Самым слабым местом медицинской реформы эксперты назвали сельскую медицину
Медицинская реформа, о которой так долго говорили в Министерстве здравоохранения, не сможет работать без надлежащего финансирования. После массированной PR-атаки команды Ульяны Супрун парламентарии с третьей попытки таки приняли в первом чтении правительственный законопроект «О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств». Этим законопроектом предусмотрено бесплатное оказание экстренной, первичной и паллиативной медицинской помощи всем украинцам.
Однако нардепы сделали только половину работы, поскольку им не хватило голосов для принятия изменений в Бюджетный кодекс, которые должны запустить новую модель финансирования. В Минздраве надеются, что парламент все-таки примет необходимые законопроекты до конца сессии. Что же ждет украинцев в случае, если депутаты дадут добро на реформу?
Если человеку безотлагательно необходима медпомощь, ему не нужно будет думать об оплате — все услуги и лекарства уже оплачены
— Мы предлагаем новую систему, когда все средства, которые Верховная Рада выделяет на лечение украинцев, должны распределяться по простым и единым для всех правилам, — пояснила исполняющая обязанности министра здравоохранения Ульяна Супрун. — За годы независимости был разработан 21 законопроект о страховании, сменилось более 20 министров, а украинцев стало на 10 миллионов меньше. Это цена, которую заплатило общество за большую ложь о том, что в Украине есть бесплатная медицинская помощь.
Мы снова будем вносить законопроекты с изменениями в Бюджетный кодекс и требуем принять их до конца этой сессии, чтобы реформа началась.
Итак, согласно законопроекту в Украине предлагается создать современную модель финансирования системы здравоохранения европейского образца, которая используется в Великобритании, Испании, Италии, Ирландии, Канаде, Словакии и скандинавских странах.
Предлагается отказаться от финансирования «стен и коек в больницах», а оплачивать лечение конкретного человека. Пациенты должны понимать, что врачи будут оказывать хоть и медицинские, но услуги. Часть из них будет оплачивать государство. Медицинские учреждения перейдут на договорные отношения с государством и будут получать средства в зависимости от количества пациентов, которым оказали медпомощь. Это должно создать здоровую конкуренцию и повысить заработок хороших врачей.
Согласно законопроекту, государство гарантирует бесплатную экстренную и паллиативную медпомощь, а также «первичку». Это значит, что человека бесплатно доставят на «скорой» в больницу, где его обязаны бесплатно лечить при инфаркте, инсульте, травмах в ДТП, остром аппендиците и в других неотложных случаях. То есть, если человеку безотлагательно необходима медпомощь, ему не нужно будет думать об оплате — все услуги и лекарства уже оплачены. Также бесплатно можно будет проконсультироваться у терапевта или педиатра (в том числе получить у семейного врача направление к узкому специалисту). Бесплатной будет и медпомощь неизлечимым больным.
Все эти медицинские услуги полностью оплатит государство. Это называется государственная медицинская страховка. Как пояснил заместитель министра здравоохранения Павел Ковтонюк, украинцы не будут платить за госстраховку никаких взносов, поскольку они уже платят налоги. «Даже если человек не работает или получает зарплату „в конверте“, он платит в казну 20 процентов НДС с любой своей покупки. Таким образом, в 2016 году каждый украинец заплатил на медицину через налоги в среднем 1764 гривни. Это и есть страховой взнос», — отметил Ковтонюк.
Также законопроект предполагает, что государство будет бесплатно лечить участников АТО и инвалидов войны.
«В цивилизованном мире во всех странах функции контроля и оплаты услуг разделены»
За некоторые виды услуг у узких специалистов пациент будет доплачивать. А вот сколько именно, в законопроекте не прописано, и это слабое место предлагаемой медреформы. По словам Павла Ковтонюка, есть услуги и лекарства, которые не входят в государственный гарантированный пакет. Например, эстетическая медицина или медикаменты, которые не предусмотрены протоколами лечения. Их человек оплачивает по своему желанию самостоятельно. Также необходимо будет полностью оплачивать консультации специалистов без направления врача. То есть если пациент не захочет идти к своему семейному врачу за направлением, скажем, к кардиологу, ему придется оплатить услуги этого специалиста, будь то районная поликлиника или частная клиника. Но доплата будет официальной и по утвержденным тарифам, одинаковым во всех больницах и поликлиниках Украины.
Распоряжаться медицинскими средствами будет новая структура — Национальная служба здоровья Украины, центральный орган исполнительной власти. Эта структура будет устанавливать тарифы на медицинские услуги, заказывать услуги у врачей частной практики и больниц, медикаменты — у аптек, а также контролировать процесс. Новый порядок оказания медицинских услуг будет гарантироваться договором.
Противник правительственной медреформы, бывший министр здравоохранения, а ныне заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения Олег Мусий отметил, что Национальная служба здоровья будет распоряжаться всем медицинским бюджетом, а это около 80 миллиардов гривен. Этот орган будет выполнять функцию заказчика медицинских услуг, оплачивать их и одновременно контролировать их качество, что чревато злоупотреблением властью. Поэтому Мусий настаивал на том, чтобы перед голосованием законопроект направили для изучения в антикоррупционный комитет. Но этого не сделали.
Олег Мусий считает, что ко второму чтению устранить коррупционные риски правительственного законопроекта невозможно. К слову, Мусий — автор альтернативного законопроекта, который парламентарии также с треском провалили.
— В цивилизованном мире во всех странах разделены функции контроля и оплаты услуг, а нам предлагают создать еще одного коррупционного монстра, который будет всем распоряжаться, — уверен Олег Мусий. — Этот законопроект приведет к уменьшению доступности медпомощи для наших граждан. Украинцы привыкли, что у нас хорошо работает экстренная помощь. Значит, и начинать реформу надо было с нее. Затем постепенно браться за семейных врачей. А уже после того, как эта система была бы выстроена, стоило бы думать, что делать со «вторичкой» — специализированной медпомощью. Вместо этого предлагается все разрушить и непонятно что построить. Мы же предлагаем строить бюджетно-страховую систему здравоохранения, а не просто бюджетную, как предлагает пани Супрун.
«В этом законе хорошо лишь то, что деньги, которые раньше разворовывались или были в виде взяток, теперь выйдут из тени»
В свою очередь, председатель парламентского комитета Ольга Богомолец заявила, что воздержалась от голосования, поскольку считает, что законопроект сырой и его необходимо доработать. По ее словам, она предложила добавить в документ несколько десятков страниц с изменениями, которые не были приняты.
— Этим законом неимущих людей вообще лишили возможности попасть в больницу, — убеждена Ольга Богомолец. — Вне закона остались психически больные люди — непонятно, по какому тарифу они будут вносить сооплату? А таких пациентов у нас 1,5 миллиона. Что будет с патологоанатомической службой? Каким образом родственники будут получать справку о смерти человека, если это не экстренная, не семейная и не паллиативная медицина? В двух статьях закона прописано, что оплата врачам (больницам) идет постфактум. Когда медучреждения получат средства за оказанную услугу — через месяц, два, полгода? Объяснения нет.
По словам Ольги Богомолец, предлагаемая система здравоохранения предполагает лечение пациентов по международным протоколам. При этом сами протоколы даже не переведены с английского языка. А ведь далеко не все врачи владеют иностранным языком, да что там, не у всех есть даже доступ к Интернету, если речь идет о сельской медицине. По международным протоколам, например, гипертонический криз не является экстренным случаем. Тем не менее украинцы привыкли, что если давление подскочило выше 200 единиц, то надо вызывать «скорую». По новым протоколам пациенту с гипертонией придется оплатить вызов бригады «скорой». А вот в каком размере — непонятно.
После принятия в первом чтении правительственный законопроект был отправлен на доработку в профильный комитет парламента.
— Я так подозреваю, что правок в этот документ будет внесено больше, чем самого законопроекта, — говорит Ольга Богомолец. — Причем привлекать надо и бюджетный комитет, чтобы Минздрав четко расписал, сколько денег потребуется на внедрение реформы, а также сами тарифы. В этом законе хорошо лишь то, что деньги, которые раньше разворовывались или были в виде взяток, теперь выйдут из тени.
Оппоненты медреформы от Минздрава считают, что ее слабым местом являются предложения по сельской медицине. Предполагается, что сельских врачей будут содержать местные общины, но если в селе не будет средств для наполнения местного бюджета, то где же брать деньги на содержание врача? Не совсем понятно, как будут обстоять дела с так называемыми госпитальными округами, которые должны в будущем заменить неэффективные районные больницы.
— Я не против медреформы, но меня сильно беспокоит доступность медпомощи в селе, — рассказала медицинский юрист Наталья Лисневская в эфире радио «Эра». — То, что больница будет расположена слишком далеко, еще не вся проблема. В селах сложно найти машину, чтобы быстро довезти больного к врачу. Например, в карпатских селах, где к тому же еще и плохие дороги. Я думаю, что над предложенными законопроектами надо еще очень много и тщательно работать. Смущает и то, что на семейных врачей возложены слишком широкие полномочия. Смогут ли они правильно поставить онкодиагноз или распознать у пациента психическое отклонение? Успеют ли создать систему семейных врачей, заключить договоры с пациентами?
Перед голосованием финансового законопроекта по медреформе депутаты настояли на внесении правок, касающихся гарантий того, что пациенты с хроническими заболеваниями или проживающие в сельской местности смогут свободно выбирать врача. Проект закона дополнен нормой, запрещающей врачам отказывать пациентам в обслуживании, в частности на основании возраста пациента, социального статуса, материального положения, а также регистрации.
Людмила Денисова, председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения проголосовала за законопроект, но заметила, что в целом ко второму чтению в него необходимо внести еще более 70 правок. Так, депутаты настояли на том, чтобы документ гарантировал бесплатное лечение детей до 14 лет, а также полную госоплату родов, медуслуг для беременных и малоимущих.
1352Читайте нас в Facebook