ПОИСК
Происшествия

Эдуард гурвиц: «если моим внукам что-то не нравится, они угрожают родителям… Дедушкой»

0:00 26 января 2008
Эдуард гурвиц: «если моим внукам что-то не нравится, они угрожают родителям… Дедушкой»
Накануне 60-летия мэра Одессы «ФАКТЫ» встретились с юбиляром

Ровно десять лет назад газета «Всеукраинские Ведомости», которую выпускала команда во главе с Александром Швецом, поместила интервью с Эдуардом Гурвицем. Заголовок гласил: «У мэра Одессы нет квартиры и прописки в городе, но зато есть любовница».

- Помню, помню, — смеется Эдуард Иосифович, который трижды избирался мэром Одессы и по версии журнала «Фокус», входит в сотню наиболее влиятельных граждан Украины.  — «Друзья» сразу же бросились на поиски этой любовницы. Шутка ли, какой компромат! За прошедшие годы я повзрослел, а любовница — Одесса  — постарела на десять лет. Сейчас ей уже… 213!

«По желанию Гельмута Коля оркестр, игравший в Городском саду, исполнил «Австрийский вальс»

- На недавнем открытии обновленного знаменитого Одесского оперного театра вы вспоминали о том, как здесь в период реставрации бывал канцлер Германии Гельмут Коль…

- Когда я предложил включить Одессу в программу пребывания господина Коля в Украине в сентябре 1996 года, это вызвало недоумение, — рассказывает Эдуард Гурвиц.  — Потому что страну полагалось показывать высоким гостям исключительно в Киеве. Правда, Одессе к тому времени уже доводилось принимать высокопоставленных лиц: гостил президент Польши Александр Квасьневский, регулярно бывали аккредитованные в Украине послы. Но Гельмут Коль — фигура первой величины в мировой политике. Он прошелся по Приморскому бульвару, по Дерибасовской, общался с музыкантами оркестра, игравшего в ротонде Городского сада. По его желанию они даже исполнили «Австрийский вальс». Одесса достойно приняла суперполитика и получила в свой адрес суперкомплимент.

РЕКЛАМА

- Какой?

- В аэропорту, прощаясь, господин Коль сказал, что утром следующего дня он должен встречаться с министром иностранных дел России Евгением Примаковым и добавил: «Я попрошу его передать моему другу Борису (Ельцину.  — Авт. ), что, потеряв Одессу, он потерял половину России… » В те годы иностранцы все еще по старинке воспринимали Украину и Россию как единое целое, великий и могучий Союз. С этими словами канцлер на удивление легко для своей комплекции поднялся по трапу.

РЕКЛАМА

- Не каждый крупный европейский город может похвастаться таким обилием визитов высокопоставленных лиц…

- После посещения Коля интерес к Одессе вырос — и у иностранного дипломатического корпуса, и у нашего МИДа. Мы принимали президентов Португалии, Греции, Польши, руководителей Болгарии и Румынии… На иной уровень начала подниматься культурная жизнь города. Считаю большой удачей проведение в Одессе международной конференции по творчеству нашего земляка выдающегося художника Василия Кандинского. Начались предварительные переговоры по приезду в наш город принца Чарльза, но тут, увы, вмешались «верховные власти»…

РЕКЛАМА

Должен заметить, что в первые годы независимости страны Одесса была одним из инициаторов процесса, который называли народной дипломатией. У нас великое множество городов-побратимов, посредством этих связей мы активно пропагандировали Украину, которая была для мира не только политической, но и географической новостью. Эта дипломатия способствовала освобождению значительного количества плененных в Чечне — строителей из Кировограда. (Эдуард Гурвиц лично полетел в Чечню, провел переговоры и забрал с собой в самолет всю группу украинских строителей. Об этом поступке одесского мэра сообщала тогда мировая пресса.  — Авт. ).

- Вы как-то сказали: «Я никогда не считал работу в парламенте главной темой моей жизни. Для меня важна работа в Одессе, я всегда стремился вернуться в город».

- Открою вам страшную тайну: я и работу мэра не считаю главной темой. В жизни человека есть великое множество радостей, и никакая должность или статус не в состоянии превысить их. Помните, один римский император в отставке похвалялся, что выращивает хорошую капусту. Он абсолютно прав…

Открою еще одну тайну. Все наши «бородино» и «сталинграды» в парламенте по поводу конституционной и политической реформ стоят меньше алюминиевого пятака, пока здесь, «в низах» — будь то миллионный город или хутор — мы не дадим развиться институтам гражданского общества. Управление городом — это, во вторую очередь, канализация, транспорт, отопление, водоснабжение, детсады. В первую очередь — люди! Их самосознание и ответственность, гражданская позиция. В органах же местного самоуправления все еще по инерции считают: власть лучше знает, что требуется людям, где и сколько нужно строить. Защищая право на детскую площадку или сквер, граждане готовы бросаться под строительную технику.

Ничего подобного нет в цивилизованных странах. Когда-то в Швейцарии я спросил у переводчицы о местной системе управления. «У нас кантоны, но я вообще-то не знаю, чем они занимаются», — ответила она. Там никому в голову не придет строить дом без согласования с жителями близлежащей территории либо закрыть булочную, а на ее месте открыть, скажем, кафе…

«Я единственный раз видел отца ликующим — в день смерти Сталина»

- Ваше появление в политике, пусть и на местном уровне, сопровождала ставшая известной фраза вашей мамы: «Эдик, с кем ты связался?!» Почему же вы не послушались маму?

- Во-первых, цитата не точная. После того как я выиграл выборы в Жовтневом районном совете и возглавил его, мама сказала: «Эдик, какой ты дурак. С кем ты связался?» Во-вторых, я не говорил, что всегда и во всем слушался маму. И она, кстати, никогда этого не требовала от взрослого сына.

Мама прожила жизнь при дьявольской власти, когда с человеком могли сделать что угодно. Это не зависело от его честности, порядочности, искренности убеждений и верности партии. Мой отец, Иосиф Ильич, отсидел отмеренные ему партией годы в ГУЛАГовских лагерях — по обви

нению в контрреволюционной деятельности, которой, естественно, не занимался. Более того, он был человеком настолько идейным, что в тридцатые годы зимой на льдине переплыл Днестр из королевской Румынии в СССР, чтобы строить социализм. Я потом с большим трудом и только благодаря личным связям «выцарапал» из архивов КГБ его дело. Два доноса, приговор тройки  — и восемь лет, к которым потом прибавили еще два.

Я единственный раз видел отца ликующим. Он не просто смеялся или радовался — он ликовал! А мама его урезонивала — чтоб не услышали соседи. Это было в день смерти Сталина…

У мамы на глазах система сломала сотни судеб. Тысячи людей сами ломали себя, чтобы угодить власти, приспособиться к ней, сделать карьеру. И опасения мамы, что система перемелет меня, были вполне оправданны. Но она в то же время и ошибалась. Сталинские жернова помалу, но стирались. И в перестроечные времена система ломала тех, кто хотел сломаться, подстроиться. Если раньше из власти был только один выход — в лагеря, то теперь можно было уйти в бизнес, в оппозицию, уехать в другую страну… Поэтому я знал, с кем связываюсь. И хотя моя политическая карьера шла зигзагами, все же считаю, что худшие мамины опасения не оправдались.

«У меня по-прежнему нет ни квартиры, ни дома в Одессе»

- Что такое Одесса: город-курорт, здравница, промышленный, транспортный центр?..

- Здравый смыл подсказывает, что Одесса должна в полной мере использовать географическое расположение и природно-климатические условия. В 90-е годы прошлого века мы добились от украинского парламента признать Одессу городом-курортом. Именно этот статус не позволил впоследствии разграбить город, хотя все равно тридцать санаториев уничтожили, земли прибрежной зоны растащили.

На моем столе лежит инвестиционный проект на строительство Диснейленда. Нужно всего-навсего 60 гектаров земли, но ее нет! На нашей южной и северной окраинах жилищное строительство ведут… пригородные районы. Юридически это их земли, но фактически — Одесса. Не говоря уже о том, что Одесса — единственный город-миллионник, в котором нет лесных зон. Один из немногих приморских городов, где отсутствует набережная, нет прибрежного катерного сообщения, современных транспортных схем и развязок. При этом в городе высокая плотность населения.

- «Любовница» постарела, поизносилась, и на ее содержание нужны еще большие средства?

- Можно сказать и так. Когда у Отто фон Бисмарка однажды спросили, что необходимо для победы в войне, «железный» канцлер ответил: «Нужны три вещи — деньги, деньги и еще раз деньги». Вряд ли кто-нибудь станет отрицать значение денежных знаков и в мирное время.

- В последнее время вы «выходите в свет» с внуками…

- Пару раз в году я действительно появляюсь на людях с детьми и внуками. Причина банальна: праздничные публичные мероприятия — для меня работа, а семья тоже хочет повеселиться. Тем более что внуки у меня бывают только в гостях.

Дети — Евгения и Станислав — уже взрослые, а двое внуков — очень самостоятельные. Когда им не нравятся какие-то родительские действия, начинают «угрожать»: «Мы дедушке пожалуемся!» Понятно, что дедушка не станет отчитывать родителей. Но угроза должна быть сильнее исполнения. Несмотря на совсем еще юный возраст, заботы, увлечения и развлечения внуков — это их частная жизнь. Границы ее публичности могут определять только они сами.

- Почему вы живете в служебном помещении — Доме приемов горсовета? (В этом здании во время предвыборных баталий 1998 года была предпринята одна из попыток покушения на Гурвица. Взрыв здания предотвратили в самый последний момент, благодаря слаженным действиям спецподразделения «Альфа».  — Авт. ).

- «Квартирный вопрос» все еще злободневен (улыбается). Когда в 90-е годы прошлого века меня избрали председателем Жовтневого районного совета Одессы, все кричали и писали, что я незаконно «пробрался» в город, поскольку не имею прописки, и сразу же получил несколько квартир. Тогда мне пришлось объявить конкурс: кто обнаружит в Одессе мою квартиру, немедленно получит ее в дар. Замолчали…

В 1995 году губернатор Руслан Боделан пытался через Верховный суд Украины доказать мое незаконное избрание мэром, так как я не имею в Одессе квартиры. Я из принципа не получал жилье. И в Верховной Раде я, чуть ли не единственный из иногородних депутатов, за три созыва не получил ни квартиры, ни компенсации за нее. Чтобы не пользоваться депутатскими льготами, считаю, не нужен специальный закон и демократическое большинство в Раде. Я никогда не позволял себе брать путевки, получать валютные командировочные во время деловых поездок за рубеж, ни разу не ездил на служебной автомашине Верховной Рады.

А в Доме приемов, где снимаю, по согласованию с сессией горсовета, две комнаты, я живу потому, что мне так удобно. У меня по-прежнему нет ни квартиры, ни личного дома в Одессе. Когда-то председатель комитета Верховной Рады, на заседании которого рассматривали мое «нехорошее поведение» по поводу квартиры, сказал мне в сердцах: «Зачем вы это делаете? Неужели нельзя, как все?» Можно, но я не хочу! Мне жаль следователей, которые (в случае покупки мною квартиры, дома или выделения мне служебного жилья) будут в поте лица искать компрометирующие обстоятельства и факты. Будут злиться, что не находят их, и сушить мозги над версиями и коррупционными схемами.

Можно еще заметить, что демократические правила общежития предполагают не только открытость и гласность политиков, но также их право на частную жизнь и частные принципы.

- В день рождения принято поздравлять виновника торжества, что мы с удовольствием и делаем. Здоровья, радости, бодрости, успехов!

Из досье «ФАКТОВ»

Эдуард Гурвиц родился 30 января 1948 года в Могилев-Подольском Винницкой области. Окончил Ленинградский инженерно-строительный институт. В студенческие годы трудился разнорабочим, грузчиком, мастером на стройках. После службы в армии работал в различных строительных организациях. В 1987 году одним из первых создал кооператив «Экополис», которым руководил до мая 1990 года. В этом же году избран председателем Жовтневого районного совета города Одессы. С апреля 1994 года — депутат Верховной Рады Украины. В июле 1994 года Эдуард Гурвиц впервые стал мэром Одессы. В марте 1998 года он вновь избран городским головой Одессы с перевесом в 70 тысяч голосов. Но Кировоградский областной суд отменил результаты волеизъявления одесситов. В Одессе вводится прямое президентское правление и проводятся повторные выборы. С 1998 по 2005 годы Э. Гурвиц — народный депутат. В 2002 году снова был кандидатом на должность Одесского городского головы, однако мэром был назначен Руслан Боделан. В апреле 2005 года Приморский районный суд признал факт фальсификации выборов 2002 года, и Эдуард Гурвиц занял должность мэра.

В марте 2006 года Э. Гурвиц на выборах вновь получил кресло городского головы. Таким образом, он трижды (1994, 2005, 2006 годы) становился городским головой.

В марте 2007 года Президент Украины отменил Указ о введении прямого президентского правления в Одессе в 1998 г. как антиконституционный.

Имеет двух детей: дочь — Евгению, сына Станислава и двоих внуков.

Хобби: книги, бильярд, преферанс, путешествия.

- Спасибо!

354

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров