ПОИСК
Культура и искусство

Ежи гоффман: «марина влади лишь ускорила уход володи высоцкого из жизни… »

0:00 26 ноября 2009
Ежи гоффман: «марина влади лишь ускорила уход володи высоцкого из жизни… »
Знаменитый польский режиссер, снявший «Потоп», «Знахарь», «Огнем и мечом», приступил к работе над новой исторической картиной

Вчера в Варшаве в одном из центральных кинозалов состоялось закрытие Фестиваля украинского кино. Демонстрировали «Молитву за гетьмана Мазепу», которую презентовал режиссер Юрий Ильенко. Второй год подряд украинское кино показывают в Польше. В этом году картины «Аврора», «Однажды я проснусь», «Прощение», «Оранжевое небо» и «Orange love» увидели зрители Кракова, Сопота и Варшавы. Организаторы фестиваля — Украинская кинофундация и компания Nemiroff — ждут с ответным визитом в Украину польских кинематографистов весной 2010 года.

Фестиваль украинского кино открывал знаменитый польский режиссер Ежи Гоффман. Пан Гоффман специально прилетел для этого в свой родной Краков из Варшавы, где живет уже много лет. Автор знаменитых исторических киноэпопей на днях стал обладателем еще одного приза: картина «Потоп» была признана лучшим историческим фильмом за 100 лет существования польского кино. «Если зрители любят мои фильмы, значит в какой-то степени и меня тоже», — кокетливо признался пан Ежи.

«В женщинах и водке я разбираюсь лучше всего»

- Прекрасно выглядите, пан Ежи!

- Принимаю ваш комплимент. Какие в Украине все-таки приятные девушки… Ничего специально для того, чтобы хорошо выглядеть, не делаю. Разве что обливаюсь холодной водой. Кстати, бывая в Киеве, обязательно хожу купаться на Днепр.

РЕКЛАМА

- Давно у нас не были?

- Давненько… Сейчас у меня довольно много обязанностей и работы в Польше, связанной с подготовкой к съемкам новой исторической картины. А так хотелось бы прогуляться по Киеву… Приезжая к вам, первым делом иду к своим друзьям и родственникам, сажусь за стол. Чего скрывать, это мое любимое место. Я всегда говорил, что в женщинах и водке разбираюсь лучше всего!

РЕКЛАМА

- Никто и не сомневался. А еще в кино…

- Это бесспорно (улыбается). У меня в Киеве много друзей. Моя покойная жена Валентина была родом из этого замечательного города. У нас с Валей были любимые места: Андреевский спуск, Владимирский собор. До сих пор, приезжая в Киев, иду туда «дышать» живописью и архитектурой. Люблю бродить по Крещатику, особенно когда цветут каштаны. И, конечно, всегда захожу на Бессарабку за салом. Если долго не приезжаю в Киев, друзья мне присылают сало, ведь оно у вас просто необыкновенное, такого нигде в мире нет! Каждый, кто бывает у меня в гостях, ждет, чтобы угостил его украинским салом, маринованным чесноком и, конечно, рюмкой водки.

РЕКЛАМА

- Вы перебрались за город?

- У меня есть квартира в Варшаве, но большую часть года провожу в своем доме на Мазурах. Построил там что-то вроде имения: большой дом с бассейном, прекрасное озеро и даже монтажная. Новые сценарии рождаются именно там. К тому же друзья обожают это место.

- Барбара Брыльска бывает у вас?

- Мы с Барбарой не очень дружны. Хотя я работал с ней в картине «Пан Володыевский», где она блестяще сыграла Крысю. После трагедии с дочерью Барбара стала жить замкнуто, практически ни с кем не общаясь. Знаете, мне кажется, сейчас она даже больше известна в России и Украине, чем в Польше. Дома Брыльска редко снимается. Вот Даниэль Ольбрыхский снимается много, недавно сыграл в американском фильме. Барбара, конечно, очень красивая женщина и хорошая актриса. Но Даниэль — талант! Один из самых талантливых польских актеров.

«Роль в картине «Огнем и мечом» — лучшая работа Александра Домогарова в кино»

- В свое время вы сделали Александра Домогарова секс-символом, сняв его в роли красавца-казака Богуна в фильме «Огнем и мечом».

- Первой Александра увидела моя Валентина. Я очень долго искал актера на роль Богуна. Просматривая очередные актерские фотографии, Валентина наткнулась на снимок Домогарова и тут же воскликнула: «Это то, что ты искал!» У жены был просто блестящий «нюх» на лица. Помню, Саша приехал на пробы с совершенно белыми волосами. Он перекрасился для роли, которую играл в театре. Я сказал: «Немедленно иди в парикмахерскую! Тебе надо стать шатеном!» Саша хороший актер, но с непростым характером. Он был уверен, что умеет ездить на коне. Пришлось его убедить, что надо поучиться. Домогарову казалось, что отлично владеет саблей, но выяснилось, и тут надо еще поработать. Отдам должное, Домогаров старался. Что касается внешности… У него в картине был хороший грим. Мне лишь надо было «добыть» его глаза. И я это сделал. Так Александр и стал секс-символом…

- Достаточно попасть к правильному режиссеру.

- Думаю, в «Огнем и мечом» у него была лучшая роль в кино. Все, что он делает сейчас в сериалах, лучше не обсуждать. Никто не хочет «добывать» его глаза, мириться с какими-то привычками, терпеть. С актером надо работать. Режиссер и оператор должны сделать так, чтобы талант артиста ярко проявился на экране.

- Все сводится к тому, что вы очень талантливый режиссер.

- Это не подлежит сомнению (смеется). Правда, кроме шуток.

- Говорят, вы были талантливы и в спорте.

- Когда-то я серьезно занимался боксом, но оставил это занятие. Помню, пришел домой со сломанным носом. Отец строго посмотрел на меня, приставил руку и… как даст мне по носу с другой стороны. Нос и встал на место. Но с тех пор я с боксом завязал. Сегодня от этого увлечения остались лишь посиделки перед телевизором во время передач о боксе или поединков. Что касается нашей общей с недавнего времени проблемы — Евро-2012, то я не футбольный болельщик. Будучи в Бразилии, понял, что нам в этом виде спорта просто нечего делать. Такое впечатление, что там мальчишки уже рождаются с мячом. Славяне проигрывают. А когда славе сопутствует еще и увлечение спиртным и всякая распущенность, тут уж и говорить не о чем. Таких «талантов» хоть пруд пруди.

- Особенно в творчестве.

- Увы… Везде надо вкалывать. О польском футболе не хочу даже говорить. У вас хоть «Динамо» было с Валерием Лобановским, да время, когда играл Олег Блохин! Я ни одного матча не пропускал. Хотя проведению Евро-2012 я рад чисто с обывательской точки зрения: надеюсь, что у нас улучшится качество дорог, построят гостиницы, стадионы…

- Известно, что во ВГИК вы попали по блату.

- Не скрываю этого. Родители хотели, чтобы я стал медиком, но эта профессия меня не прельщала. Когда мне стукнуло 18, послал заявление в наше министерство образования: мол, прошу отправить на учебу в Москву, в Институт марксизма-ленинизма, а если это невозможно, тогда во ВГИК. Сейчас вспоминаю этот поступок с улыбкой. Оказалось, что в Институт марксизма-ленинизма принимали только при наличии рабочего стажа, поэтому остался ВГИК. Приемную комиссию я проходил в Варшаве. Наш знаменитый оператор Станислав Новик, председатель приемной комиссии ВГИКа, узнав, что служил с моим отцом в одной дивизии, помог мне с поступлением. Вот вам и блат… Увы, из студенческих друзей уже мало кто остался. Умер крупный кинорежиссер Литвы и советского кино Витаутас Жалакявичюс, снявший «Никто не хотел умирать», Савва Кулиш. В свое время мы были очень близки с Галиной Волчек (не в смысле интимной близости, а интеллектуальной дружбы), Женей Евстигнеевым…

«Возможно, в моей новой картине Богдан Ступка сыграет Ленина»

- Говорят, вашим большим другом долгие годы был и Владимир Высоцкий.

- Я познакомился с Володей, когда он еще не встретил Марину Влади. Это произошло в Пицунде, где мы вместе отдыхали. Бывали в одних компаниях, строили творческие планы, выпивали. Потом в его жизни появилась Марина. Мне кажется, это круто изменило Володину судьбу. Мы общались в Москве и Варшаве. Когда они с Мариной ездили в Париж, обязательно заезжали на день ко мне в Варшаву переночевать. Ночь превращалась в бесконечные разговоры, воспоминания, выпивку…

- В Москве вы тоже останавливались у Высоцкого?

- В советское время иностранцу запрещено было останавливаться у друзей. Я жил в гостинице. Правда, появлялся там редко. Мы проводили время в ресторане Дома кино, в буфете Театра на Таганке или у Володи.

- О Высоцком говорят противоречивые вещи.

- Володя — это отдельная, большая тема. И боль моя… Последний раз видел его, когда Театр на Таганке привез в Варшаву «Гамлета». Высоцкий выглядел уже очень плохо: бледный, взъерошенный, беспокойный… Я никогда не терпел Марину Влади. Знаешь, что она могла сделать? На глазах у Высоцкого пить водку из стакана, выжимая туда лимон! Это в то время, когда ему было запрещено пить, он еле сдерживался. Володя уже был «зашит», хотя я считаю, что это совершенно ему было не нужно, он никогда не был до такой степени алкоголиком, чтобы «зашиваться»! Но Марина настояла на этом шаге, чем ускорила уход Володи. Я ненавижу ее!..

- Говорят, вы подыскиваете среди украинских актрис главную героиню для своей новой картины.

- Мало ли что говорят… Мы сейчас на этапе сценария. Месяца через два начнем думать об актерах, вот тогда, вполне возможно, я обращу свой взгляд и на украинских актрис. Они действительно потрясающе красивы и талантливы.

- Руслана Писанка после съемок в «Огнем и мечом» считает вас своим крестным отцом в кино.

- Кстати, может, я подумаю и о ее кандидатуре… Моя новая картина связана с историческими событиями, произошедшими в 1920 году. По планам Кремля, после разгрома главных сил белых, когда остался лишь Врангель в Крыму, пришло время подать руку польскому пролетариату. А затем уже браться за мировую революцию. И в это же время Петлюра обращается к Пилсудскому с просьбой освободить Украину от большевиков. Фильм начнется именно с этого похода на Киев. Петлюра не получает поддержки, и Красная армия под командованием Тухачевского доходит до Варшавы. Происходит жестокое сражение, которое вошло в историю как «чудо на Висле», и Польша на 19 лет продлевает свою независимость, защищаясь от большевизма, а Европа спасается от революции. Именно эта битва заставила Ленина отказаться от идеи мировой революции.

- Кто же сыграет у вас Ленина?

- Вот сейчас над этим раздумываю. Рассчитываю, что в новой картине будет большая роль для Богдана Ступки. Может, он и сыграет Ленина.

- Было бы интересно. Кто на сей раз финансирует ваш масштабный проект?

- Мы уже имеем больше половины денег. Общий бюджет фильма составит 25 миллионов злотых (около 10 миллионов долларов.  — Авт. ). Несколько лет назад ситуация с кинематографом в Польше круто изменилась. Был создан Институт польского киноискусства, который получает проценты от всей рекламы на частном и государственном телевидении. Это позволяет кинематографистам распоряжаться своими деньгами независимо от того, хочет или нет какой-то добрый дядя дать денег на фильм. Такой же закон нужен и украинскому кино.

- Нам сейчас не до кино…

- Знаю, знаю, у нас самих скоро выборы, но искусство не должно страдать! Мне вот абсолютно нет дела до политики, я занят сценарием, батальными сценами.

- В Украине снимать будете?

- Скорее всего, нет. Может, лишь немного пейзажей на Днепре. Фильм ведь исторический, и нам не избежать постройки декораций. Деревни-то уже не те, не говоря о городах. Съемки в основном будут проходить в Польше, задействуем несколько военных полигонов. Работа начнется в июле будущего года, а 25 августа 2011-го состоится премьера картины в Варшаве.

- Вы так детально планируете жизнь на несколько лет вперед?!

- Надо все успеть! Я уже не юный мальчик, мне 77 лет. Впрочем, не будем об этом…

1704

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров