Офтальмолог Сергей Рыков: "Человеку, который пользовался очками для чтения и вдруг начал читать без них, нужно показаться врачу"
Когда человек начинает хуже видеть, то идет к врачу, чтобы выписать очки. Услышав слова офтальмолога: «У вас катаракта», недоумевает: откуда она взялась? Какие признаки катаракты? Можно ли обойтись без операции? В каких случаях помутнение хрусталика провоцирует глаукому? На эти и другие вопросы читателей во время прямой линии «ФАКТОВ» ответил заведующий кафедрой офтальмологии Национальной медицинской академии последипломного образования имени П. Л. Шупика, эксперт Всемирной организации здравоохранения по борьбе со слепотой в Украине профессор Сергей Рыков.
*— Здравствуйте, Сергей Александрович! Звонит Геннадий Николаевич из Киева. Мне 80-й год, а семь лет назад поменяли хрусталик. Сейчас мне кажется, что он покрылся какой-то пленочкой. Почему?
— Думаю, у вас вторичная катаракта. Она возникает, когда операция выполняется по современной технологии и хирург оставляет заднюю капсулу хрусталика, которая у 50 процентов больных мутнеет. Нарушение все-таки нужно исправить: обратитесь к доктору, который вас оперировал.
— Еще меня беспокоит, что недавно внутри глаза нашли родинку. Что с ней делать?
— Советую сделать фотографию глазного дна (попросите об этом специалиста по глазному дну — ретинолога, который вас осматривал) и наблюдать, как и за каждой родинкой на коже. Родинка может увеличиваться. Если будет расти в сторону, близкую к зрительному нерву и макуле (центральной части глазного дна), нужно удалить ее лазером. В Киеве, в столичном Центре микрохирургии глаза, есть городской центр лазерных методов лечения (заведующий Святослав Сук), где проводят такие операции.
*— Беспокоит Валентина Алексеевна из Днепропетровской области, мне 68 лет. Я с детства близорукая, а три года назад мне заменили хрусталик на одном глазу. Но зрение восстановилось только на 20 процентов. В чем тут дело?
— Доктор предлагает хрусталик, учитывая, какое зрение необходимо пациенту. Если человек еще работает, то ему необходим так называемый мультифокальный хрусталик, позволяющий хорошо видеть на разном расстоянии. Вам, после того, как доктор оценил строение глаза, рассчитали линзу, обеспечивающую хорошее зрение вблизи, и поставили монофокальный хрусталик. Мы часто предлагаем близоруким пациентам сохранить небольшую степень близорукости, поскольку человек привык к такому зрению. Вы как носили очки, так и дальше будете носить, только близорукость станет уже не семь диоптрий, а две-три. Когда захотите что-то почитать, то просто снимете очки.
Также перед следующей операцией важно исключить возможные осложнения на глазном дне. Если есть дистрофия сетчатки, то нужно сначала пролечить ее, а потом оперировать второй глаз. А пока не сделана операция, можно пользоваться контактной линзой.
*— Наталия из Тернополя. Два года назад врач сказал, что у меня начальная катаракта. Но я никаких признаков не замечаю. Как распознать катаракту?
— Нужно обращать внимание на любые изменения зрения. Если человек пользовался очками для чтения и после 50 лет вдруг начинает читать без них, то есть повод показаться врачу. Это говорит о том, что хрусталик увеличился в объеме, и зрение вблизи улучшилось, а вдаль — ухудшилось. Человек не может прочитать номер автобуса. Часто появляется двоение в глазах, ведь катаракта развивается несимметрично: на одном глазу быстрее, а другой видит немножко лучше.
Исчезает объемность видения. Я всегда предупреждаю своих пожилых пациентов, которые по каким-то причинам не могут сейчас оперироваться: пожалуйста, ходите с палочкой. Если теряется объем видения, то человек видит мир плоским, как в телевизоре, и может оступиться на лестнице, споткнуться о бордюр.
*— Меня зовут Татьяна Владимировна, звоню из Броваров Киевской области. Я при катаракте закапываю капли, но они не помогают. Как быть?
— Назначать капли нас «заставляют» больные, которые по каким-то причинам не могут сделать операцию. Но капли — это больше психологическая помощь, чем лечение. Согласно международным протоколам, консервативно катаракта не лечится, ведь капли малоэффективны. Единственный выход — замена помутневшего хрусталика.
*— Прямая линия? Мария Степановна из Полтавы, 82 года. У меня давно выявили отслоение сетчатки, хотя я могу читать…
— Сразу перебью вас: при отслоении сетчатки вы давно уже ослепли бы. Видимо, речь идет о дегенеративных изменениях в сетчатке — дистрофии, в частности поражении желтого пятна (макулодистрофия).
— Что же делать?
— С возрастом трудно спорить. Чтобы поддержать сетчатку, вам нужно хорошо питаться, налегать на зеленые овощи. День начинайте со стакана воды. Это наполнит клетки жидкостью, необходимой для их нормального функционирования. А через полчаса на завтрак полезно приготовить и съесть салат из овощей зеленого цвета и листовой зелени. «Зеленую» диету мы рекомендуем всем пациентам, имеющим проблемы с сетчаткой. Можно использовать все сезонные овощи зеленого цвета или близкого к зеленому, например, желтые помидоры.
Листовой салат, капусту, огурцы, укроп, петрушку и другую зелень измельчите и заправьте тремя видами растительного масла (по одной чайной ложке) — оливкового холодного отжима, нерафинированного подсолнечного и кукурузного. Если нет гастрита, можно добавить немножко лимонного сока. Этот салат содержит много микроэлементов и витаминов, а также провитаминов группы В, которые во время пищеварения усваиваются в виде витаминов. Растительное масло богато жирорастворимыми витаминами, А и Е.
Зеленый салат очень полезен для сетчатки: через сосуды на глазное дно, в котором открываются капилляры и микрокапилляры, попадает больше важных компонентов, и состояние улучшается. Если в сезон два месяца посидеть на «зеленой» диете, то зрение заметно повысится. Это особенно важно, когда проблемы с сетчаткой вызваны диабетом, близорукостью, гипертонической болезнью, а также при возрастных изменениях.
— Меня еще беспокоит катаракта на левом глазу.
— Разумеется, катаракту лучше удалить, чтобы вы могли яснее видеть. Но высокого зрения не ждите, потому что в сетчатке есть возрастные изменения. Также советую вам регулярно — раз в два месяца — посещать офтальмолога, чтобы врач проверял внутриглазное давление. Когда катаракта зреет, оно повышается и можно пропустить глаукому, которая опасна слепотой.
*— «ФАКТЫ»? Лариса Власовна, киевлянка, 77 лет. В 2004 году мне поменяли хрусталик на левом глазу, а сейчас начало беспокоить ощущение песка в глазах. Обследовалась, и оказалось, что на правом глазу возникла катаракта. Врачи рекомендуют операцию. Но я перенесла инсульт, хожу с тростью. Время терпит?
— Возможно. Если я вижу, что срочности в операции нет, то всегда спрашиваю пациента, хватает ли ему зрения. У работающего человека, которому 80 процентов зрения мало, выход один: сделать операцию по замене помутневшего хрусталика. Если на уровне вашего зрения внутриглазное давление в норме, то в операционную спешить не стоит.
*— Ирина из Ирпеня, 57 лет. Недавно врач выписала новые очки (у меня близорукость). То ли я не могу привыкнуть к линзам, то ли они неправильно подобраны, но у меня болит голова, глаза просто на лоб вылазят. Что делать?
— Советую вам обратиться к офтальмологу, чтобы врач проверил центрирование линз (его обычно проводят с помощью линейки). Если есть смещение, то возникает призматический эффект, и начинают болеть глаза. Кроме того, офтальмологи, выписывая рецепт, иногда допускают гиперкоррекцию. Раньше представители старой медицинской школы говорили, что очки должны быть немного слабее, «чтобы глаз не ленился». Но дело не в этом: после 35 лет аккомодация не работает, и если при близорукости дать полную коррекцию, то человек будет чувствовать дискомфорт. Поэтому важно ориентироваться на ощущения: когда пациент говорит, что такая острота зрения его напрягает, врач должен подобрать линзы слабее.
А вот близоруким детям мы корректируем зрение полностью, причем как в очах, так и в контактных линзах. Ведь при неполной коррекции из-за того, что внутренняя аккомодационная мышца перенапрягалась, возникал спазм, ребенок видит нечетко.
*— Это Нина, 60 лет. Живу в Измаиле. У меня зимой по утрам возникает сильное слезотечение, а летом отекают веки. Как с этим справиться?
— Думаю, слезы текут из-за холодовой аллергии. Вы из теплого помещения выходите на улицу, и если там хотя бы на 10 градусов прохладнее, то глаз защищается от холода большой густой слезой. Ее выделяется довольно много — до 20 миллилитров в минуту, и это своеобразная шуба для глаза. Как только остынет носослезный канал (это происходит через 15—20 минут пребывания на холоде), слеза уходит.
Чтобы чувствовать себя комфортнее, можно закапывать капли, улучшающие структуру слезы, а отеки век снимают другие капли. Если улучшения не будет, желательно обратиться к специалисту, который занимается пластикой век. Отеки могут быть из-за грыжи: с возрастом рассасывается специальная фиброзная оболочка, которая держит глаз (он имеет определенный вес), и клетчатка выходит в ячейки под кожей, вызывая чувство сдавливания.
*— Валерий Васильевич, 67 лет. Два с половиной месяца назад мне удалили почку (там была опухоль). С тех пор по утрам ощущаю сильную отечность век. Умываюсь холодной водой, и отеки немного уменьшаются. Как с ними справиться?
— Думаю, что появление отеков связано с функцией почки. Если в организме задерживается вода, то в первую очередь отекает подкожно-жировая клетчатка ног и век. Например, когда за голову укусит пчела, то сразу же возникают отеки век: клетчатка под кожей, как вата, впитывает воду. Вам нужно проконсультироваться у терапевта или нефролога. Врач подберет мочегонные препараты, изгоняющие излишек воды. А отеки и чувство тяжести верхнего века можно снять с помощью глазных капель, которые называются искусственная слеза.
*— Могу я поговорить с доктором? Меня зовут Валя, звоню из города Каменка Черкасской области. Моему знакомому 40 лет, у него близорукость. На каждом глазу, с перерывом в десять лет, ему оперировали отслоение сетчатки. Это может грозить зрению?
— Отслоение сетчатки часто возникает у близоруких людей, ведь при миопии глаз растягивается. Выполняя операцию, офтальмолог вводит в глаз силикон, чтобы придавить отслоившуюся сетчатку и ускорить ее приживление. Затем силикон удаляется, и врач наблюдает, как функционирует сетчатка. Высокого зрения у человека не будет, но глаз как орган сохранится.
Поэтому вашему знакомому следует регулярно, хотя бы раз в год посещать врача-офтальмолога, который проводил эту операцию, чтобы проверить зрение.
*— Беспокоит Василина из Стрыя Львовской области. У меня на левом глазу катаракта. Хотела бы сделать операцию в киевском Центре микрохирургии глаза. Что для этого нужно?
— Сдайте общие анализы по месту жительства и, когда будут готовы результаты, приезжайте. Центр микрохирургии глаза находится в Киеве на проспекте Комарова, 3. Предварительно перезвоните по телефону (044) 408−05−36, но желательно не раньше сентября.
К сожалению, государственной программы по лечению катаракты нет. Хотя в операции нуждается примерно 250—300 тысяч человек в год, оперируем только каждого четвертого. Часто встречаются запущенные случаи, а ведь менять хрусталик в начальной стадии катаракты гораздо легче для хирурга и лучше для пациента. При незрелой катаракте можно применить современный метод, который называется факоэмульсификация: раздробить хрусталик ультразвуком и вымыть осколки.
Внутрь глаза подается маленькая доза ультразвука, которая не повреждает роговицу. Легче протекает послеоперационный период. Многие пациенты рассказывают, что не почувствовали, что им провели операцию — только вот зрение стало лучше. При зрелой катаракте есть опасность повредить роговицу, а послеоперационное восстановление затягивается до полутора-двух месяцев.
— Офтальмолог в поликлинике сказала, что если катаракту оперировать поздно, то может развиться глаукома. Это так?
— Запущенная катаракта уже является признаком начальной глаукомы. Катаракта — это мутный хрусталик, который увеличивается в объеме и пережимает пути оттока жидкости из глаз. Она застаивается, внутриглазное давление повышается, повреждается зрительный нерв, и возникает глаукома.
Каждый человек начиная с 40 лет должен раз в три года проверять внутриглазное давление. Сегодня научные исследования доказывают, что к возникновению глаукомы существует генетическая предрасположенность. Если мы знаем о генном дефекте, то можно не ждать 40 лет (тогда, при первичной глаукоме, уже теряется четверть нервных клеток в зрительном нерве), а назначить раннее лечение.
Причем носителю дефектного гена даже при нормальном внутриглазном давлении — 18 миллиметров ртутного столба — мы назначаем лечение, снижающее его до 12. Тогда нервные волокна останутся живыми.
9904Читайте нас в Facebook