«Когда мне «усушили» межпозвонковую грыжу и через три часа отпустили домой, поразился: зачем было десять лет страдать?»
— После операции врач запретил в течение месяца поднимать тяжести, поэтому жену, как понимаете, на руках пока не ношу, — с улыбкой рассказывает 36-летний полтавчанин Дмитрий Жмуренко. — Некоторое время нельзя наклоняться и сидеть. Еще хожу в бандаже, поддерживающем позвоночник. А в остальном все прекрасно. Сегодня, через три недели после операции, мне уже разрешили делать упражнения в состоянии стоя и лежа. Еще через неделю приступлю к работе. Боли практически не чувствую. Если бы знал раньше о том, что существует такой метод лечения межпозвонковых грыж, как нуклеопластика, разве тянул бы с операцией?
Окончательно подкосил крепкого молодого мужчину… мешок с яблоками. Собственно, яблоками он был заполнен всего наполовину. Но этой тяжести хватило, чтобы Дмитрий упал и не смог подняться.
— До того боль в пояснице мучила меня лет десять, — признается мой собеседник, успешный предприниматель. — Надеялся, что это само пройдет. Потом все же сделал МРТ. Результат ошеломил. Врач сказал: «У вас три грыжи, одна из которых критическая. Нужна операция». Я так испугался, что не уточнил, в чем суть операции. Был уверен, что это наркоз, кровь, швы, боль. Поэтому продолжал жить со своей проблемой до того самого момента, пока не поднял полмешка яблок. После три недели пролежал плашмя. Уколы не помогали, и я уже был готов на все, лишь бы снова встать на ноги. Хорошо, что мой друг, врач по профессии, посоветовал обратиться к одному из лучших хирургов-ортопедов Полтавы Александру Савченко. Я доверился мнению друга, отзывам других знакомых, которые лечились у этого доктора, и отправился к нему.
Сомнения Дмитрия насчет удаления грыжи окончательно развеялись после личной беседы с Александром Савченко. От него мужчина впервые услышал о передовой медицинской методике — радиочастной абляции (нуклеопластике) межпозвонкового диска, с помощью которой уже несколько лет в Украине проводят операции на позвоночнике и суставах.
— Через три часа после операции я уже ушел домой, — удивляется возможностям современной медицины Дмитрий Жмуренко. — Сейчас даже бегаю. Знать бы раньше, что все так просто!
Врач подробно объяснил Дмитрию Жмурко, как «высушивают» грыжу диска. Рассказал о том, что щадящая малоинвазивная операция длится менее получаса. Под местной анестезией пациенту делают проколы диаметром всего два-три миллиметра, через которые под рентген-контролем в ядро межпозвонкового диска вводится электрод для передачи импульсов холодной плазмы.
— Благодаря плазменным импульсам ядро испаряется, уменьшается выпячивание грыжи, она перестает давить на нервный корешок — и болевой синдром исчезает, — говорит спинальный хирург отделения травматологии Полтавской областной клинической больницы восстановительного лечения и диагностики Александр Савченко. — Метод называется нуклеопластика (абляция).
— А при каких заболеваниях показано прижигание нервов с помощью тока высокой частоты?
— Так лечат артроз коленных и тазобедренных суставов, межреберную невралгию, снимают боль в позвоночнике, суставах, копчике, благодаря этому методу уходят болевые ощущения после эндопротезирования, которые невозможно снять консервативно. В медицине метод еще называется радиочастотной денервацией — токи ультравысокой частоты (как и при абляции) через микропроколы направляются к вызывающим боль нервным окончаниям и блокируют их. Метод практически не вызывает осложнений, его можно применять для лечения пациентов с высоким операционным риском, например, пожилых людей.
При этом госпитализация не требуется. Пациент проводит в стационаре полтора-два часа. Эффект лечения длится от нескольких месяцев до нескольких лет.
*"Я доверился совету друзей и обратился за помощью к хирургу-ортопеду Александру Савченко. После операции уже бегаю", — говорит Дмитрий, пожимая руку доктору
В практике ортопеда-травматолога немало случаев, когда без скальпеля не обойтись. Хирургическое лечение межпозвонковой грыжи, например, применяется после длительных и безуспешных попыток пациента решить проблему консервативным путем.
— Я трудилась на местном сырзаводе, — рассказывает 43-летняя жительница райцентра Гадяч Полтавской области Алла Куцевая. — Каждую смену приходилось таскать тяжести — мешки с сухим молоком, бидоны с сывороткой. От постоянных тяжелых физических нагрузок у меня начала болеть спина. Мне советовали то одну бабушку, которая вправляет диски, то другую, то дедушку. На некоторое время костоправам удавалось снимать боль, однако, как я теперь понимаю, заболевание только прогрессировало. И хотя я уже давно работала сменным мастером на предприятии и нагрузки стали меньше, боль в пояснице меня настолько донимала, что не могла ни сидеть, ни лежать. Левая нога немела, еле ее волочила… У меня просто не было сил ходить. По сути, жила на обезболивающих. Однажды во время ночной смены я просто упала, а встать не смогла. Думала, ущемился нерв.
Меня госпитализировали в районную больницу, где две недели безуспешно вводили противовоспалительные препараты. Капельницы, уколы… Я терпела, надеялась, что вот-вот станет легче. Убедившись в неэффективности назначенной терапии, врачи решили отправить меня на МРТ в Полтаву. Исследование показало, что у меня несколько грыж межпозвонковых дисков в поясничном отделе. Кроме того, остеохондроз, сколиоз, узлы Шморля (патологические новообразования в структуре межпозвонковых дисков, которые формируются лишь в области позвоночного столба. — Авт.), стеноз позвоночного канала… Александр Витальевич Савченко был категоричен: «Нужна операция!» Врач объяснил: чтобы я могла ходить, нужно удалить грыжу и зафиксировать поврежденный сегмент позвоночника специальной конструкцией. Конечно, мне потребовалось время, чтобы смириться с «приговором». Но спасибо доктору, он меня очень поддержал морально, убедил, что все будет хорошо, а в операционной, до момента, когда подействовал наркоз, даже держал за руку.
*"Щадящая операция длится около получаса, и риск осложнений сводится практически к нулю", — говорит врач-ортопед Александр Савченко. Такую операцию перенесла Алла Куцевая
После оперативного вмешательства прошло уже два месяца. Алла чувствует себя практически здоровой. Избавившись от постоянной изнуряющей боли и искривления позвоночника, женщина сознается, что будто заново родилась. И давление пришло в норму, и головные боли исчезли, и улыбка на лице появилась.
— Даже пол в доме шваброй уже мою, — рассказывает Алла Куцевая. — Наклоняться пока нельзя, тяжести поднимать — тоже, так я приспособилась ставить небольшое ведерко с водой на стульчик и таким образом убираю в доме.
— Методику фиксации поврежденных позвонков металлическими конструкциями начали использовать в мире с начала восьмидесятых годов прошлого века, — рассказывает Александр Савченко. — Но она до сих пор незаменима при сложных переломах позвоночника, которые случаются, когда человек попадает в ДТП или даже падает с высоты собственного роста (при остеопорозе). Показанием для таких операций являются также дегенеративные заболевания позвоночника: большие межпозвонковые грыжи, деформирующий артроз, стеноз позвоночного канала. Тонкие стальные пластины вставляются в поврежденные позвонки и фиксируются шурупами. В дальнейшем вероятность рецидива межпозвонковых грыж практически сведена к нулю. Обычно для стабилизации сегмента достаточно двух — четырех шурупов, но в моей практике был случай, когда пациентке пришлось вставлять аж четырнадцать — настолько был «разболтан» ее позвоночник.
— Александр Витальевич, люди обращаются к хирургам тогда, когда уже действительно, как говорится, падают с ног. Многие просто боятся возможных послеоперационных осложнений, поэтому терпят боль…
— Да что говорить о пациентах, если многие врачи первичного звена не знают, к какому специалисту направить больного, когда таблетки, уколы, физиотерапия и лечебная физкультура перестают помогать. Поэтому мы зачастую сталкиваемся с запущенными состояниями. Обычно пациентов к нам уже привозят на колясках — с парезами рук или ног, поскольку позвоночные грыжи приводят к таким последствиям.
Сегодня все чаще встречаемся с патологиями позвоночника и суставов у пожилых людей. Нация стареет. К сожалению, уязвима и молодежь. Технический прогресс «усадил» людей за компьютеры, и многие страдают от гиподинамии и избыточного веса, что негативно сказывается на опорно-двигательном аппарате. Нужно уметь переключаться с работы на активный образ жизни — найти время для утренней гимнастики, занятий в спортивных секциях, плавания, пеших прогулок.
Поднятие тяжестей, как в случаях с Дмитрием и Аллой, является пусковым механизмом дегенеративных изменений в межпозвонковых дисках, что приводит к грыжевым выпячиваниям. Ведь при этом межпозвонковые диски сжимаются и со временем начинают разрушаться. Тогда возникают радикулиты, протрузии, грыжи, сколиозы, защемление нервных окончаний, возможны даже нарушения работы мышц, сухожилий и суставов. Страдая заболеванием позвоночника, человек уже не может вести обычный образ жизни и поднимать такие же тяжести, как раньше. Иногда ограничения доходят до того, что и два килограмма нельзя поднять без риска для позвоночника.
В Киеве и Харькове работают специальные медицинские центры, где боли в позвоночнике и суставах снимают с помощью лечебных упражнений, направленных на устранение мышечного дисбаланса, восстановления кровотока и иннервации.
В самых запущенных случаях, конечно же, без операции не обойтись. Современные хирургические методики, дооперационная подготовка пациента сводят риски осложнений практически к нулю.
— Как долго приходится восстанавливаться после таких операций?
— Уже на вторые-третьи сутки пациенты поднимаются. Месяца три надо ходить в ортезе, до четырех месяцев ограничивать физические нагрузки. Дальше реабилитация сводится к курсу физиопроцедур (ультразвук, магнитотерапия, лазер), применяется массаж, а позже можно ехать в санаторий. Но курс санаторно-курортного лечения периодически желательно повторять.
Фото автора
35314Читайте нас в Facebook