В новом году электромобили могут подешеветь в среднем на 17 процентов
В начале декабря Верховная Рада Украины порадовала отечественных автомобилистов сенсационной новостью — народные депутаты освободили электромобили от основных налогов при ввозе на территорию нашей страны. Единственный сбор, который теперь придется заплатить владельцам таких машин, — взнос в Пенсионный фонд. К сожалению, налоги отменены не навсегда. «ФАКТЫ» попытались разобраться, как их ликвидация повлияет на рынок электромобилей в Украине.
Акциз и НДС отменяют всего на год, а не на четыре, как обещали
В четверг, 7 декабря, Верховная Рада Украины приняла законопроект 6776-д «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году». В числе прочего этим документом были отменены основные таможенные сборы при ввозе в нашу страну электромобилей: акциз (фиксированная ставка — 109 евро) и налог на добавленную стоимость (20 процентов от суммы стоимости авто и акциза). Отмена этих платежей распространяется на все электрокары: новые, подержанные, ввезенные официально или серыми дилерами, поставленные к нам из стран Евросоюза или из США…
Отменен также НДС с операций по предоставлению услуг по перевозке пассажиров на такси, оснащенных электродвигателем, с аренды таких авто (лизинга, проката и перевозки на заказ). Принятый законопроект готовят на подпись спикеру Верховной Рады, а после — на визирование президенту.
Напомним, что еще один обязательный сбор (ввозная пошлина), который ныне действует для транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания, для электромобилей был отменен еще в конце 2015 года. После вступления в силу новых изменений владельцам машин с электродвигателями придется платить только взнос в Пенсионный фонд. Он взимается при первой регистрации авто в сервисных центрах МВД и составляет от 3 до 5 процентов от стоимости автомобиля. Если цена машины не превышает 280 тысяч 500 гривен, взнос составит 3 процента. При стоимости машины от 280 тысяч 500 гривен до 493 тысяч гривен придется заплатить 4 процента. Если авто стоит более 493 тысяч гривен, взнос в Пенсионный фонд составляет 5 процентов.
Важное уточнение: акциз и НДС на электромобили отменены не навсегда, а всего на год. Причем изначально планировалось отменить их на четыре года (
После отмены пошлины на электрокары в 2015 году их продажи возросли втрое
По мнению некоторых отечественных экспертов, столь короткий срок действия безналогового режима вызовет ажиотаж среди желающих выгодно приобрести электромобиль. В связи с этим в течение 2018 года ожидается всплеск импорта электрокаров в Украину.
Впрочем, наша страна и без того демонстрирует положительную динамику спроса на электротранспорт: после принятия в 2015 году закона об отмене пошлины в 10 процентов от стоимости авто в Украине втрое выросли продажи электромобилей. По данным Министерства инфраструктуры, за десять месяцев 2016 года было продано 1123 электрокара, тогда как в 2015 году — всего 401. А за десять месяцев 2017 года количество электромобилей в нашей стране увеличилось на 2400 единиц и на сегодня уже превысило отметку в 4000 авто.
Многих автомобилистов интересует, на сколько подешевеют электрокары в связи с отменой налогов. По мнению министра инфраструктуры Украины Владимира Омеляна, их стоимость снизится на 17 процентов.
— Даже без льгот и преференций украинский рынок электрокаров рекордно рос в течение 2016—2017 годов, — говорит Владимир Омелян. — Согласно отчету Electric Vehicle Outlook 2017 (Bloomberg New Energy Finance), в 2040 году доля электрокаров в мировых продажах составит 54 процента. Все ведущие страны отдают предпочтение электромобилям, планируя отказаться от машин с двигателями внутреннего сгорания начиная с 2025 года. Уверен, украинцы как современная и думающая нация самостоятельно выберут именно этот экологический и экономически эффективный вид транспорта. А теперь он еще и стал дешевле! Следующий шаг — принятие закона по стимулированию производства батарей и электрокаров непосредственно в Украине.
— За 12 месяцев следующего года рынок электромобилей способен вырасти в два, а то и в три раза, — считает руководитель компании Electrocars Александр Кравцов. — С 2018 года начнется новый этап развития рынка электрокаров в стране: на улицах Киева автомобилей Tesla будет не меньше, чем в Амстердаме, а Украина имеет все шансы стать электрохабом для всей Восточной Европы.
По его словам, самыми покупаемыми в Украине электромобилями являются Nissan Leaf, Ford Focus Electric и Tеsla. Сегодня они завозятся серыми дилерами.
— Даже если не брать во внимание «интерес» импортера, для конечного покупателя цена на подержанный Nissan Leaf уменьшится примерно на тысячу долларов, — считает руководитель компании Electrocars.
«ФАКТЫ» тоже решили подсчитать, сколько смогут сэкономить украинские автомобилисты за счет ликвидации таможенных платежей. К примеру, сегодня бэушный Nissan Leaf можно купить на американских аукционах за 8 тысяч долларов. Еще в 1500 долларов обойдется его доставка в Украину. За растаможку авто сегодня приходится платить 130 долларов акциза (109 евро по курсу, фиксированная ставка) и 1926 долларов НДС (20 процентов от суммы стоимости авто с доставкой и акциза). Итого общая сумма всех обязательных таможенных платежей на сегодня составляет 2056 долларов. Таким образом, благодаря временной отмене таможенных налогов экономия для конечных покупателей электромобилей составит около 2000 долларов, а это довольно внушительная сумма!
В западных странах правительство стимулирует развитие рынка электромобилей
Впрочем, не все украинские автомобилисты разделяют эйфорию от нововведений. В частности, не очень рады владельцы автомобилей с традиционными двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Вот, к примеру, что написал на своей страничке в «Фейсбуке» известный автожурналист и автоспортсмен Алексей Мочанов, владеющий Lincoln Mark VI, оснащенным бензиновым мотором V8 объемом 5 литров.
«На странице у министра инфраструктуры Владимира Омеляна праздник — открыт рынок электромобилям! — пишет Алексей Мочанов. — Я сторонник бензиновых машин, и в связи с этим меня интересует важный вопрос: учитывая, что у нас в стране транспортный сбор входит в стоимость топлива (бензина, дизеля и газа), как будут оплачивать этот налог владельцы электрокаров? Ведь эти „тачки“ точно так же эксплуатируют дороги, как их собратья с традиционными ДВС!»
Справедливости ради отметим, что стимулирование рынка электромобилей уже давно успешно практикуется за рубежом, где покупателей освобождают от налогов, оплаты парковки, предоставляют им гранты на покупку таких машин и прочее. К примеру, в Норвегии покупателей электрокаров освобождают от всех налогов и сборов, в том числе 25 процентов НДС. Во Франции предоставляют правительственный грант на покупку электрокара в размере 6500 евро, в Германии — правительственный грант в 5400 евро. В США существует подоходная федеральная налоговая скидка в 7500 долларов, а также стимуляционные программы от некоторых штатов, а в Эстонии с 2011-го по 2014 год правительство выдавало грант на покупку электромобиля (в среднем 17 800 долларов). Об этом рассказал глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко.
Кстати, Олег Назаренко, активно участвовавший в принятии законопроекта об отмене обязательных налогов для электромобилей, собирается в дальнейшем добиваться отмены или снижения остальных поборов с украинских автомобилистов.
— Это только первый шаг! — излучает оптимизм глава ВААИД. — Следующие наши цели: отменить сначала пошлину, а затем и акциз на все импортные автомобили! Затем отменить НДС и акциз на производство электрокаров в Украине, а также налоги на импорт и производство электрозарядных станций! Мы победили вчера, победим и завтра!
801Читайте нас в Facebook