Маршрутки в Киеве резко подорожают: что нужно об этом знать
— Гривня обесценивается, цены растут на все. Поэтому мы не видим другого выхода, кроме как повысить стоимость проезда, — говорит директор одного из перевозчиков, компании «Трансгруп» Владимир Назаренко. — Сейчас мы ездим себе в убыток. Десять гривен — была бы более экономически обоснованная цена. Это бы позволило нам немного обновить автопарк, поднять зарплату водителям. У нас сейчас 20% подвижного состава стоит — некому работать. Водители знают, что в Европе они могут заработать от 800 до 1500 евро и потому уезжают за границу. Работают там вахтовым методом: три месяца, потом домой, потом снова в рейс. Если у наших водителей не будет такой зарплаты, то мы их просто не удержим.
По сравнению с коммунальным транспортом наши расходы намного больше. Запчасти, топливо, все покупаем за свои деньги. Многие водители ездят не на самых новых машинах. А это означает, что уже с первых дней они работают на запчасти.
Скорее всего уже в сентябре-октябре цены на проезд поднимутся. До 10 или до 9 гривен — еще будем обсуждать. Почему не постепенно? Да потому что, после первого повышения, скажем, на гривню, нам могут не скоро разрешить снова поднять цены.
Читайте также: В Киеве у маршрутки на ходу отвалилось колесо: появились фото с места событий
Эксперт общественной компании «Евро-патруль» Вячеслав Коновалов уверен, что проезд в киевских маршрутках мог подорожать и раньше. Но этого не рискнули сделать, так как летом в столице пассажиров обычно значительно меньше.
— Стоимость бензина тут ни при чем, — говорит Коновалов. — Начнем с того, что маршрутки не на бензине ездят. Но даже если брать этот фактор, то получается, что топливо за последний месяц стало ненамного дороже. Например, 95-й бензин в июле можно было купить по 31,50 грн за литр, а сегодня — по 31,99. Если и поднимать цены, то копеек на 50. Но не на три же гривни!
Весной 2018 года бензин постоянно дешевел. Но почему-то никто не снижал стоимость проезда. Более того, перевозчики чаще всего заправляются у своих заправщиков. Там цены ниже, во-первых, потому что оптовые, во вторых — это обычно контрабандное топливо.
Вы верите в то, что перевозчики работают себе в убыток? Сейчас они возят пассажиров по 6—7 гривен. Это предприятие не прибыльное, а они все равно ездят. Не слишком правдоподобно. Скорее всего, причины грядущего повышения другие.
В Киеве сегодня работают до тысячи маршруток. Был принят закон об электронном билете, но его так и не внедрили. Вы видели, чтобы в городских маршрутках пассажирам давали билеты? Вот и я не видел. Получается, в этом бизнесе крутится черный нал. Поднимут стоимость — нала будет больше. Возможно — кому-то на выборы.
Проблемы маршрутчиков мне известны. Вы знаете, что они ежедневно с одной машины отдают от 800 до 1000 гривен разным людям, чтобы их не трогали? Полиции, в администрацию. В среднем за смену один маршрут может заработать до 3,5 тысячи гривен. Кстати, зарплаты у водителей маршрутных такси в Киеве — до тысячи гривен за смену. Об этом тоже не все знают. Перевозчики, чтобы платить меньше, часто берут на работу водителей из периферии.
Что делать пассажирам, которым и сейчас не легко ездить по существующим тарифам? Думаю, выход будет найден. Правда, далеко не все смогут им воспользоваться. Уже сейчас возле станций метро «Харьковская» и «Академгородок» выстраиваются альтернативные очереди из пассажиров. Их развозят частники на легковых автомобилях. Берут они за проезд на гривню дешевле, чем маршрутки. Но таких машин все-таки пока мало.
Отсутствие конкуренции — это плохо. В Киеве очень редко перевозчики конкурируют между собой. Потому и поднимают цены, не опасаясь Антимонопольного комитета. Есть пара маршрутов, на которых задействованы два или три перевозчика — так вот, там самые низкие цены. Понимают, что пассажиры, если они не слишком торопятся, поедут на той маршрутке, которая на гривню дешевле.
Я полагаю, что цены все-таки будут подниматься постепенно, чтобы не вызвать общественного взрыва. Возможно, первое повышение произойдет уже к концу первой недели сентября.
Читайте также: Подорожание проезда в транспорте: сеть позабавил показательный диалог в киевском метро
В том, что в Киеве вскоре поднимут цены на проезд в маршрутках, не сомневается и директор консалтинговой компании William invest expert Виктор Медведь.
— До конца года обязательно будет повышение примерно на 40%. Даже, думаю, что раньше — в сентябре-октябре. Так как в столице работают несколько перевозчиков, им нужно договариваться о синхронном повышении цен. И здесь, я думаю, никаких проблем не будет. Договорятся.
Перевозчики в Киеве действительно работают, что называется, «в ноль». Почему не закрываются? Да потому, что надеются на лучшее. Транспорт в основном старый. Если его продавать — все-равно никто не купит. Потому и работают.
Есть, конечно, и «жирные» маршруты, прибыльные. Чаще — это межобластные рейсы. А в столице 80% маршрутов — на грани выживания.
Что будет вслед за повышением цен на маршрутки? Поднимут тарифы на такси, они давно не менялись. Сегодня семье из четырех человек в столице дешевле ехать на такси, чем на метро. Но таксисты не останутся в стороне от повышения цен маршрутчиками.
Как писали «ФАКТЫ», с 14 июля 2018 года в Киеве вдвое повысилась стоимость проезда в наземном общественном транспорте. Теперь проезд в троллейбусе, автобусе или трамвае стоит 8 гривен. Одновременно проезд в метро подорожал с 5 до 8 гривен. 13 июля киевляне выстаивали огромные очереди в кассы метрополитена, скупая жетоны, и сэкономили суммарно 10 миллионов гривен.
Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»
2009Читайте нас в Facebook