Купив автомобиль за тысячу долларов, луганский студент вложил в него еще примерно столько же и превратил старенькие «жигули» в Машину будущего
Такое можно увидеть в фантастических фильмах: машина приветствует своего владельца, прямо как джинн из сказки: «Слушаю, хозяин», а он голосом дает команду транспортному средству начать работу.
В автомобиле студента пятого курса математического факультета Восточноукраинского национального университета Игоря Морозова все это возможно. Правда, у парня далеко не машина будущего, а скорее прошлого — «Жигули» первой модели, именуемой в народе «копейка». К слову, в этом году автомобилю Игоря исполняется уже 35 годков, он старше своего нынешнего хозяина почти на 15 лет.
— Идея создать компьютерную систему для машины у меня родилась, когда купил свою «копейку», — рассказывает Игорь Морозов. — Я подумал, что будет неплохо, если от сказанных пары слов поднимались бы стекла, включалась магнитола или освещение в салоне, начинали работать стеклоочистители, включался подогрев, блокировался центральный замок или открывался люк За год эту мечту я воплотил в реальность.
Что из себя представляет электрический механизм управления моей машины, — не секрет. В салоне на руле прикреплен микрофон. Я произношу пароль: «Копушка» (так ласково называю машину), и она откликается: «Слушаю вас». Затем приказываю выполнить нужное действие: «зажигание», «запуск», «заблокировать двери», «иллюминация», «очистка стекла», «музыка» Но основные механические функции, связанные с управлением машиной, выполняю самостоятельно.
Голосовая компьютерная система представляет собой обучаемую программу. Процедура очень проста и занимает около трех минут: сидя в машине, водитель произносит фразы — команды. Система заносит их в память. Со временем надоевшие команды можно сменить. Эта функция является и защитной системой машины, и сигнализацией. Если, к примеру, вор даже узнал пароль и пытается украсть авто, команду в его исполнении компьютер не воспримет — голос не тот. В таких случаях сработает сигнализация.
— Точность узнавания команд 95 процентов, — поясняет Игорь. — Если в салоне разговаривают или слушают музыку, голосовая система не сработает. Информация о работе машины (скорость вращения каждого колеса, ускорение езды ) отображается на цветном дисплее приборной панели.
В машине есть цифровая аудиосистема, воспроизводящая МРЗ и DVD видео. Управление проигрывателем также осуществляется при помощи голосовых команд. А телефонная система, оснащенная технологией Bluetooth, позволяет беседовать в режиме громкой связи, минимально отвлекая водителя от дороги. Для удобства при парковке я установил на автомобиле две инфракрасные видеокамеры, дающие обзор заднего вида и обочины в темное время суток.
— Нам очень приятно, что разработкой Игоря Мороза уже заинтересовались серьезные производители, — говорит ректор Восточноукраинского национального университета имени Владимира Даля Александр Голубенко. — Мы приветствуем и всячески стараемся поддержать талантливую молодежь. К слову, только за прошлый год наш университет получил 100 патентов на различные изобретения. Таким показателем не может похвастаться ни один вуз Украины. Причем все разработки имеют прикладной характер. После внедрения этих изобретений в промышленность наш университет в 2007 году заработал около четырех миллионов гривен. Я уверен, что ноу-хау Игоря Мороза придется по душе автомобилистам.
397Читайте нас в Facebook