ПОИСК
Происшествия

«на меня оказывают сильное давление. Последний раз допрашивали 18 часов подряд. Когда попросил таблетку от сердца — не дали… « — рассказывает капитан буксира «нефтегаз-67», затонувшего у берегов гонконга

0:00 28 марта 2008
«на меня оказывают сильное давление. Последний раз допрашивали 18 часов подряд. Когда попросил таблетку от сердца — не дали… « — рассказывает капитан буксира «нефтегаз-67», затонувшего у берегов гонконга
Людмила ТРИБУШНАЯ «ФАКТЫ» (Херсон)
Сразу же после крушения удалось спасти шесть украинских моряков, находившихся на верхней палубе судна. Мама второго помощника капитана Дмитрия Макарова, несмотря ни на что, верит: пропавших моряков найдут живыми

 Почти три месяца назад, 2 января, в этот злополучный рейс отправился и херсонец Дмитрий Макаров. «Я сама отвезла его в Крым, откуда сын на следующий день отправился в Киев, чтобы вылететь в Гонконг, — рассказывает Любовь Анатольевна, мама второго помощника капитана буксировочного судна «Нефтегаз-67».  — 13 марта Диме исполнилось 27 лет, но день рождения он праздновал далеко от дома. Кто мог думать, что последний? Я и сейчас так не думаю»…

«Позвонил племянник: «Тетя Люба, а наш Димка разве не на «Нефтегазе-67» ушел?» Тут до меня стало доходить… »

Последние дни Любовь Анатольевну поддерживают две самые близкие подруги, не оставляя убитую горем мать ни на минуту. Мы никак не можем начать беседу: сдержать слезы хозяйке не удается.

 — Жизнь обоих моих мужчин связана с морем, — справившись со слезами, говорит Любовь Анатольевна.  — Муж, капитан дальнего плавания, тоже сейчас в рейсе, всего две недели как ушел, его судно пришвартовалось на днях в испанском порту. Нет такого уголка на планете, где бы Володя не побывал, а вот в районе Южно-Китайского моря ему плавать не доводилось. Поэтому, когда Дима подписал четырехмесячный контракт и отправился на судно-снабженец «Нефтегаз-67», которое обслуживало бурильные скважины возле Китая, Володя даже ему позавидовал…

22 марта из теленовостей Димина мама узнала о страшной беде.

РЕКЛАМА

 — Прочитала в телевизоре бегущую строку, сообщавшую, что «Нефтегаз-67» получил пробоину в Южно-Китайском море близ Гонконга, и даже сердце не екнуло, — признается женщина.  — Муж много лет колесит по морям и океанам, вот и Дима уже пять лет ходит в море. И никогда ничего не случалось! Правда, позапрошлой зимой корабль мужа получил серьезные повреждения, врезался на скорости в айсберг. Морские диспетчеры частенько ошибаются: сообщили, что фарватер чист, и вдруг у самого носа — глыба льда. Но ни свернуть, ни остановиться уже нельзя. Слава Богу, все тогда остались живы, дыру залатали. Еще я переживала, чтобы на моих мужчин не напали морские пираты, но Володя и Дима старались держаться подальше от берегов Африки. И тут на тебе! Ту бегущую строку в новостях прочитала не я одна. Минут через пять зазвонил телефон. «Тетя Люба, — поинтересовался племянник, — а наш Димка разве не на «Нефтегазе-67» ушел?» Только тут до меня стало доходить…

 Все эти дни мама находилась между отчаянием и надеждой. Женщина жалуется, что в «Черноморнефтегазе», которому принадлежит затонувший буксир, никакой информации для родственников нет. Приходится сидеть у телевизора в ожидании хоть каких-то сообщений. Неизвестность изводит. У них в семье так заведено, что муж и сын связываются с домом из каждого порта. Дима постоянно отправлял маме sms из китайского городка Шинзен. Если связи нет день-два — значит, он в море. «Мамочка, я у причала», — всего три-четыре слова, и она успокаивалась. Украинский буксир доставлял разные грузы на месторождения, где стояли бурильные вышки. День-два экипаж на берегу, несколько дней в море. В этот раз, прежде чем уйти в рейс, Дима почему-то домой не позвонил.

РЕКЛАМА

 — Первый раз такое, — разводит руками мама.  — Наверное, был занят… Но я не волновалась именно потому, что считала: сын сейчас на берегу.

Дима Макаров ушел в свой последний рейс в качестве второго помощника капитана. Он жаловался родителям, что работы по горло, некогда в город выйти.

РЕКЛАМА

«Рабочее место сына — на верхней палубе. Все, кто был там, спаслись»

 — Давно уже вожу машину, — рассказывает Люба.  — Водитель я аккуратный. А в минувший понедельник из Греции позвонил муж и попросил: сильно не гоняй, мне приснился плохой сон. Рассказала ему о Димке, Володя прямо в трубку расплакался. Он ему не родной, но они такие близкие люди!

Димины родители расстались, когда сыну исполнился всего годик.

 — Я была такая ненормальная мамочка: даже на полчаса не могла с малышом расстаться, — признается Любовь Анатольевна.  — Всегда вдвоем! И с годами это не менялось. Даже личную жизнь не получалось устроить. Как только рядом появлялся мужчина, Дима с ума сходил от ревности. Он уже перешел на второй курс Херсонского мореходного училища, когда я встретила Владимира Евгеньевича. Может, потому, что будущий супруг был морским капитаном, а Дима бредил морем, мой мальчик обрадовался предстоящему замужеству. Настоял, чтобы я взяла фамилию мужа. Сам же, кстати, носил фамилию родного отца, общался с ним, а когда пошел получать паспорт, вдруг записался на мою девичью — Макаров. Мне объяснял, мол, фамилия адмиральская — значит, быть и ему адмиралом.

С отчимом они сразу стали друзьями. Первую практику Димка прошел на Володином корабле, и свой 19-й день рождения мои любимые мужчины вдвоем отпраздновали в Париже. Володя опытный капитан, знает шесть иностранных языков, и когда в рейс уходили вместе, сын в шутку жаловался мне по телефону: «Мама, повлияй на папика, я за месяц не слышал от него ни одного русского слова». Володя хотел сделать из него высококлассного специалиста. Года четыре они плавали на одном судне, а потом сын заартачился: пора делать карьеру самостоятельно. И сынок сам всего добился. «Еще пару лет, — говорил он, — и стану капитаном!» Он обожал море. Бывало, заканчиваются отгулы, муж грустнеет: не хочется оставлять дом, семью! А Димка, наоборот, на крыльях летел на свои корабли.

Пять лет сын встречался с девушкой. Но она жила в России, работала в банке, переезжать в Херсон не решалась. А сын не был уверен, что найдет работу моряка в России. И девушка, устав ждать, вышла замуж. Дима очень переживал. Шло время, у него были подружки, но прежняя любовь не отпускала. «Дима, мне хочется внуков», — сколько раз повторяла ему эту фразу! «Еще успеется», — отмахивался он. Ты дождешься, шутили мы, что возьмем себе внучат из детдома. «Да будут, мамуля, у вас внуки», — смеялся сынок. Мои мужчины зарабатывали много, необходимости ходить на работу у меня нет, и я мечтала о том дне, когда в доме появятся внуки. И вот… ни внучат, ни сына. Пусто.

Любовь Анатольевна утверждает, что в тот роковой вечер, буквально за три-четыре часа, Дима должен был заступить на вахту. Его рабочее место находилось на верхней палубе. А всех, кто был в момент столкновения кораблей на палубе, спасатели достали из воды…

Потом мама прочитала фамилию сына в списке пропавших членов экипажа. Представить корабль на 37-метровой глубине — как он лежит там вверх днищем, а внутри задыхающиеся, обреченные на медленное умирание люди… это выше человеческих сил. Такие мысли мать прогоняет и мучительно просчитывает, где Дима мог быть в момент аварии. Отдыхал перед вахтой? Работал с документами? Что же заставило его уйти с верхней палубы? Скупые кадры телесюжетов не дают возможности разглядеть место, где произошло столкновение. Ей кажется, удар китайского сухогруза пришелся как раз в тот бок буксира, где находилась каюта Димы. Каждое сообщение о том, что на стук водолазов о борт судна никто изнутри не откликается, доводит женщину до обморока. Ей приснился на днях удивительный сон: дельфинчик выпрыгивает из волны, резвится, радуется. Так хочется ухватиться за этот сон, считать его знаком надежды: сынок живой, его найдут, спасут!

«Муж сразу все понял, поэтому и заплакал»

 — Сын в последние годы жил отдельно, — вытирает слезы моя собеседница.  — Приду в гости: обед сварен, кругом идеальный порядок. Не скажешь, что тут живет одинокий мужчина. Ой, что я говорю! Какой одинокий! У него всегда гости, друзья. Хохочут, веселятся! Димке бы клоуном быть, ей-богу. Не могу представить его серьезным. Нашу собаку — боксера по кличке Мелиса — выдрессировал, как для цирка. Димка такой выдумщик был! — Люба осекается на последнем слове…

Хозяйка долго-долго молчит. После паузы устало роняет:

 — С каждым часом надежд все меньше. На трое суток воздуха в затонувших помещениях не может хватить. И о Китае мне сын не расскажет, потому что он оттуда не вернется… Муж сразу все понял, поэтому и заплакал…

Как ни старается держаться эта 50-летняя мужественная женщина, в такой ситуации это вряд ли кому-то удастся. Подруги присаживаются рядом с хозяйкой, по дому вновь плывет густой запах лекарств, женщины мне намекают, что пора оставить их одних.

 — Нет больше сил ждать у телевизора! — срывается на плач мать моряка.  — Завтра же утром выеду в поселок Черноморское. Может, там больше информации.

 — Садиться за руль? В таком состоянии? — приходят в ужас от Любиных планов подруги. Но она, похоже, не собирается их слушать.

 — Единственный сын! — несется мне вслед жуткий женский плач, от которого мурашки по коже.  — Больше у меня никого нет! Сама бы легла в ту железную тюрьму на морском дне! Господи, и это они называют спасательной операцией! Наших же детей никто не спасает!

«Я точно выполнял указания диспетчера»

«ФАКТАМ» удалось связаться с семьей капитана затонувшего судна 44-летнего Юрия Кулемесина.

 — Отец позвонил дня за два до ЧП и сообщил, что ждет смену и 25 марта будет уже в Херсоне, — рассказывает 22-летняя Ксения, дочь капитана Кулемесина.  — Мы с мамой собирались ехать в Симферополь, чтобы его встретить. Последние пять лет папа работает капитаном на судах компании «Черноморнефтегаз». Странно, но о несчастье у китайских берегов нам никто не сообщил. Позвонили родственники из России, сказали, что в последних новостях прошла информация о столкновении кораблей: украинское судно затонуло, но нескольким членам экипажа и капитану посчастливилось спастись. В воскресенье днем, уже после аварии, отец связался с нами. Он был в шоке, кричал в трубку: «Мы не виноваты! Нам дали зеленую линию! Я все делал правильно, точно выполнял указание диспетчера!» Долго говорить он не мог, сообщил лишь номер телефона, по которому ему можно позвонить. Два следующих дня мы только тем и занимались, что набирали тот номер, но он был постоянно занят.

Через 40 часов отец сам вышел на связь. Он был в жутком состоянии. Рассказал, что все, кто находился в каютах и в машине, ушли на дно. Буксир затонул за три минуты. «Я знаю: еще сутки ребята были живы, — говорил отец, — но никто ничего не делал, чтобы их спасти. Вернее, делали все неправильно, нас никто не слушал. На меня оказывают сильное давление. Допрашивали последний раз 18 часов подряд. Я устал уже объяснять руководству порта, морскому департаменту Гонконга одно и то же. Попросил таблетку от сердца, что-нибудь успокаивающее — не дали. Никому из нас никакой медицинской помощи даже не предложили. В местной прессе против украинских моряков развернули масштабную кампанию, хотят сделать нас козлами отпущения. Дескать, буксир был в таком состоянии, что не имел права выходить в море. Следователи тоже придерживаются подобной тактики». Но мы-то, семья, знаем, что это не так! Судно только после капремонта, имело все необходимые сертификаты и допуски, считалось одним из лучших в мире в своем классе.

Отец и раньше рассказывал, что в своих портах китайские суда носятся на огромных скоростях без всяких правил. Это примерно напоминает ситуацию на наших дорогах. Последний раз папа звонил домой в среду. Он нас немного успокоил: мол, прибыла украинская правительственная делегация, чувствуется поддержка. Сразу же, говорит, изменилось отношение китайской стороны — стало более терпимым и уважительным. Наши сделали отцу укол от сердечных болей, дали лекарства. Папа предупредил маму, чтобы скоро не ждала его домой — останется в Гонконге до конца разбирательств. «Даже если меня силком будут отправлять в Украину, — заметил он, — ничего у них не получится. Пока не докажу, что мы не виноваты в аварии, с места не двинусь. Это последнее, что я могу сделать для своей команды». Знаете, папа очень любил ребят. Экипаж-то почти весь молодежный. Он относился к ним, как отец. Ребята тоже уважали своего капитана.

Ксения разговаривала со мной, качая на руках семимесячного малыша. Юрий Кулемесин недавно стал дедушкой, его ждали домой с подарками для маленького внука.

 — Мы готовы ждать еще месяцы, лишь бы только отцу удалось доказать, что его вины в гибели судна нет, — говорит мне на прощание дочь моряка.

377

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров