По народным поверьям, можно защитить свою семью от русалок и всяких бед на воде, если на троицу одарить сирот калачами
Сегодня, накануне одного из самых больших церковных праздников — Троицы (Пятидесятницы) — согласно традиции, полагается помянуть усопших родных. Наши предки называли эту субботу Родительской, или Дедовой. В этот день молятся о пропавших без вести, а еще о некрещеных и самоубийцах. Кроме того, сегодня нужно украсить свой дом зелеными ветками и травами. Считалось, что на Троицу души мертвых отпускают с того света домой, чтобы они могли присоединиться к торжественному воскресному обеду. Спустившись на землю, они прячутся в зеленых ветвях, поэтому озеленить дом необходимо было так, чтобы не оставить ни одного пустого угла.
Сорвать первые стебли медуницы должен глава семьи, тогда осенью он выдаст дочь замуж за богатого жениха
Перед Троицей девушки и дети шли в лес и на луг, чтобы наломать веток клена, липы, березы, тополя и собрать побольше душистых трав. Рвали чабрец, полынь, мяту, любисток и обязательно аир, или «татарське зiлля». Травами украшали комнаты, двери, ставни, заборы и загоны для скота. Поскольку деревца и ветки назывались «клечанням», то и вся Зеленая неделя именовалась Клечальной. На Буковине крыши убирали листьями лопуха, клена и липы. Гуцулы обвивали барвинком ставни, а также клеили на стекла кресты из листьев. В главной комнате на полу обязательно выкладывали из папоротника большой крест. В субботу васильками и мятой украшали иконы, затем покрывали их новыми рушниками и зажигали перед образами лампадку.
Канун Троицы — лучшее время для заготовки целебных растений: медуницы, алтея, арники, барбариса, ромашки и бузины. По народным обычаям, сорвать первые стебли медуницы должен глава семьи, тогда осенью он выдаст дочь замуж за богатого жениха. А вот тысячелистник (народные названия: деревий, белая кашка, полевая гречка) полагается собирать матери, чтобы весь год ее семья была здоровой, крепкой и никто в роду «кров`ю не стiк».
В субботу в церквах не только поминали усопших, но и освящали молоко, сыр и сдобу. После службы было принято обмениваться калачами в память об умерших: «За Царство Небесне». Обязательно одаривали детей-сирот — люди верили, что, позаботившись о нуждающихся, они оберегают своих близких от бед на воде и недобрых взглядов русалок.
Вообще, Зеленая неделя — это время, когда наши предки старались всячески задобрить мавок и русалок, чтобы те не погубили урожай, никого не утопили и не защекотали до смерти. В старину существовало множество обрядов и запретов, связанных с культом почитания русалок. По описаниям фольклористов, эти красавицы сильно напоминают нынешних моделей: высокие, гибкие, тонкие, обескровленные, с горящими глазами и длинными зелеными волосами. Из одежды на русалках были только венки из осоки или водяных лилий. Красавиц можно было встретить у рек и озер, когда, выйдя из воды, они сидят на берегу или ветвях деревьев и расчесывают свои длинные волосы. Русалки водят хороводы и поют песни таинственным шепотом, слушать который людям опасно, ведь он околдовывает и заманивает человека в круг танцовщиц. Чтобы русалки не погубили, всю Зеленую неделю наши предки носили при себе растения-обереги: чеснок, любисток, полынь.
А на Полтавщине девушкам до Троицы вообще не разрешалось ходить в лес, ведь они могли встретить там мавку. По поверью, увидев незамужнюю девушку, русалка спрашивает ее: «Полин чи петрушка?» Нужно ответить: «Полин!» Тогда русалка не причинит вреда, а только скажет: «Сама згинь!» Но если мавка услышит от девицы: «Петрушка!» — сразу же закричит: «Ти ж моя душка!» — и защекочет несчастную до смерти.
Люди, мучившиеся глазными болезнями, с первыми лучами солнца выходили на луг и собирали в глиняную миску лечебную росу
Однако с русалками можно было и договориться. Правда, для этого полагалось их задобрить угощениями и подарками. Так, замужние женщины ставили в хате на подоконнике свежеиспеченный каравай, чтобы его запах насытил русалок. Кроме того, в саду на деревьях развешивали полотно и нитки — «мавкам на плаття». Глава семьи тоже угощал зеленоволосых красавиц: на меже нивы он оставлял для них краюхи хлеба. А незамужние девушки просили у мавок помощи в привороте женихов.
На Киевщине существовал обычай обедать с русалками. Девушки на заре выходили в поле, захватив с собой яичницу, молоко и каравай, испеченный из ржаной муки и освященной воды. Этот хлеб делился поровну между подругами, после чего те шли к отцовскому полю и оставляли там кусочки каравая для мавки. А на Слобожанщине девчата носили в лес венки для русалок. Кстати, сплести его нужно было втайне от всех, чтобы никто счастья не сглазил.
Проще всего к русалкам относились дети: они бегали на речку пугать мавок. С собой сорванцы брали отлитые из воска крестики, которые бросали в воду со словами: «Де Христос, там Сила Небесна, а де Сила Небесна, там нечистi нема!»
На Троицу можно было избавиться от разных недугов — например, вернуть себе зрение. Так, на Западной Украине существовал такой обычай: люди, мучившиеся глазными болезнями, с первыми лучами солнца (считается, что именно в это время Дух Святой сошел на апостолов) выходили на луг с глиняной мисочкой красного цвета и собирали в нее росу. При этом приговаривали: «Жива водичко, Божа росичко, Духом Господнiм оснащена, капай у цю мисочку. Так, як ти чиста, най си зроби пречисто у болящих очах».
К празднику готовили много блюд из молока и яиц. В основном это были разные вариации на тему яичницы. Вообще, начиная с Пасхи яйцо является основным кушаньем на всех весенне-летних праздниках: крашанка появляется на Светлое Христово Воскресение как символ зарождения новой жизни, а на Троицу яйца в основном жарили, причем готовить яичницу разрешалось только незамужним девушкам.
Обязательно варили холодец и запекали буженину и окорок. Ведь через неделю начинается Петров пост (в этом году он продлится чуть больше двух недель — с 23 июня по 11 июля), и до праздника Петра и Павла есть мясо и молочные продукты не полагается. Еще хозяйки готовили вареники с творогом и молочную кашу, а вот рыбу к праздничному столу не подавали, так как на нее постный запрет не распространяется.
Девушки сжигали аир и гадали на пепле, выясняя, за кого замуж пойдут
Закончив домашние дела, семья надевала лучшую праздничную одежду и садилась возле ворот на лавке дожидаться, пока ударит церковный колокол. Услышав звон, все чинно вставали и, перекрестившись, шли в храм. На литургию брали букеты из трав, в которые полагалось вставить три восковые свечи.
После службы начиналось настоящее веселье. Люди семейные отправлялись в гости к кумовьям, чтобы в хорошей компании отметить праздник. А молодежь за стол не торопилась, а собиралась возле церкви, у вкопанного в землю высокого деревянного шеста, который назывался «явором» или «вiхой». Шест украшали ветками и цветами. Парубки и девушки водили вокруг него хороводы и пели песни. Девчата плели венки и в родительском саду вешали их на яблони, груши и сливы — «аби Бог благословив самим плодючими стати».
Также девушки с нетерпением ждали вечера, чтобы выяснить, за кого им суждено выйти замуж. Гадали на аире: «татарське зiлля» поджигали, после чего на деревянной досточке выкладывали из пепла имена парубков. С этой досточкой выходили на улицу и ждали порывов ветра — чье имя не развеется, тот и суженый. Ну а если сдует все надписи, то сваты в этом году обойдут дом невесты стороной.
Гадали и старшие люди: на ночь в дом вносили молодую осину и ставили под окнами. Утром хозяева придирчиво осматривали листья на деревце. Если они остались зелеными (хоть и привядшими), вся семья в здоровье и радости доживет до следующей Троицы. Появятся на ветках почерневшие листочки — жди похорон.
В понедельник отмечают Духов день. В этот день землю почитали как именинницу. Поэтому «тревожить» ее, например копать, не разрешалось. Водили к реке коров, овец и даже свиней. На берегу домашний скот трижды прогоняли по кругу против солнца, чтобы таким образом уберечь его от волков, болезней и сглазов.
Заканчивались гуляния в первый день Петрова поста проводами русалок. Девушки шли в поле обедать, плести венки и петь песни. Вечером молодежь раскладывала костер, прыгала через огонь, веселилась и выбирала из девиц русалку.
БУЖЕНИНА С МЯТОЙ ПО-КИЕВСКИ
Для приготовления понадобится: свинина — 1 кг, лук — 50 г, чеснок — 30 г, хлебный квас — 0,5 л, сливочное масло — 100 г, уксус — 50 г, соль, перец, лавровый лист, мята — по вкусу.
Свинину без косточек нашпиговать луком, чесноком, натереть солью, перцем, выложить в керамическую или эмалированную кастрюлю, залить хлебным квасом, уксусом, добавить лавровый лист, листья мяты и на сутки поставить в холодное место для маринования. Затем мясо положить в казанок и запекать в духовке до готовности.
Готовую буженину нарезать тонкими ломтиками, разложить на блюде, полить растопленным сливочным маслом и украсить зеленью петрушки. Отдельно подать жареный картофель, огурцы, помидоры и сладкий перец.
МАНДРЫКИ С КЛУБНИКОЙ
Для приготовления понадобится: мука — 500 г, сметана — 100 г, сливочное масло — 100 г, сахар — 50 г, яйца — 2 штуки, вареные желтки — 2 штуки, сода — 5 г, клубника — 300 г, сахар — 100 г.
Замесить тесто из муки, масла, сахара, сметаны, яиц и соды. Тесто раскатать и вырезать небольшие коржики.
Клубнику очистить, посыпать сахаром и выложить на коржики. Слепить концы коржиков и испечь мандрыки в духовке.
870Читайте нас в Facebook