Искусствовед Марьяна Кружкова: "Айвазовский не писал море с натуры. Он изображал его по памяти"
Иван Айвазовский — непревзойденный маринист. За всю жизнь художник написал около шести тысяч картин. На одном из своих юбилеев, устроив пышный обед, на котором присутствовало немало именитых современников, Иван Константинович вдруг обратился к гостям: «Прошу простить моего повара — он забыл приготовить десерт». Как же изумились присутствующие, когда вместо десерта прислуга стала разносить на тарелках… небольшие пейзажи, выполненные юбиляром. По одному на каждого!
На открывшейся в Киеве выставке «Гений и море» из собрания Национального музея «Киевская картинная галерея» ценители красоты могут увидеть такие шедевры Ивана Айвазовского, как «Буря», «Вид на острове Капри», «Арба в поле», «Сцена из Каирской жизни», «Афинский Акрополь», «Волга у Жигулевских гор»…
Посетить выставку киевляне и гости украинской столицы могут до конца октября.
— Интересно, что практически все картины Ивана Айвазовского написаны не с натуры, а по памяти, — рассказывает ведущий научный сотрудник Национального музея «Киевская картинная галерея» Марьяна Кружкова. — На полотнах море в разное время года и суток, в штиль и бурю. Художник много путешествовал, наблюдал… Затем по памяти переносил свои впечатления на холст.
— Читала, что написать картину художник мог за несколько часов.
— Думаю, что на создание шедевров он тратил гораздо больше времени. Говорил, что в первую очередь прорабатывает эмоциональный центр картины — например, луну, лунную дорожку на морской глади… А все остальное проходит «быстрой кистью». Это был метод Айвазовского, к которому он пришел в ранний период своего творчества. О выставке 1841 года рассказывал так: «Когда я уезжал в Италию, мне все твердили в виде напутствия: „С натуры, с натуры пишите!“ Живя в Сорренто, я принялся писать вид его с натуры… Писал я ровно три недели, затем также написал вид Амальфи. В Вико написал две картины на память: закат и восход солнца. Эти две картины вместе с видом Сорренто были выставлены мною — и что оказалось? Толпы посетителей выставки, обходя вид Сорренто, как место давно знакомое и приглядевшееся, собирались перед картинами, изображавшими живую природу, и весьма лестно отзывались о них. Между тем вид Сорренто я писал три недели, а эти картины не более как по три дня каждую, но я писал их под наитием вдохновения, а оно-то необходимо художнику».
— Одно европейское издание, пытаясь объяснить феномен Айвазовского, писало, что ему достаточно взять в руки кисть и крикнуть волнам: «Не с места!» — и они сами возникают на полотне. Другое издание высказывало предположение, что художник, вероятно, глухонемой, ибо только при отсутствии слуха и речи может развиться столь острое зрение…
— Айвазовский обладал действительно феноменальной зрительной памятью. Это восхищало и рождало легенды. Одарен был, кстати, во многом. Имел прекрасный слух, великолепно играл на скрипке. А секрет виртуозности создания гениальных полотен — в таланте и большом труде Ивана Константиновича.
— Несколько лет назад директор одного из всемирно известных аукционных домов рассказывала мне, что полотна Ивана Айвазовского подделать практически невозможно. Если картина создавалась дольше, чем это делал знаменитый художник, инфракрасный анализ покажет, что краски высыхали неравномерно.
— И тем не менее его работы подделывают часто, так как он — один из самых популярных художников в мире.
— Сегодня полотна Айвазовского на мировых аукционах продаются за баснословные деньги. К слову, при его жизни тоже были в цене. Читала, что царь Николай I как-то сказал: «Все, что будет написано Айвазовским, я куплю…»
— Его творчеством восхищались многие современники. Например, Пушкин. На одну из первых выставок Айвазовского он пришел с женой Натальей Гончаровой. Художник был тогда совсем юн. Он восторгался талантом Пушкина. И даже написал цикл картин, которые посвятил поэту. К слову, известность пришла к Айвазовскому, когда ему было чуть за двадцать. Популярность была феноменальной. После триумфальной выставки в Италии в 1873 году его автопортрет заказала галерея Уффици во Флоренции. Он был почетным членом Императорской академии художеств, а также членом академий в Риме, Флоренции, Париже, Амстердаме…
*Марьяна Кружкова: «На полотнах художника, где изображена морская стихия, обязательно что-то указывает на то, что человек спасется»
— Известно, что и критиковали Айвазовского немало.
— В академических кругах действительно не принимали многое в его методе. Считалось, что такое число работ и быстрота их написания свидетельствуют о небрежном отношении к творчеству.
— Запомнилось, как один искусствовед заметил, что Айвазовский работал… как целая фирма. Писал картины и большие, и маленькие. А главное, они нравились практически всем! Но быстрота быстротой, а произведения Айвазовского экспонировались в Лувре. Все ли коллеги-критики могли похвастаться подобными успехами?
— Более того, по итогам выставки Французская академия художеств даже наградила его Золотой медалью.
— А насколько Айвазовский был обеспеченным человеком?
— Достаточно состоятельным. В Феодосии, где жил, его называли отцом города. Огромный финансовый вклад художник сделал в его развитие. Открыл школу, где обучались молодые живописцы, картинную галерею, филармонический зал, заботился об устройстве библиотеки, на свои средства построил музей древностей. Финансово участвовал в строительстве железной дороги, сооружении водопровода.
— Самая знаменитая картина Айвазовского — «Девятый вал», которую Иван Константинович написал в 33 года. Его современники считали ее чудом.
— Да, это так. Во-первых, в ней присутствует практически весь спектр цветовой палитры. А, во-вторых, картины Ивана Константиновича всегда жизнеутверждающи. На его полотнах, где изображена морская стихия, обязательно что-то указывает на то, что человек спасется.
— Интересно, сам он попадал в кораблекрушения?
— Нет.
— Известно, что у Ивана Айвазовского было два брака.
— Первый раз он женился на англичанке Юлии Гревс. У них родились четыре дочери. Но брак распался из-за того, что Айвазовский не желал жить в Петербурге, ему нравилась Феодосия. А Юлии хотелось жить в столице. Второй раз Иван Константинович женился на молодой вдове Анне Бурназян. Он был старше ее почти на сорок лет. Брак оказался счастливым. Свадебное путешествие супруги совершили по Волге. Под его впечатлением была написана экспонируемая на выставке картина «Волга у Жигулевских гор». Общих детей у пары не было. С дочерьми он сохранил дружеские отношения. Вообще мне кажется, что Айвазовский был человеком добрым. Несмотря на славу, звездной болезнью, говоря языком современным, не страдал. Феодосийцы знали, что всегда могут к нему обратиться за помощью.
*Иван Айвазовский много путешествовал по миру. Одна из самых впечатляющих работ на выставке — «Афинский Акрополь»
— Кроме живописи, у него было еще какое-то любимое занятие?
— Иван Константинович интересовался историей флота и судостроения, археологией, философией.
— Я видела работы Айвазовского в Стамбуле — во дворце Долмабахче. Интересно, сколько стран посетил художник?
— Был и в Европе, и в Азии, и в Америке. Из каждой поездки привозил новые впечатления. Например, под впечатлением посещения Египта была создана экспонируемая на выставке работа «Сцена из Каирской жизни». В 75 лет художник посетил США. Результатом поездки стало полотно «Ниагарский водопад».
— В жизни художника случались чудеса?
— Вся его судьба — чудо! Родился он ведь в семье, которая была далека от искусства. Отец занимался торговлей. Художественный талант Айвазовского проявился еще в детстве. Он любил рисовать мелом на стенах домов. На юное дарование обратил внимание губернатор Феодосии Казначеев. При его содействии Айвазовский был зачислен в симферопольскую гимназию. А спустя время принят за казенный счет (отец будущего художника разорился) в Императорскую академию художеств Санкт-Петербурга. Окончил ее с Большой золотой медалью.
За успехи в учебе был отправлен в путешествие по Европе. «Я видел творения Рафаэля и Микеланджело, видел Колизей, церкви Петра и Павла. Смотря на произведения гениев и громады, чувствуешь свое ничтожество! Здесь день стоит года», — говорил художник. А в 24 года и сам вернулся на родину с мировой славой.
— Иван Айвазовский прожил 82 года. От чего он умер?
— Иван Константинович скончался во сне. До последнего дня своей жизни трудился. Писал картину «Взрыв турецкого корабля». Закончив работать, лег спать и больше не проснулся. Случилось это 117 лет назад. Но все это время слава его не меркнет…
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
3319Читайте нас в Facebook