В Украине на два года перенесли введение самого жесткого автомобильного стандарта — Евро-6
«ФАКТЫ» внимательно следят за судьбой законопроектов, затрагивающих интересы отечественных автомобилистов. В частности, весной нынешнего года мы сообщали, что на рассмотрении в Верховной Раде находится законопроект, предусматривающий отсрочку введения Евро-6). И вот этот документ приняли в Верховной Раде. Кроме того, в парламенте ждет рассмотрения еще один не менее любопытный законопроект, которым предлагается вообще отменить в Украине современные экологические нормы выхлопных газов. Мы разбирались, какие изменения предлагают упомянутые документы и какие последствия они будут иметь.
Наша страна не давала обязательств по конкретным срокам введения нового евростандарта для автомобильных двигателей
В начале июня Верховная Рада приняла Закон «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств» (№ 5624).
Принятый проект переносит введение самого жесткого на сегодня экологического стандарта, регулирующего количество вредных веществ в отработанных газах двигателя, — Евро-6. Согласно закону, первая регистрация транспортных средств (новых или бывших в употреблении) в Украине будет возможна, если автомобиль соответствует экологическим нормам не ниже уровня Евро-6, только с 1 января 2020 года (за исключением транспортных средств, произведенных в Украине или ввезенных на таможенную территорию Украины по 31 декабря 2019-го включительно). До 2020 года будут действовать нынешние нормы — Евро-5.
По словам автора законопроекта Роберта Горвата, в странах Евросоюза промежуток между введением очередного евростандарта составляет, как правило, пять лет. Между тем в Украине экостандарт Евро-5 введен с 1 января 2016 года, а введение Евро-6 было запланировано уже на 1 января 2018 года, то есть спустя два года. По мнению Роберта Горвата, введение Евро-6 со следующего года фактически сделает невозможным ввоз в Украину легковых и грузовых автомобилей, спецтехники, машин скорой помощи старше 2015 года. Это повлечет за собой значительное подорожание подержанных автомобилей, а также производства и импорта новых машин.
Не меньше впечатляет и тот факт, что введение самого жесткого экостандарта в Украине — это, по сути, прихоть наших нардепов. Его не требует Евросоюз в рамках Соглашения об ассоциации по приведению украинского законодательства в соответствие с европейским. Украина не давала обязательств по конкретным срокам приведения национального законодательства в соответствие с требованиями Евросоюза. По крайней мере, тех, что связаны с выполнением экостандарта Евро-6.
— Украина имела полное право отсрочить переход на новые (более жесткие) экологические требования Евро-6 на автомобили до их официального введения в Украине, — сообщил глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. — И наша страна этим правом воспользовалась. Таким образом, с 1 января 2018 года ввоз в Украину авто с Евро-5 не будет запрещен!
Благодаря принятию закона иномарки в Украине не подорожают
Итак, какие же последствия повлечет за собой вступление в силу законопроекта № 5624? Отечественные автомобилисты смогут вздохнуть с облегчением. Прогнозируемого подорожания автомобилей в Украине в связи с введением Евро-6 не произойдет. В страну еще на протяжении двух с половиной лет будут ввозиться транспортные средства более низкого экостандарта, которые стоят дешевле, чем автомобили, оснащенные технологичными и дорогими двигателями стандарта Евро-6. Причем это касается не только новых, но и подержанных машин. Если бы жесткий стандарт вступил в силу, то в Украину можно было бы завезти только бэушные автомобили возрастом не старше двух лет — большинство автопроизводителей начали выпускать свои модели, соответствующие Евро-6, лишь с 2015 года.
Скажется это и на ввозе подержанных машин, которые растаможиваются по сниженному акцизу. Отсрочка введения Евро-6 позволит нашим автомобилистам приобретать более дешевые машины не старше 2010 года выпуска с уплатой сниженного акциза еще в течение 2018 года.
Напомним, что в Верховной Раде находится и другой любопытный законопроект, касающийся экостандартов для транспортных средств, — № 6238. Этот документ совсем радикален. Он предполагает отмену в Украине современных норм Евро-5 и Евро-6 и узаконивание достаточно лояльного, но вместе с тем устаревшего стандарта Евро-4. Кроме того, законопроект предлагает очередной вариант разрешения проблемы незаконной эксплуатации нерастаможенных автомобилей с еврономерами путем разрешения растаможки по льготному акцизу даже 10-летних машин.
Авторы законопроекта предлагают разрешить пропуск на таможенную территорию Украины для свободного обращения и первую регистрацию в Украине ввезенных транспортных средств (новых и бывших в употреблении или изготовленных в нашей стране) при условии их соответствия экологическим нормам не ниже Евро-4 и при этом не старше 10 лет с даты изготовления (1 января 2014 года), за исключением транспорта, произведенного в Украине или ввезенного на ее таможенную территорию до введения экологических норм не ниже уровня Евро-4.
Этот проект также предполагает внесение изменений в Таможенный кодекс Украины: ставки сниженного акциза действуют временно, до 31 декабря 2018 года, и распространяются в том числе на легковые автомобили возрастом не старше 10 лет с даты производства.
Авторы документа обосновывают целесообразность принятия этих изменений тем, что в связи с экономическим кризисом многие наши сограждане не в состоянии приобрести даже подержанное транспортное средство, так как действующее законодательство разрешает ввозить автомобили не старше пяти лет (их стоимость и за рубежом достаточно высокая). Более того, если к их цене добавить еще и таможенные пошлины, это значительно увеличивает конечную стоимость импортируемой машины.
По утверждению авторов, принятие их законопроекта решит целый ряд задач:
- позволит рядовым украинцам приобретать дешевые, но качественные автомобили;
- даст возможность тратить меньше средств на приобретение транспортного средства для ведения предпринимательской деятельности;
- ликвидирует различные коррупционные схемы ввоза на территорию Украины контрабандных или незарегистрированных транспортных средств;
- улучшит ситуацию по легализации транспортных средств на территории Украины, обеспечит постоянный контроль за их техническим состоянием и приведет к уменьшению аварийности на дорогах;
- увеличит внутренние инвестиции граждан Украины в экономику государства за счет высвобожденных средств, которые остаются на руках у населения.
Впрочем, несмотря на оптимистичные заявления авторов, законопроект предполагает ввоз в Украину достаточно старых, 10-летних, машин. В случае его принятия в страну хлынет поток технически изношенного транспорта, от которого за рубежом стараются избавиться (в таком возрасте, как правило, приходит к концу ресурс многих узлов и агрегатов машины). Недешевый ремонт иномарок ляжет на плечи украинских владельцев, а эксплуатация изношенных автомобилей сделает еще более опасным дорожное движение в Украине.
Одним из оптимальных вариантов решения проблемы является полная отмена или существенное снижение таможенных платежей при ввозе импортных транспортных средств. Это позволит украинцам приобретать достаточно современные автомобили, не тратя существенные средства на их растаможку, считает глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. По его словам, проект соответствующего документа авторы обещают подать в Верховную Раду уже к концу июня. Так что продолжение следует.
10817Читайте нас в Facebook