«горючее из свиного и говяжьего жира будет стоить в два раза дешевле обычной солярки»
О том, что на Луганщине научились из подсолнечного масла делать высококачественное топливо для дизельных двигателей, «ФАКТЫ» рассказывали еще летом прошлого года. После той публикации луганскими разработчиками заинтересовались в Министерстве агропромышленной политики. Чиновники даже провели специальное совещание, на котором решали, как же содействовать распространению луганского опыта. Однако дальше разговоров в министерстве дело так и не пошло. Между тем изобретатели из райцентра Марковка не остановились на достигнутом. Умельцы сделали высококачественное топливо из свиного и говяжьего жира.
«Топливо пока имеет один недостаток: оно загустевает уже при десяти градусах тепла»
— К нам обратились представители одного из мясокомбинатов Донецкой области, которые сказали, что у них остается много животного жира и они не знают, что с ним делать, — говорит директор фирмы, занимающейся производством биотоплива, Владимир Карский. — Выбрасывать жир жалко. Формально он стоит около 2 гривен за килограмм. Почему формально? Да потому что его даже бесплатно никто не хочет брать. Животноводы сезонно используют его как добавку в корм скоту, в частности лошадям, чтобы лучше переносили зимние холода. Но одному животному требуется максимум стакан жира. А у производителей мяса ежемесячно остается до 20 тонн. Раньше жир использовали в мыловаренном производстве. Но теперь и в этой отрасли он не востребован: мыло в основном завозят из-за рубежа.
По словам Владимира Карского, технология производства биотоплива из смальца практически такая же, как и из растительного сырья. Но есть пока у нового топлива один минус: оно загустевает уже при десяти градусах тепла.
— Производство биотоплива кажется простым делом, которое может освоить любой фермер у себя в хозяйстве, — поясняет Владимир Карский. — Но лишь на первый взгляд. Знаете, как у хозяек: пекут торт по одному рецепту, а вкусно получается лишь у одной
Любые жиры, растительные или животные, — это смесь органических кислот. Чтобы превратить сырье в дизельное топливо, необходимо обработать его специальными химикатами. Благодаря такой, как ее называют, «промывке» из жиров удаляются ненужные и вредные вещества, так называемые триглицериды. Между прочим, одно из этих веществ настолько агрессивно, что, сгорая, может даже прожечь камеру двигателя. При нагревании вещества входят в реакцию, в результате которой ненужные элементы выпадают в осадок.
— Недавно в интернете нашел «простой рецепт» изготовления биотоплива, в котором все сводилось чуть ли не к тому, что надо в бочке сварить масло, добавить необходимые химикаты и можно заливать в машину, — смеется Владимир Карский. — Только я не позавидую автомобилисту после использования этого горючего! Если бы все было настолько просто, то в каждом дворе уже стояла бы такая бочка.
«Когда биотопливо закончилось и пришлось залить в бак автомобиля традиционную солярку, мощность двигателя упала процентов на двадцать»
Изюминка изобретения луганчан заключается в том, что они стали использовать при «промывке» кавитацию. К слову, это пока еще мало изученный процесс. В специальном агрегате, кавитаторе, применяется знаменитая архимедова спираль, которая при раскручивании расщепляет вещества на молекулярном уровне. В результате если раньше процесс производства топлива мог длиться до четырех часов, то теперь завершается за 10-15 минут. При этом очистка получается намного качественнее, нежели при классической химической «промывке». На опытной установке была получена первая партия солярки из свиного и говяжьего жира — около 20 литров. По виду она напоминает оливковое масло, а запаха почти нет.
— В нашем цеху работает погрузчик с дизельным двигателем, — рассказывает Владимир Карский. — Раньше через несколько минут его работы на традиционной солярке уже невозможно было находиться в помещении. Стали заправлять погрузчик биотопливом из растительного сырья- и уже никто выхлопов не замечает. Только немного горелым маслом тянет. Эдакая легкая смесь запахов жареных семечек и шкварок.
Однако нынешние цены на подсолнечник и подорожание масла сделали производство биотоплива из этого сырья экономически невыгодным. Вот свиной и говяжий жир для этого больше подойдет. Данное топливо насыщено кислородом. Проще говоря, в нем находятся молекулы кислорода, не нужно дополнительно его насыщать, создавать специальные форсунки.
Из килограмма жира получается более 800 граммов топлива. В итоге даже с учетом производственных затрат оно будет стоить в среднем в два раза дешевле обычной солярки.
— По отзывам селян, которые заправляли у нас свою технику, топливо из растительного сырья экономичнее на 10 процентов по сравнению с обычным, а у свино-говяжьего расход будет еще меньше, так как оно более «калорийное», — уверен Владимир Карский. — К слову, целый район области — Марковский — сезон 2006-2007 годов работал на биотопливе. Традиционную солярку местные аграрии практически не покупали.
Да и я свой «Фольксваген» заправляю только топливом собственного производства. В прошлом году отправились всей семьей в Крым. Доехали великолепно. Но вот когда домашнее топливо закончилось, пришлось залить традиционную солярку. Разница оказалась весьма заметной: мощность двигателя упала процентов на двадцать.
Главное, что для использования биотоплива не нужно переделывать дизельный двигатель. Заливаешь в бак — и вперед. А правильно изготовленное биотопливо даже полезно для машины. После его использования в двигателе все блестит, а от обычной солярки остаются так называемые лаковые отложения, засоряющие систему. Биологическое топливо все это очищает.
3531Читайте нас в Facebook