Вплоть до пожизненного: какие сроки грозят организаторам «выборов» главарей «ДНР-ЛНР» на Донбассе
В пятницу, 9 ноября, глава СБУ Василий Грицак заявил, что результаты «выборов», которые в это воскресенье проводят так называемые «ДНР» и «ЛНР», Москва давно уже определила: Денису Пушилину «избиркомы» «ДНР» запишут 55 процентов голосов, Лениоду Пасечнику террористы из «ЛНР» гарантируют 63 процента. Явка должна составить 70 процентов.
А пока политики и юристы рассуждают о незаконности «выборов», «ФАКТЫ» выяснили, какая ответственность предусмотрена для организаторов и участников этого мероприятия. Чаще всего им инкриминируют посягательство на территориальную целостность Украины, что предусматривает лишение свободы от трех до пятнадцати лет и вплоть до пожизненного срока (в зависимости от дополнительной квалификации преступления) с конфискацией имущества. Но реальные сроки получают пока единицы.
По словам Василия Грицака, даже голосование на незаконных «выборах» является грубым нарушением украинского законодательства, не говоря уже об участии в организации сомнительного мероприятия. Поэтому СБУ призывает население временно оккупированных территорий не участвовать в этом фарсе. Впрочем, просто за голосование украинская Фемида вряд ли будет наказывать людей: «Вина будет устанавливаться по совокупности их действий», — отметил глава СБУ.
Паспортные данные 6538 членов «избирательных комиссий» «ДНР/ЛНР» СБУ передала на КПВВ
Цель этих «выборов» — продемонстрировать «легитимность» террористов на захваченных ими территориях. Поэтому активные их участники рискуют стать обвиняемыми по ряду статей Уголовного кодекса Украины, как и люди, организовывавшие на Донбассе «референдум» и «выборы» в 2014 году.
Как рассказала «ФАКТАМ» пресс-секретарь СБУ Елена Гитлянская, с 2014 года следователи спецслужбы расследовали, в частности, 53 уголовных производства относительно 103 человек за организацию и проведение «выборов» в оккупированных районах Донбасса 2 ноября 2014 года. 49 из них, в которых фигурируют 49 обвиняемых, были направлены в суд. По итогам «референдума» было открыто 338 производств относительно 260 лиц — в суд направлено 218 из них (233 обвиняемых). 85 организаторов уже осуждены.
За это же время СБУ открыла 8664 уголовных производства по «террористическим» статьям. Причем только 79 из них касаются терактов вне зоны АТО/ООС. 42 из этих дел раскрыты (убийства экс-депутата Госдумы РФ Вороненкова, сотрудника СБУ Хараберюша и проч.). Еще в 27 случаях правоохранители предупредили совершение преступлений (заказ на убийство Бабченко, готовившееся устранение ряда государственных деятелей Украины «группой Шаткова», теракты, планировавшиеся «группой Савченко — Рубана» и другие).
Елена Гитлянская отметила, что все обстрелы со стороны российско-террористических войск на линии соприкосновения квалифицируются как теракты. Естественно, расследование таких преступлений усложнено объективными причинами, основная из которых — временная оккупация территории, с которой ведутся обстрелы.
По словам главы СБУ Василия Грицака, уже установлены 6538 членов «избирательных комиссий» «ДНР/ЛНР», их паспортные и другие данные спецслужба передала правоохранителям, несущим службу на КПВВ. Не секрет, что многие из этих людей ездят из оккупированных районов на свободную территорию Украины — за пенсиями, на отдых, шопинг, для получения загранпаспортов. Теперь подобные поездки будут чреваты — любого из этих «избиркомовцев» могут задержать и отправить под суд: за посягательство на территориальную целостность Украины, действия по насильственному свержению власти, создание террористических организаций и участие в них.
«Благодаря работе СБУ многие жители оккупированных территорий не хотят идти на „выборы“, а члены „избркомов“ отказываются от работы в них», — заявил Василий Грицак.
Приговоры сепаратистам украинские суды начали выносить с июля 2014 года. С этого времени на данный момент в Единый госреестр судебных решений внесена информация о 291 приговоре за посягательство на территориальную целостность страны, 77 — за действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя, 40 — за госизмену, 153 — за создание террористической организации, 25 — за финансирование терроризма. Впрочем, общее количество вынесенных приговоров по этим обвинениям меньше, поскольку во многих из них фигурируют по несколько указанных статей УК в разных комбинациях. Почти все эти судебные решения — обвинительные.
Всего же с момента оккупации Крыма и начала захвата территории Донбасса в 2014 году (по состоянию на октябрь этого года) СБУ открыла 403 уголовных производства по подозрению в насильственной смене власти и 1242 — по посягательству на территориальную целостность Украины. Материалы 601 из них уже направлены в суд (судебные решения вынесены по 202 обвиняемым), отметила Елена Гитлянская.
В суд также направлены обвинительные акты по 129 делам о госизмене из 410, расследуемых спецслужбой (решения вынесены пока по 33 подсудимым). Кроме того, СБУ ведет 143 расследования по диверсиям (в суд направлены материалы по 30, судебные решения вынесены в отношении 15 человек) и 33 по шпионажу (10 направлены в суд, приговоры выслушали трое подсудимых).
Большинство осужденных за госизмену — бывшие военнослужащие, которые в Крыму перешли на сторону оккупантов, а потом были задержаны при попытке переехать из Крыма на свободную территорию Украины. Там же, на админгранице с Крымом, периодически задерживают и других любителей «русского мира», организовывавших в 2014 году «референдум», чтобы «отделить» полуостров от Украины. Как оказалось, многим из них теперь хочется в Украину.
«Чистосердечно раскаявшегося» «русскомирца» приговорили всего к году лишения свободы
Так, пенсионер из Харьковской области в марте 2014 года за 300 гривен (по его словам) согласился поработать главой «избирательного участка N15035» в городке Старый Крым. Но на оккупированной россиянами территории мужчина не прижился. В октябре 2015-го он решил вернуться к семье и престарелой матери и был задержан. Благодаря «чистосердечному раскаянию» «русскомирца» приговорили всего к году лишения свободы.
А вот одна из организаторов незаконных на территории Крыма выборов президента Российской Федерации весной этого года Елена Одновол, также задержанная при пересечении админграницы с Крымом, отделалась условным сроком. Руководитель крымского отделения «Волонтеров победы», собиравшая подписи для выдвижения Путина в президенты, добровольно подписала соглашение о признании вины в посягательстве на территориальную целостность Украины. За это с нее сняли подозрение в госизмене и приговорили к трем годам и трем месяцам лишения свободы с испытательным сроком в три года.
Такой же срок, но уже реальный, причем в «учреждении закрытого типа», а не на зоне, получил майор милиции, так и не успевший переаттестоваться в полицейского. Он был изобличен в том, что пересылал террористам различную информацию, в том числе и оборонного характера. Как пояснил бывший правоохранитель, в 2014-м он решил смотаться в Луганск, помочь матери с похоронами бабушки. Но там бывший сослуживец вместе с каким-то кавказцем завербовали его, заставив полтора года снабжать их информацией.
По такому же обвинению гораздо, но гораздо строже — по десять лет лишения свободы — месяц назад были наказаны супруги-пенсионеры, граждане России. Проживая под Мариуполем, они создали небольшую шпионскую сеть и передавали собранную информацию террористам из «ДНР». Три их пособника приговорены к пяти годам лишения свободы каждый. А в Черновцах на днях по той же статье получила 10 лет лишения свободы вербовщица батальона «Восток».
Вообще же, подавляющее большинство из сотен осужденных участников крымских и донбасских «референдумов» и «выборов», пособников и финансистов терроризма, госизменников и шпионов реальных сроков заключения не получили.
Преимущественно учителя и директора школ, служащие различных коммунальных и госорганизаций, менеджеры среднего звена, а то и просто «умеющие читать и считать» рабочие заключали соглашения с обвинением, рассказывая, что участвовать в «избирательных комиссиях», митингах, захвате зданий и боевых действиях их заставили чуть ли не силой. Некоторые из них вообще оформляли явки с повинной. Обычно суд приговаривает таких людей к 3−5 годам лишения свободы с испытательным сроком в 1−3 года. Если во время испытательного срока осужденные не будут замечены в новых преступлениях, они освобождаются от наказания.
И хотя многие из таких осужденных принимали участие в пророссийских митингах, в той или иной мере помогали сепаратистам, а иногда даже выходили блокировать украинских военных, в настоящее время почти все они продолжают работать в Украине — учат детей (в том числе и патриотизму), начисляют пенсии (в том числе и сепаратистам)
Штраф в 149 тысяч 600 гривен за финансирование терроризма получил один из менеджеров ООО «Снек Экспорт» Юрий Джабраилов. Он также заключил соглашение с прокурором, признав, что неофициально выполнял обязанности регионального менеджера на временно оккупированных территориях и содействовал незаконным поставкам туда продукции, поэтому суд счел возможным не лишать его свободы.
Согласно материалам суда, должностные лица ООО специально для поставок в ОРДЛО, Крым и Россию организовали дополнительное производство продуктов питания, объемы которого скрывали от контролирующих органов. При этом различные сборы от реализации этих продуктов пополняли «казну» «Л/ДНР». Материалы относительно начальника осужденного лица, организовавшего эту схему, были выделены в отдельное производство.
В сентябре этого года на украинском сайте по поиску работы было размещено резюме жителя Донецка Юрия Джабраилова, он ищет место директора по продажам или национального менеджера с зарплатой в 40 тысяч гривен. За такие деньги соискатель даже готов переехать в Запорожье, Одессу или Харьков.
Гораздо строже украинская Фемида отнеслась к Виктору Селедцову. Житель Луцка, готовящийся вскоре отметить 60-летие, в феврале 2014 года выехал в Крым, где помогал разгонять проукраинские акции и захватывать различные учреждения, за что российские хозяева отметили его медалью «За возвращение Крыма». В мае Селедцов вступил в один из батальонов «ДНР», где сделал карьеру от стрелка до замполита. Задержали «Комиссара» (такую кличку он получил в рядах боевиков «ДНР») в Луцке, когда тот приехал навестить мать. Раскаиваться Селедцов не спешил и даже посетовал, что слишком мало успел повоевать против Украины. За посягательство на территориальную целостность Украины, участие в террористических организациях и ряд менее тяжких преступлений его приговорили к 12 годам лишения свободы. Приговор осужденный не оспаривал.
Также двенадцать лет получил 84-летний харьковчанин Мехти Логунов. Поначалу правоохранители сообщили, что ему инкриминируют ряд «сепарских» статей, шпионаж, диверсии и проч., но приговор был вынесен лишь за госизмену.
Тринадцать лет лишения свободы получил Рафаэль Лусварги, бразилец, приехавший «пострелять по украм». Впрочем, приговор убийце отменили и даже выпустили из-за решетки (Апелляционный суд решил, что Лусварги нельзя было судить в Киеве, а лишь в Днепропетровской области). Лишь после вмешательства общественности бразильца опять отправили за решетку и оперативно начали рассматривать его дело сначала.
Нередко подозреваемых приходится судить заочно. Так, главбуха «Краснодонского отдела внутренних дел МВД», к тому же еще и организовавшая схему налично-безналичных операций по переправке денег со свободной территории Украины во временно оккупированные районы, приговорили к десяти годам лишения свободы. Приговор подсудимая не обжаловала, хотя в судебных заседаниях участвовал ее адвокат. Отсчет срока отбытия наказания начнется после задержания осужденной.
Но были и оправданные судом сепаратисты. Например, в Луганской области оправдали женщину, которую обвиняли в передаче террористам «ЛНР» по телефону информации о передвижениях и дислокации украинских войск. По данным стороны обвинения, сразу же после таких телефонных разговоров наши военные неоднократно попадали под огонь «Градов» и артиллерии. Суд счел обвинения бездоказательными. А предоставленные доказательства — полученными незаконным путем, поскольку подозреваемую и ее адвоката не ознакомили вовремя с постановлениями на проведение негласных следственных действий.
В прошлом году суд в Донецкой области переквалифицировал обвинение с пособничества террористической организации на более мягкое, поскольку, по мнению суда, не существует юридически значимого акта или судебного решения, согласно которому «ДНР» является террористической организацией. Это решение поддержал и Апелляционный суд. И лишь Верховный суд Украины, рассмотрев дело в кассационном порядке, отменил приговор и отправив дело на новое рассмотрение. В решении Верховного суда указано, что для осуждения за терроризм пособников «Л/ДНР» не нужно отдельное судебное решение о признании этих организаций террористическими. Поскольку таковыми они объявлены «заявлениями Верховной Рады Украины и ее обращениями в международные организации, к национальным парламентам государств мира и тому подобное».
Ранее «ФАКТЫ» сообщали, что Старобельский районный суд Луганской области снова продлил арест бывшему главе парламентской фракции Партии регионов Александру Ефремову. Его обвиняют в организации захвата здания Луганской областной государственной администрации, пособничестве при захвате управления Службы безопасности Украины в Луганской области, а также в сепаратизме.
Фото: ЕРА/UPG
4080Читайте нас в Facebook