"Никто не замечал, что один рукав блузы Нины Матвиенко пришит... наизнанку. Настолько безупречна решетиловская вышивка"
Городок Решетиловка на Полтавщине издавна славится своей вышивкой «белым по белому». Это ремесло стало здесь популярным после отмены крепостного права в 1861 году. Люди, освобожденные от повинности батрачить на помещиков, начали развивать собственную мануфактуру. Ее направление определилось само по себе — вдоль речки Говтва хорошо росли лен и конопля. Из них пряли нитки и ткали полотно. Чтобы после раскроя не пропадали маленькие кусочки ткани, мастерицы сшивали их и таким образом получали дополнительную одежку для семьи. Нитки для швов выдергивали из той же материи. А потом еще и декорировали швы затейливыми стежками, что придавало изделию рельеф и особую красоту. На грубой ткани рисунки нитками давали светотеневой эффект и выглядели изящно. По одной из легенд, название Решетиловка происходит от слова «решето», потому что здешние мастерицы как бы решетили полотно.
Минуло более 150 лет, а решетиловская вышивка все так же популярна.
Разные времена переживали решетиловские мастера. Но когда в начале 2000-х прекратила существование фабрика художественных изделий, которая работала с 1905 года и специализировалась на производстве декоративных тканей, дорожек, скатертей, ковров, вышитых рушников, сорочек, многим казалось, что Решетиловка утратит славу центра украинского народного творчества. И все же мастера сохранили традиции ручной вышивки, передававшиеся из поколения в поколение.
Всплеск интереса к вышиванкам породила «оранжевая» революция, в результате которой президентом страны стал ценитель украинской культуры Виктор Ющенко.
— У Виктора Андреевича есть (во всяком случае, была) моя сорочка, — рассказывает самая известная решетиловская вышивальщица, заслуженный мастер народного творчества, преподаватель местного художественного профессионального лицея 54-летняя Надежда Вакуленко. — После прихода к власти Януковича мы переживали, что наше ремесло опять окажется в загоне. Но волнения были напрасными — народ сделал свой выбор. Кстати, для Януковича у меня тоже заказывали сорочку, правда, на нем я ее не видела…
После Майдана спрос на вышиванки только возрос. У меня, например, заказов на целый год вперед! Чтобы вышить мужскую сорочку, требуется в среднем месяц, женскую блузу — три месяца. Я не берусь за иголку с плохим настроением или с головной болью (хорошо, что таких дней в году совсем немного), ведь вышиванка должна нести только положительную энергию. Хотя не все клиенты это понимают. Как-то одна женщина из Полтавы обиделась, что я не успела к определенной дате вышить сорочку для ее супруга. «Вы понимаете, что мой муж — депутат областного совета и ему нужно прийти на сессию в вышиванке?!» — возмутилась заказчица. «Извините, но у меня даже народные депутаты стоят в очереди», — ответила я.
Над одним из заказов Надежда Викторовна работала целых полгода.
— Невеста пожелала, чтобы на свадебном платье были вышиты маки, — поясняет мастерица. — Работай я цветными нитками, это было бы просто. Но в плоском рисунке белыми нитками добиться схожести с натуральным цветком технически очень сложно. Я сделала два или три десятка эскизов на бумаге, прежде чем у меня что-то вышло…
Причем вышло так, что глаз от платья не оторвать! Оно надето на манекен в рабочей мастерской Надежды Вакуленко как образец высокого искусства. Это тончайшая работа, в которой переплетены традиционные и нестандартные технологии вышивки. Платье красиво что спереди, что сзади. Кстати, я впервые видела вышивку… на спине. Она — словно нежное кружево.
— Мы договорились с заказчицей, что она будет давать мне это платье на выставки и презентации, — говорит Надежда Викторовна. — Платью уже восемь лет, его надевали несколько раз по особо торжественным случаям. Уверена, столь дорогая вещь (тогда платье стоило 1200 долларов) будет передаваться в семье из поколения в поколение.
Уникальный свадебный наряд тоже сыграл свою роль в том, что Министерство культуры Украины на основании решения экспертного совета, в который входят известные фольклористы и этнографы, включило технологию исполнения решетиловской вышивки «белым по белому» в Национальный перечень нематериального культурного наследия.
*Заслуженный мастер народного творчества Надежда Вакуленко: «Это свадебное платье я вышивала полгода»
Так в чем же состоит уникальность решетиловской вышивки? Этот вопрос Надежда Вакуленко слышит постоянно.
— Если вышивальщицы из других областей используют в одной работе две-три техники, то наши — пять—семь, — объясняет мастерица. — Вообще же, техник существует более сотни. В орнаментах решетиловских вышиванок обязательно присутствует мережка, которая предполагает вытягивание ниток ткани, на которую наносится узор. Сама мережка имеет множество видов: ляховка, прутик с настилом, столбик, гречечка, овсяночка, лучка, шабак, чисна и безчисна… Кстати, вы обратили внимание на то, с какой любовью народ давал названия этим техникам? Для решетиловской вышивки характерны вырезание ниток после обшивки контуров, зубцевание (обработка краев орнамента в форме зубчиков); лиштва гладью (прямая и косая), зерновой вывод, клетка, соловьиные глазки… Обязательно — размежевание между основным рисунком. Орнамент у нас мелкий, напоминает нежную изморозь и занимает почти всю площадь вышивки, в отличие от многих современных халтур, на которых он вытянут из-за того, что вышивальщицы берут на иголку больше ниток, чтобы быстрее выполнить работу.
В старину решетиловские вышивальщицы, чтобы получить качественные белые нитки, скручивали их прядями и клали в бочку без дна, пересыпая золой, полученной из березы или ольхи, заливали горячей водой и сутки настаивали. Затем тщательно полоскали нитки и высушивали. Процедуру повторяли несколько раз.
Кроме белых ниток, использовали и цветные пастельных тонов. В качестве краски мастерицы использовали в основном отвар луковой шелухи, потому что это было доступно.
Жизнь внесла свои коррективы в давние традиции. В советские времена, да и в постсоветские тоже, лучшими нитками для вышивания считались мулине производства Ленинградского прядильно-ниточного комбината имени Кирова. Сейчас решетиловские мастерицы заказывают исключительно французские нитки — они мягкие, шелковистые, их цвета сочные и стойкие.
Лучшей тканью для вышиванок считается маркизет, сотканный из тончайших хлопковых нитей, прошедших специальную химическую обработку. Советские ученые разработали эту технологию для нужд авиации. Вышивать на такой ткани очень сложно и ценится она высоко.
Сегодня национальную украинскую одежду в Решетиловке шьют в основном из белорусского льняного полотна. В нем очень хорошо переплетены волокна, что позволяет наносить красивый ровный рисунок.
Несколько лет назад профессиональные вышивальщицы поменяли, оказывается, даже иголки. Теперь мастерицы используют иглы с тупыми кончиками. Работать такими быстрее — они точно попадают в дырочки между нитями.
— Говорят, что вышиванка — это код нации. А что означают на ней детали орнамента?
— Уверена, что именно благодаря вышиванкам украинцев узнают в мире, это и есть код нации, — говорит Надежда Вакуленко. — Для нас это оберег, своеобразная защита от негативной энергетики. Замкнутый рисунок символизирует космос, бесконечность. Ромбы и треугольники — соответственно женское и мужское начало. Птицы — зарождение жизни, цветок с восемью лепестками — символ солнца, вечного движения. Лилия — любовь, виноград — создание семьи… Девочкам полагается носить вышиванки с лилиями, мальчикам — с дубовыми листьями, которые символизируют мужскую силу.
Популяризатор и хранительница традиций решетиловской вышивки Надежда Вакуленко родом из небольшого поселка Ясный Волочисского района Хмельницкой области. Закончив восемь классов на одни пятерки, она имела право поступать без экзаменов в училище либо в техникум. Но поскольку в ее районе ничего подходящего не нашлось, Надя решила ехать учиться ковроткачеству в Решетиловское ПТУ, на объявление которого случайно наткнулась в районной газете.
— Оказалось, что группа уже набрана, и мне предложили подавать документы на вышивальщицу, — вспоминает Надежда Викторовна. — Тогда я знала только две техники вышивания — крестиком и гладью, и мне это казалось совсем неинтересным. Наверное, увидев на моем лице разочарование, директор предложила посмотреть музей вышивки, созданный в училище. И я была так потрясена, что уже ни о какой другой профессии думать не могла. А мою давнюю мечту осуществила дочка — стала мастером по ткачеству ковров.
Одной из первых серьезных Надиных работ в ПТУ была вышивка для свадебного платья дочки актрисы Нилы Крюковой.
— Девушка выходила замуж то ли за канадца, то ли за бразильца, и известная артистка попросила заслуженного мастера народного творчества, лауреата премии имени Тараса Шевченко Надежду Бабенко, которая нам преподавала технику вышивания, разработать эскиз свадебного наряда, — вспоминает Надежда Вакуленко. — Надежда Нестеровна разработала его в желтых и синих цветах, как просила заказчица. Мы с одногруппницами тайно расшивали ткань и удивлялись такому сочетанию, не понимая его символического значения. Оно нам тогда еще ни о чем не говорило. А украинская интеллигенция уже тогда, при Союзе, идентифицировала себя через вышиванку.
С Надеждой Нестеровной дружила и Нина Матвиенко. Одну из сценических блуз певицы мы тоже создавали по эскизам известной мастерицы. В Решетиловке сделали только вышивку на маркизете, а шили блузу в Киеве. Нина Матвиенко лет семь в ней выступала, и лишь потом кто-то из знатоков народного творчества разглядел, что один из рукавов пришит… наизнанку. Просто вышивка была настолько безупречной, без единого узелка, что не каждый мог отличить, где у нее «лицо», а где изнанка.
— Признайтесь, вышивальщицы — люди обеспеченные?
— Вряд ли. Но это профессия, которая всегда может выручить. В трудных девяностых, помню, нам семь месяцев не платили зарплату. Только благодаря заказам на вышивку моя семья тогда выжила. Да и вообще, какие ставки у преподавателей? Если бы я получала пристойные деньги, то могла бы столько идей воплотить! Я ведь не просто вышивальщица, а художник-мастер по вышивке (второе специальное образование получила в Вижницком училище прикладного искусства в Черновицкой области, а высшее — в Полтавском педагогическом институте). То есть создаю рисунки на полотне. Заметьте, карандашом по ткани не попишешь, все узоры просчитываются по ниточке.
— Кого-то шитье или вязание успокаивает, кого-то раздражает. А что вы чувствуете, когда берете в руки пяльцы и иголку?
— Внутреннюю гармонию. Я так люблю вышивать, что даже не представляю себя в другой профессии. Рукоделие везде со мной. Беру его даже в зарубежные поездки, хотя точно знаю, что заниматься любимым делом будет некогда. Но так мне спокойнее.
Кстати, сын Надежды Александр (он, как его мама и сестра, мастер народного творчества и преподает в лицее) был первым выпускником средней школы в Решетиловке, который пришел на выпускной вечер в вышиванке.
— Это было 15 лет назад, — с улыбкой вспоминает Надежда Вакуленко. — Я вышила для сына сорочку белыми нитками по белому полотну, а завязки сделала черными, под цвет брюк. И вот подходим мы с Сашей к собравшимся возле школы выпускникам, и у сына начинается истерика: «Мама, я вернусь домой, надену пиджак. Ты видишь, все в пиджаках!» К счастью, нас догнал директор школы. Увидев необычный наряд Саши, он пришел в восторг: «Какой ты красивый! — сказал директор. — Хочу, чтобы именно ты прочитал клятву выпускника». И мой сын приободрился, почувствовал себя уверенно.
А сейчас потчи все школьники на последний звонок и выпускной вечер приходят в вышиванках.
И на фестиваль народного творчества «Решетиловская весна», который зарождался 20 лет назад и недавно приобрел статус областного, раньше только продавцы надевали вышиванки. В этом году, по моим наблюдениям, вышиванки были практически на всех. Для кого-то, возможно, это дань моде, но для большинства, уверена, уже потребность.
3038Читайте нас в Facebook