В первый день съемок «Крепостной» главная героиня едва не разбилась на лошади, — Максим Литвинов
Режиссера Максима Литвинова называют украинским Спилбергом. Он стоял у истоков многих популярных телевизионных шоу:"Танцюють всі!", «Україна має талант», «Х-фактор». Максим был главным режиссером сериалов «Скорая помощь» и «Коли ми вдома». Вот уже два года своим детищем он называет сериал «Крепостная». Режиссер поделился с «ТелеФАКТАМИ» впечатлениями от работы в масштабном проекте, рассказав о самых сложных съемках и собственном актерском опыте. (Напомним, о создании этого сериала «ФАКТАМ» также рассказала продюсер Тала Пристаецкая: «На главную роль в фильме „Крепостная“ было сто претенденток»)
— Премьера состоялась. Вы довольны результатом?
— Свою работу тяжело оценивать — я уже два года внутри проекта. Даже если никто этого не заметит, понимаю, где могло быть лучше или, наоборот, неожиданно получилось очень круто. Но вообще у зрителей один критерий — интересно или неинтересно. Понятно, что сериал более женский… любовная история, платья, страсть, свобода. Но даже суровым мужикам, думаю, он будет интересен.
— Правда, что актрису Екатерину Ковальчук, сыгравшую главную роль, долго не хотели утверждать?
— На это не давали согласия продюсеры проекта Владимир Бородянский и Виктор Мирский. Дело в том, что Катя им не нравилась, они боялись ее занятости. Актриса была «подписана» параллельно на четыре проекта, и наш в том числе. По-продюсерски они абсолютно здраво рассудили: она может сорвать съемку. В поисках героини мы прошерстили всю Украину. Пробовалась на главную роль и Аня Сагайдачная, сыгравшая в результате Натали Дорошенко.
Шесть месяцев смещали начало съемок. Вы же понимаете, что финансовые вливания в проект огромные, поэтому каждый хотел перестраховаться. Крепостную Катерину мы выбирали из 500 девушек. Искали не только в Украине, но и в Германии, Беларуси, Швеции, Америке. Смотрели украинских девушек, которые живут в Соединенных Штатах. Раскрою секрет: рассматривали даже кандидатуру Иванки Сахно — талантливой украинской актрисы, которая покоряет Голливуд. Но она не смогла принять приглашение, узнав, что съемки займут больше года.
— И как же все-таки утвердили Катю?
— Случилось какое-то колдовство. Из четырех проектов, в которых была задействована Катя, с нами сотрудничал только один. Организаторы всегда шли навстречу, «делили» Катю с нами. А в двух других сказали, что ничего не станут менять. Будут формировать свой график так, как им удобно. Но в конце концов они закрылись. Думаю, это действительно судьба — участие Кати в нашем проекте. У меня не было сомнений, что Катя Ковальчук — именно та актриса, которая нам нужна.
Читайте также: Многое, о чем говорится в «Школе», я испытала на себе — меня обижали, гнобили, — Янина Андреева
— Признаюсь, не сразу в роли Дорошенко узнала популярного актера Марка Дробота. Как вам удалось так изменить его внешность?!
— Марк — просто идеальный Николай Дорошенко. Для участия в кастинге гримеры сделали Марку завивку — у него волосы прямые, не кудрявые. Может, поэтому его не сразу удается узнать. Но в XIX веке букли делали и мужчины, и женщины — это была модная прическа. У нас почти все мужчины кудрявые в сериале, это передает стиль того времени. Знаете, с первой пробы я увидел в Марке такое внутреннее благородство, будто он действительно потомственный дворянин.
* Одну из своих задач режиссер Максим Литвинов видел в том, чтобы максимально точно передать в костюмированной драме дух XIX века
— В таких длительных проектах не может идти все гладко…
— К тому же летом очень тяжело стартовать. Нам нужны были лучшие художники, грим, костюмы, реквизит, операторы. Проект постоянно оказывался под угрозой. Буквально в первый день могла «слететь» главная героиня, и нам пришлось бы закрыть проект, даже не начав его.
— Что произошло?
— В первый день, пока Катю Ковальчук гримировали, мы снимали кадры с дублершей. По сюжету главная героиня Катерина на лошади скачет галопом по чистому полю, через травинки ползет камера — все очень красиво. Когда отсняли первый кадр с дублершей, нам понадобился крупный план Кати Ковальчук, чтобы видно было лицо главной героини. Киношные лошади дрессированные. Так как мы несколько дублей снимали с дублершей, конь запомнил, что нужно скакать галопом. И когда для крупного плана потребовалось, чтобы лошадь шла шагом, она понеслась галопом.
Я смотрю в монитор — шикарная картинка! У Кати хорошее настроение, она улыбается, платье и волосы развеваются. Думаю, круто — и без дублерши проскакала. Останавливаем сцену, слышу крики, бежит ко мне перепуганная хозяйка лошадей Наташа Юрчишина. Оказывается, лошадь понеслась галопом, и Катя чуть не вывалилась из седла! Слава Богу, Катя удержалась, и именно эту сцену я оставил в финальном монтаже. Так что, когда увидите, как Катя скачет галопом на коне, знайте: это было очень опасно.
Читайте также: В детстве я хотел быть футболистом, на театральном вузе настояла мама, — Костантин Войтенко
— Какие сцены оказались самыми сложными?
— Съемка бала у киевского вице-губернатора. Мы снимали в настоящем зале киевских богачей — особняке Якова Полякова. Было много реконструкторов (людей, которые восстанавливают определенные события из прошлого), играл живой оркестр, мы затащили огромный операторский кран в помещение. Плюс ко всему было много сложных диалогов во время танцев — герои вальсируют и влюбляются друг в друга. Конечно, с первого дубля ничего не получалось. А актеры должны танцевать хорошо — XIX век, дворяне. Они же все вальсируют с детства!
За ту ночь мы сняли девять минут фильма, потратив на это 19 часов! Актрисам в тяжелых кринолинах пришлось всю ночь танцевать. Смотрю: часы показывают четыре утра, а актеры все скачут мазурку и польку. В шесть утра женщины уже просто сидели в платьях на полу, не было сил держать тяжелые юбки. Я понимал, что артистов нужно как-то взбодрить, ведь шел 13-й час съемок. Вышел с мотивационной речью: «Есть люди, которым сейчас намного тяжелее, чем нам…» А один из реконструкторов говорит: «Знаете, мы делаем то, что нам нравится. Так что не нужно никого уговаривать. Нам классно, мы кайфуем». В этот момент у меня словно крылья выросли.
* Главные роли в сериале «Крепостная» сыграли Екатерина Ковальчук и Алексей Яровенко
— Много приходилось репетировать?
— Нельзя отрепетировать 48 серий. Нет ни одного режиссера в мире, который сказал бы, что ему было достаточно времени для репетиций. Съемки — это вообще такой процесс, который всегда идет не так. Все плохое, что может случиться, обязательно произойдет: кто-то опоздает, приедет с плохим настроением, доставят не тот костюм. В сериальном производстве репетиции — не самая необходимая вещь. Просто режиссер должен четко осознавать, на чем делать акцент, а актеры — знать текст и понимать своего персонажа. Я не из тех режиссеров, которые во время съемок дают свободу актеру, а потом вырезают на монтаже все, что не нравится.
— Вы ведь и сами сыграли в «Крепостной» одну из ролей.
— Мне понравились несколько героев. Иногда в своих проектах я играю режиссеров. Это всегда комичные персонажи, немного гипертрофированные, смешные, с ироничным отношением ко всему. Достаточно легко могу сделать карикатуру на самого себя. В «Крепостной» я думал сыграть режиссера нежинского театра, но потом увидел на этом месте другого актера. Мы попробовали Толика Зиновенко, он, конечно, круче меня. Именно такой, каким должен быть режиссер — немного смешной и чуть-чуть деспотичный.
А когда искали конюха семьи Дорошенко Йосыпа, поняли, что это должен быть очень хороший или прекрасно подготовленный актер. Я не такой уж хороший, но готовился долго, чтобы подчеркнуть свои сильные и спрятать слабые стороны. В общем, сыграл я конюха, потом подошел к режиссеру монтажа, спросил его мнение. Он ответил, что Йосып получился отлично. Короче говоря, меня он совершенно не узнал. Так что, думаю, сыграл я действительно неплохо.
Ранее в эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» известный документалист Аким Галимов рассказал о работе над третьим фильмом из цикла «Україна. Повернення своєї історії», который посвящен временам Гетманщины.
Читайте нас в Facebook