Завтра Великая суббота. В этот день у верующих есть последняя возможность перед праздником исповедаться и принять Причастие, чтобы с чистым сердцем встретить Светлое Христово Воскресение.
Ну, а после литургии придется перейти к хлопотам земным. По традиции в субботу хозяйки готовят мясные блюда и красят яйца. В каждом регионе Украины пасхальные яйца окрашивали по-разному. От техники росписи и зависит название: писанки, крапанки, скробанки, малеванки… Писанки — яйца, расписанные воском. Крапанки — разрисованные разноцветными мазками. Скробанки и дряпанки — однотонные яйца, на которых узоры выцарапывались металлическим острием или иголкой. Малеванки — кисточкой на яичные бока наносились картинки библейского содержания. На Пасху наши предки красили не меньше тринадцати яиц: в память о двенадцати апостолах и Спасителе. Как не бывает двух одинаковых людей, так не бывает и двух одинаковых писанок. У каждой хозяйки были свои традиционные рецепты приготовления красок, свои рисунки-орнаменты.
Краски делались из природных материалов: трав, цветов, ягод, березовых листьев, коры деревьев… Правда, некоторые ингредиенты хозяйки покупали на ярмарках. Например, больше всего готовили красных крашенок. Чтобы добиться нужного сочного цвета, хозяйки добавляли в сок свеклы фуксин.
В окрашивании яиц всегда с удовольствием участвовали дети. Объясняя, почему красных яиц должно быть больше всего, мамы рассказывали малышам древнюю легенду о том, как после Воскресения Иисуса Христа Мария Магдалина пришла к императору Тиберию, чтобы сообщить эту удивительную весть, и преподнесла ему в подарок яйцо. Тиберий же заявил, что воскресение из мертвых так же невозможно, как если бы белое куриное яйцо вдруг стало красным. И сразу после этих слов яйцо изменило цвет.
Закончив с крашенками, семья начинала собираться на праздничную всенощную. Все надевали самые красивые наряды, подготовленные заранее, и складывали в корзины снедь, которую собирались освятить в церкви: паски, крашенки, масло, колбасы, запеченное мясо… В многих регионах несли с собой также соль, хрен, мак, пшено, горячительные напитки…
Сегодня священники рассказывают мирянам, что на Пасху освящают: пасхальный кулич, мясо (любые мясные продукты), молочное (сыр, творог, масло, сметану
Кстати, корзины, в которых снедь несут в храм, во всех регионах Украины традиционно украшали — веточками вербы, освященной в Вербное воскресенье (за неделю до Пасхи), цветами и яркими шелковыми лентами.
С приближением Воскресения Господня на звон колоколов к церкви стекались люди. Шли не только с корзинками. Многие подъезжали на телегах, заполненных продуктами. Вот как описывал пасхальную ночь известный украинский этнограф и фольклорист Алексей Воропай:
«Як тільки задзвонять до заутрені, то з усіх кінців села чи міста народ починав рухатися до церкви — хто пішки, а хто і возом. Дітей теж брали з собою, вдома майже ніхто не залишався. Кому не було місця в церкві, той спинявся надворі під церквою і так стояв, скинувши шапку, аж до кінця богослужіння…»
После всенощной прихожане христосовались, радостно поздравляли друг друга словами «Христос воскрес! — Воистину воскрес!» (так приветствовать не только родных и близких людей, но и недругов было принято до самого Вознесения, то есть еще 40 дней) — и спешили домой разговляться.
В каждой области Украины свой обычай начала пасхальной трапезы. На Гуцульщине люди сразу в хату не заходили, сначала обходили все подворье, посыпая освященной солью, «щоб нечисту силу відігнати». После этого, пока хозяйка накрывала на стол, глава семьи шел в хлев, чтобы «угостить» пасочкой скотину. Каждому животному он протягивал кусочек кулича, посыпанный солью. И лишь завершив такой ритуал, хозяин возвращался в дом. Семья наконец приступала к трапезе.
В восточной Украине разговлялись без особого обряда — со словами «Христос воскрес!». При этом старались, чтобы на пол не упало ни крошки освященной снеди. А если это все-таки происходило, тщательно собирали все кусочки и бросали их в огонь.
Наиболее же распространенным в Украине был такой обряд начала пасхального завтрака. Вернувшись со всенощной, семья становилась перед образами и молилась. Хозяин брал в руки тарелку с освященной паской и яйцами и трижды обходил стол. Затем, повернувшись к иконам, разрезал на тарелке несколько крашенок и по кусочку передавал домочадцам со словами: «Дай, Боже, ще й на той рiк дочекатися свiтлого празника Воскреciння Христового в щасті i здоров'ї!» По традиции сначала ели яйца, кулич и колбасы, а уж потом — поросенка и прочие вкусности. Напиться на Пасху считалось большим грехом: «Бог покарає, будеш ходити цiлий рiк, як у пiвснi».
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о том, что и в какой день полагалось делать в последнюю неделю перед Пасхой.
А на Херсонщине существовал обычай ставить на пасхальный стол тарелку, на которой горкой насыпана земля с растущей зеленой травкой. Обычно это был овес, который сеяли за две недели до праздника. Вокруг «могилки» клали столько красных яиц, сколько в семье умерло родственников. Тарелка стояла на столе рядом с куличом целую неделю, до поминальных дней.
После завтрака все домочадцы умывались, чтобы весь год быть здоровыми, красивыми и богатыми. Для этого в миску с водой опускали три красные крашенки и мелкие монетки.
Позавтракав, взрослые и дети спешили на улицу, где всех ожидали пасхальные забавы. На большом сельском пустыре в субботу мужчины устанавливали качели, которые в воскресенье становились центром игрищ. Девчата собирались своим кругом, пели песни, называемые веснянками, гаивками и гагалками. Неподалеку от церкви парубки мерились силами.
Ну, а те, кто хотел быть счастливым, звонили в церковный колокол. К слову, делать это никому не воспрещалось, а потому праздничный перезвон был слышен с раннего утра и до позднего вечера. Еще на Пасху выясняли, каким будет урожай. Так, затянутое тучами небо и дождь сулили хорошие хлеба. Солнечный день обещал богатый урожай овощей и бахчевых.
По народным поверьям, на Пасху открываются врата Рая, поэтому считалось, что тот, кто умер в этот день, сразу попадает на Небеса, а новорожденный проживет долгую и счастливую жизнь.
Пасхальные гулянья продолжались целую неделю, которая называется Светлой. Так, в Светлый понедельник было принято ходить в гости. Вот когда можно было напробоваться пасок! Съесть старались по кусочку от 12 куличей. Люди верили, что это принесет удачу. Дети в этот день навещали своих крестных родителей и других родственников, приносили им пасочки и крашенки. Таким образом малышей учили быть добрыми, щедрыми и отзывчивыми. Конечно, детки от крестных с пустыми руками не выходили. Те в ответ щедро одаривали крох конфетами, пирожками, орешками, писанками и мелкими деньгами.
Девчата и парубки в понедельник… обливали друг друга водой, поэтому и появилось у второго дня Пасхи еще одно название — «обливальний понедiлок». Считалось, что такие «водные процедуры» выгоняют все болезни. Позже в городах девушек стали обрызгивать духами. Девчата могли откупиться от «омовения» определенным количеством крашенок или писанок. Причем самую красивую писанку девушка преподносила своему жениху. Кстати, в отличие от крашенок, писанки не ели, а хранили до следующей Пасхи в доме на почетном месте в качестве оберега.
В Светлый вторник шли в корчму — «на музики». Чтобы под скрипочки и бубны самим потанцевать и на других посмотреть. А вообще, в Светлую неделю было принято от души веселиться: «Хто сумує на Великдень, той буде сумним весь рiк». Поэтому на танцы приходила не только молодежь, но и семейные люди. Кстати, у взрослых было еще одно забавное занятие в этот день: надо было найти первые весенние цветы и… потоптать их, приговаривая: «Щоб і на той рік діждати рясту топтати».
Светлая среда называлась «хороводниця», потому что девчата начинали водить хороводы. С этого дня и до самой Троицы девушки по вечерам часто собирались на «кривий танець». Этот танец — символ вечности и, по мнению многих этнографов, является самой древней веснянкой. Считалось, что в таком танце человек пытается познать смысл жизни и тайну смерти. «А ми кривого танцю йдем, танцю йдем. А ми йому кiнця не знайдем, не знайдем!» — пели девушки, взявшись за руки.
В четверг наши предки справляли Рахманную Пасху. По поверьям, рахмане — народ, который живет в подземном царстве, поэтому не знает счета времени. Чтобы сообщить им о приходе Светлого Воскресения, было принято бросать в речку скорлупу пасхальных яиц.
Кроме того, в четверг Светлой недели можно было идти на кладбище поминать покойных. Считается, что в этот день души усопших на некоторое время возвращаются на землю, чтобы вместе с теми, кто еще на этом свете, радоваться Воскресению Христа. В четверг нельзя было шить и стирать. Согласно поверьям, это могло навредить мертвым. Впрочем, работать не полагается всю Светлую неделю.
В Светлую пятницу снова ходили друг к другу в гости. Теперь уже на пиво. За бокалом хмельного напитка обменивались поздравлениями и пожеланиями здоровья и достатка.
В субботу провожали Пасхальную неделю. Молодежь снова собиралась на танцы, игры и веселые забавы. С этого дня у парней и девчат начиналась «вулиця» — вечорниці под открытым небом. Продолжается «вулиця» аж до Покрова (14 октября), после чего молодежь снова переберется для посиделок в хаты.
Воскресенье (или Антипасха) издревле считалось наилучшим днем для венчания. Девчата в этот день устраивали своеобразное соревнование — кто первой взбежит на колокольню и ударит в самый большой колокол. Старались девушки изо всех сил, веря, что таким образом могут… приблизить свое замужество.
619Читайте нас в Facebook