступило указание не исполнять песен на стихи Стельмаха. Песни Богдана мы пели, но объявляли их как народные.

Андрей Береза: — В 1980 году мы приехали в Крым на гастроли. Настраиваем на сцене аппаратуру, смотрю: какой-то человек в нейлоновой рубашке, при галстуке, с портфелем бежит к нам. На улице жара, у него пот градом. Прибегает комсомольский клерк и заставляет нас подписаться под каким-то документом. Выяснилось, что можем играть все, кроме песен на слова Богдана Стельмаха.

«В Кабуле нам принесли пять или шесть автоматов: «Будут стрелять — отстреливайтесь!»

— «Ватра» дважды побывала в Афганистане. Во время первых гастролей между Оксаной Билозир и военным начальником разгорелся конфликт.

Юрий Кедринский: — Об этом говорится в книге Анжелики Рудницкой «Белая звезда Украины. Невыдуманные истории из жизни Оксаны Билозир». Оксану и Игоря вызвали во Львовский военкомат и сказали, что было проведено анкетирование среди военнослужащих, в результате которого выясняли, каких артистов они хотели бы видеть в своих частях. Очень многие назвали «Ватру», в частности, Оксану Билозир. Мужчина в военной форме настоятельно рекомендовал: «Не отказывайтесь, сначала все обдумайте». Это означало: «Если не поедете, вашему коллективу перекроют кислород». И мы отправились. В семье Билозиров тогда как раз сын Андрюша родился.

После приземления в Кабуле нас посадили в автобус и принесли пять или шесть автоматов: «Будут стрелять — отстреливайтесь! Автоматы с предохранителей уже сняты». Никто даже не спросил, умеем ли мы стрелять…

Конфликт между Оксаной Билозир и военным начальником разгорелся в Баграме. Чиновник предъявил Оксане претензии, почему «Ватра» поет на украинском языке, в советской армии разговаривать надо только на русском. Оксана сказала, что в Афганистан ее пригласили украинские солдаты, которые хотят слышать песни на родном языке. Чиновник составил рапорт о том, что Оксана Билозир националистка.

Когда вернулись домой, секретарь Львовского обкома партии по идеологической работе Дмитрий Яремчук вызвал Оксану на ковер: «В Афганистане у вас были проблемы. Вы неправильно вели себя. Чтобы в дальнейшем могли свободно петь, должны еще раз поехать на гастроли в Афганистан». И «Ватра» побывала там еще раз. За эти экстремальные гастроли Оксану Билозир наградили четырьмя медалями. Певица получила удостоверение воина-интернационалиста, ей присвоили звание заслуженной артистки Украины.

— А после Афганистана вас отправили в Чернобыль…

Андрей Береза: — Нам пообещали отпуск и вдруг вызвали в филармонию. Ну, думаю, премию выпишут. А там говорят: «Приказ партии: через час едете в Чернобыль. Автобус уже ждет». Это было в 1986-м, сразу после взрыва на атомной электростанции. Игорь Билозир побежал в управление культуры заявить, что не поедем. Стоим мы возле филармонии, и тут выносят приказ: «Освободить всех по списку за политическую диверсию». Администратор филармонии сказал, что после такой записи в трудовой книжке нас даже в дворники не возьмут. «Хорошо, — говорим, — поедем, раз партия сказала, но только с вами». Директору филармонии, администратору некуда было деваться, и они поехали с нами.

— Правда, что поэта Петра Запотичного возле Львовской оперы избили за песню «Встань з колін, народе мій!»…

Андрей Береза: — Это произошло в 1991 году. Билозир и Запотичный написали эту песню за ночь.

Юрий Кедринский: — Через неделю Билозир спел эту песню на Певческом поле в Тернополе. А через два дня Запотичного избили в центре Львова средь бела дня. Когда крикнули: «Встань с колен!» — поэт понял, что бьют за песню. Увидев синяки на лице Петра, Игорь сказал: «Не стесняйся этих синяков. Это самый большой гонорар за наш труд».

— Песни Билозира пела известная певица украинского происхождения Квитка Цисык.

Юрий Кедринский: — Билозир часами слушал, как она поет. Особенно нравилось, как Квитка исполняет его песню «Коханий» на слова Запотичного.

«Филармония получала огромные деньги. А нам платили по 10—15 рублей с концерта»

— Ваш коллектив приносил большую прибыль областной филармонии?

Андрей Береза: — От концертов «Ватри» в Украине, Канаде, США, Венгрии, Германии, Польше, Средней Азии филармония получала огромные деньги. А нам платили по 10—15 рублей с концерта. Чтобы украинская песня звучала качественно, мы покупали у иностранных гастролеров дорогие музыкальные инструменты, поэтому постоянно жили в долгах.

— Музыкальный фильм «Ватра» кличе на свято", снятый в декабре 1981 года, коммунисты приказали уничтожить. Как удалось спасти его?

Юрий Кедринский: — В то время в Трускавце отдыхал высокопоставленный московский чиновник, которому показали фильм. Он позвонил в Москву и посоветовал продемонстрировать «яркое украинское праздничное кино» на главном советском телеканале. Премьера состоялась 1 января 1982 года и увенчалась успехом. Сначала показали по Центральному телевидению, затем — по украинскому.

Андрей Береза: — Помню, как накануне съемок Игорю позвонил композитор Павел Дворский. Спрашивал, как снимать фильм с новогодними песнями, если на улице ни одной снежинки. А Билозир говорит ему: «Что ты волнуешься, Павел, завтра будет полно снега, я гарантирую». И утром действительно снега насыпало, еще и морозец ударил. Что интересно, через день после съемок пошел дождь, и снежные сугробы растаяли.

— Как Билозир оценивал музыку 90-х?

Юрий Кедринский: — Приведу цитату из интервью композитора: «Сейчас многое делается не ради музыки, а ради денег. На эстраде много случайных людей, которые иногда даже нот не знают. За них работают компьютер и команда, которая создает ажиотаж: выставляют двадцать человек охраны, подойти нельзя. Возят парня или женщину в шикарных лимузинах, оплачивают им обеды, гостиницы, дают суточные, шьют костюмы, а те бедные поют под фонограмму одну мелодию — отрабатывают вложенные в них деньги. Наша эстрада в состоянии глубокого внутреннего кризиса». Игорь говорил: «Понимаю ребят, которые ушли из ансамбля искать лучшей доли, заработка. Ни на кого не держу зла, потому что они профессионалы. Ведь мы „ватра“, а чтобы гореть, нужны дрова».

Андрей Береза: — На вопрос журналистов, почему телевидение крутит его старые песни и не показывает ничего нового, Игорь ответил: «Потому что я им не даю. С тех пор как они ввели воровскую систему, с людей большие деньги дерут, а музыкантам и авторам — фигу с маком. Теперь профессионалов не любят. Они любят начинающих, которые готовы сами еще заплатить»… А сейчас разве что-то изменилось?! На сцене многие кричат: «Где ваши руки?» А где ваш голос? Звания покупаются. Все у нас заслуженные и народные. А искусство где?!

2645

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров