ПОИСК
Происшествия

«мама, а здесь не будет так горячо, как в старой квартире? « — осторожно спросила маленькая настя, заглянув в новое жилье»

0:00 10 января 2008
«мама, а здесь не будет так горячо, как в старой квартире? « — осторожно спросила маленькая настя, заглянув в новое жилье»
Наталья ГАРМАШ «ФАКТЫ» (Днепропетровск)
Семья Наталии и Юрия Искры, пострадавшая при взрыве дома в Днепропетровске, уже купила квартиру. Свой вклад в это доброе дело сделали и читатели газеты «ФАКТЫ» Взрыв газа, разрушивший два подъезда днепропетровской девятиэтажки и унесший 23 жизни, в том числе 11 детей в возрасте от 5 до 18 лет, стал одной из самых страшных трагедий минувшего года. Несколько недель шел поиск погибших, два месяца строители разбирали руины пострадавших подъездов. Сегодня на их месте — абсолютно чистая ровная площадка. Словно ничего здесь и не было. Но в жизни бывших жильцов все не так гладко. Хотя семьи погибших и пострадавших получили обещанную государством и компанией «ГАЗЕКС-Украина» компенсацию, но не все слезы по утраченным близким еще выплаканы. Большинство семей, потерявших крышу над головой, продолжают ютиться у родственников да на съемных квартирах — приобретенное вторичное жилье требует ремонта, новые квартиры достраиваются, а семьям, изъявившим желание жить в одном доме, только недавно выделен земельный участок. Такая же ситуация у Наталии и Юрия Искры, о которых наша газета писала 19 октября 2007 года. Дом, где они купили квартиру, будет сдан только в конце марта. Но предчувствие счастья бывает порой не менее радостным, чем само счастье. И Наташа живет этим ожиданием, подолгу разглядывая план квартиры, мысленно расставляя мебель, украшая и обустраивая будущее гнездышко. Как и мечтали супруги, квартира будет трехкомнатной. И всем в ней хватит места.

«Это просто чудо, что в момент взрыва я собрала детей на кухне, которая — единственная в квартире — уцелела»

О том зловещем дне Наташа вспоминать не любит. Только часто благодарит Бога: «Это просто чудо, что в момент взрыва я собрала детей на кухне, и что именно кухня — единственная в квартире — уцелела».

В то дождливое субботнее утро Наташа осталась дома. Проводив на работу мужа, стала готовить завтрак для двухлетних близнецов и 14-летнего Димки. Маленькие Настя с Сашей не заставили себя ждать, как только по квартире разнесся вкусный запах, а вот старшего сына пришлось будить. Он-то и сообщил маме, которая в этот момент застилала детские кроватки: «В прихожей пахнет газом». Прибежав на кухню, молодая женщина увидела, что огонь горелки, включенной на минимум, взметнулся почти на метр вверх. Понять, что происходит, она даже не успела: в этот момент весь подъезд взлетел в воздух.

Кухня на девятом этаже каким-то чудом уцелела. Объяснялось это просто: из разорванной высоким давлением трубы на входе в дом газ пошел в подъезд, заполняя его снизу вверх. Когда в какой-то из нижних квартир возникла роковая искра, концентрация газа на последних этажах была не такой высокой. Да и кухня находилась в глубине квартиры. От гостиной, где за минуту до взрыва Наташа застилала детские кроватки, осталась только лоджия. В Димкиной комнате, примыкающей к кухне, уцелел лишь уголок с компьютерным столиком и креслом, на которые взрывом выбросило из шкафа несколько вешалок с вещами. Сам шкаф, как и Димкин диван, рухнул вниз.

РЕКЛАМА

Час, проведенный в повисшей над провалом бетонной коробке, показался Наташе вечностью. Но растянувшиеся на несколько месяцев неопределенность и сомнения в том, что государство им поможет, оказались не менее томительным.

После пережитого стресса близнецы постоянно болели

10s05 Dnepr.jpg (29512 bytes)В предыдущий раз с Наталией и Юрием я встречалась в просторном номере гостиницы «Днепропетровск», где они разместились с тремя детьми. За счет городского совета все пострадавшие не только жили здесь, но и питались. Подкармливали их и в штабе по ликвидации последствий этой катастрофы, расположенном в средней школе Ь 76, — со всего города люди везли сюда вещи, продукты, деньги. Горы курток, свитеров, обуви громоздились прямо на партах, выставленных в коридоры. Школьников пришлось отпустить на каникулы, а в классах разместились паспортный стол и налоговая администрация, где восстанавливались документы, а также представительства банков, пункты психологической поддержки, оргкомитеты всех четырех подъездов, риэлторские конторы, которые предложили пострадавшим более 500 квартир на продажу, даже отказавшись от своих комиссионных.

РЕКЛАМА

- Мы остались буквально голые-босые, — вспоминает Наталия Искра.  — Я, как была на кухне в одних носках и домашнем халате, так и спустилась вниз по пожарной лестнице. Уже в штабе подобрала себе и детям кое-какую обувь, курточки, брюки. Остальное дали друзья. Морально было очень тяжело осознавать, что все нажитое утрачено. А тут еще малыши стали беспрерывно болеть — то ли от полученного стресса, то ли от непривычной гостиничной атмосферы болячки к ним так и липли. Сначала дало о себе знать переохлаждение и полученные травмы (у Настеньки была разбита голова, а у Саши — ожоги на лице и шее). Температура у обоих поднималась до сорока градусов. Потом пошли инфекции: грипп, ветрянка. Они даже в больницу попали, а затем — в санаторий для ослабленных детей. Представьте мое состояние: на руках — больные малыши, а будет ли крыша над головой — неизвестно…

К тому времени, как Наташа подлечила близнецов, областная госадминистрация достигла договоренностей с компанией «ГАЗЕКС-Украина» о компенсации ущерба. Конечно, за деньги, выделенные из бюджета и переданные в качестве благотворительной помощи российскими владельцами «Днепрогаза», купить равноценное жилье оказалось весьма проблематичным. За свою двухкомнатную квартиру семья Искры получила 555 тысяч гривен — это чуть больше 100 тысяч долларов. Ровно столько стоит в их престижном районе не новая «двушка». Но Юрий Искра решил, что для детей нужна более просторная квартира.

РЕКЛАМА

Публикуя банковский счет этой пострадавшей семьи, мы надеялись, что люди откликнутся на их беду. Деньги, действительно, стали поступать — за месяц около 7 тысяч гривен.

- Огромное спасибо всем, кто нам помог, — глаза Наташи наполняются слезами.  — Для нас это очень существенная поддержка. Ведь, кроме квартиры, нужно купить все буквально с нуля: от ложек и чашек до мебели. К тому же вариант, который мы выбрали, потребует средств на отделочные работы.

… Объехав за месяц около полусотни квартир из риэлторского списка вторичного жилья (варианты дороже 100 тысяч долларов они даже не рассматривали), супруги уже отчаялись найти что-то подходящее. К счастью, соседка похвалилась, что нашла фирму «Градостроитель», которая возводит новый дом с неплохой планировкой. Хоть и далеко от центра — зато недорого.

- Мы сразу туда помчались и нам понравилось, — достает Наташа план квартиры.  — Смотрите: прихожая почти 12 метров, две детские по 14 квадратов, а кухня и столовая, состоящие из отдельных зон, занимают почти 20 квадратных метров. Просто красота! Правда, в 92 тысячи долларов, которые мы заплатили за нее, не входят отделочные работы. Но у нас же еще остались деньги, на них все и сделаем. А на мебель уже потом заработаем.

У семьи Искры при взрыве пропали деньги, накопленные на улучшение жилищных условий. И на одной из пресс-конференций бывший министр МЧС Нестор Шуфрич подтвердил: «Да, в руинах найдены около 20 тысяч долларов и 100 тысяч гривен, принадлежавших жильцам. Они описаны, хранятся в милиции». Была там, наверное, и сумма, лежавшая в серванте у семьи Искры, но, где сейчас эти деньги, Наташа с Юрой не знают. Уголовное дело уже передано в суд, а ценности пострадавшим так и не вернули.

«До сих пор у меня дрожат руки, когда подношу спичку к газовой горелке»

Сдача нового дома, где многодетная семья купила квартиру, запланирована на 31 марта. Потом, правда, еще несколько месяцев уйдет на благоустройство жилья. Но Наташа готова терпеть, ведь самое главное — квартира у них теперь есть!

- Мы поехали смотреть новый дом вместе с малышами, — улыбается она.  — Настя первым делом осторожно спросила: «Мама, а здесь не будет так горячо, как в старой квартире?» Почему-то тот взрыв ассоциируется у нее с чем-то горячим. Наверное, почувствовала пламя, которое обожгло Сашеньку. Или рана на голове, когда на близнецов упали со стен навесные шкафчики, так пекла? Я как могла дочку успокоила. Что говорить о малышах, если и сама до сих пор боюсь подносить спичку к газовой горелке, просто руки дрожат. Недавно впервые приснился тот день: словно я стою в проеме выбитого окна, а вокруг не только наша, но и все остальные девятиэтажки лежат в руинах…

Когда разбирающие завал строители нашли всех погибших, очередь дошла до уцелевшей фасадной стены с притулившимися, словно птичьи гнезда, коробками нескольких кухонь. На снимке, сделанном снизу, видно, что ковер в Димкиной комнате свисает, зацепившись за что-то правым углом.

- Там стоял компьютерный стол и стул сына, — объясняет Наташа.  — Они и удерживали тяжелый, намокший под дождем ковролин. От взрыва платяной шкаф разлетелся на щепки, и одежду из него тоже швырнуло на стол. Так она и лежала почти месяц. Когда строители вернули нам и любимый Димкин стул, и одежду, все это невозможно было отстирать. Свой спортивный костюм я несколько раз прокручивала в машине, а он все равно оставался колючим на ощупь — микроскопические бетонные осколки буквально пронизали всю ткань. Моя кожаная куртка тоже была, словно побита шрапнелью. Зато, когда я отреставрировала ее, подкрасила и надела, какое было счастье! Два последних месяца я ходила в чужой одежде, а тут свое, родное…

Нашлась в завалах и сумка с документами. Теперь паспорта, свидетельства о рождении и браке не придется восстанавливать. К немногим приятным событиям, произошедшим в этой семье с момента взрыва, можно отнести и перевод Димки в его родной 9-А класс.

- Наверное, учителя прочитали статью в «ФАКТАХ», где он просил об этом, — улыбается Наташа.  — Приходит после долгого отсутствия в школу, а ему говорят: иди, Димочка, в 9-А. Его класс расформировали в конце прошлого учебного года и все друзья сына попали в 9-А, а он — в 9-Б. Чуть не плакал тогда от обиды. Зато теперь просто счастлив! Этой зимой сын побывал в Карпатах, впервые встал на лыжи. Такую поездку детям из нашего дома организовала областная администрация. У Димки теперь столько впечатлений!

Кстати, губернатор Днепропетровщины Виктор Бондарь не забывает и о школе Ь 76, в которой учатся дети из разрушенного дома (и где размещался штаб по ликвидации последствий этой катастрофы). На днях Виктор Васильевич неожиданно нагрянул сюда, чтобы проверить, как осваивается выделенный ГАЗЕКСом на реконструкцию миллион гривен, и остался доволен. В старенькой школе появились металлопластиковые окна и новый компьютерный класс, кабинеты физики и химии оснащены теперь на самом современном уровне, в том числе мультимедийной системой, в спортзале — дорогие тренажеры, о которых раньше дети и мечтать не могли, а в столовую уже закуплено оборудование не хуже, чем в ресторане.

- Мы направили в помощь пострадавшим в этой катастрофе беспрецедентную для Украины сумму — более 150 миллионов гривен, — подчеркнул глава Днепропетровской областной госадминистрации Виктор Бондарь.  — На месте двух демонтированных подъездов уже весной начнется строительство храма с тремя куполами и колокольней, будет разбит парк. А в бюджет нынешнего года заложим средства на проведение строительной экспертизы двух оставшихся подъездов. Если их можно восстановить, — это будет сделано.

… Пока семья Искры ютится в съемной однокомнатной квартире, где близнецы делят один горшочек на двоих, а Димке ставят на ночь раскладушку. Но даже крошечные Настя с Сашей уже почувствовали, что самое страшное у них позади, радуются игрушкам, подаренным Дедом Морозом, и каждый день спрашивают маму: «Мы сегодня переезжаем в большую квартиру?» На что она отвечает: «Нет, но уже очень скоро… »

281

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров