Для тех, кто купит проездной на год, одна поездка в метро по-прежнему будет обходиться в 50 копеек
Тарифы на проезд в общественном транспорте на днях изменились — так решил Киевсовет. Экономическая неизбежность такого шага, как говорят эксперты, очевидна в условиях мирового финансового кризиса, коснувшегося и Украины. Увы, отмечают политологи, вместо признания этого факта некоторые политические силы вновь прибегают к демагогии и популизму. Однако правда не перестает быть правдой — киевляне и так слишком долго ездили в городском транспорте, едва ли не по самым низким в Украине тарифам.
Такого дешевого транспорта, как в Киеве, пожалуй, не было нигде. В этом можно было убедиться, бывая не только в дальнем, но и ближнем зарубежье. Транспорт там стоит довольно дорого, зато ходит строго по расписанию и в нем приятно и комфортно ездить. Да что там в зарубежье! Даже в Украине есть много городов, где цена проезда уже выше, чем в столице с ее многокилометровыми пробками и самой высокой в стране стоимостью жизни. По словам специалистов, власти много лет экономическими и неэкономическими методами из последних сил сдерживали повышение цен на проезд, хотя вполне очевидно, что затраты самих транспортников росли с каждым месяцем, подстегиваемые инфляцией. Пока плата за проезд оставалась на уровне 50 копеек, зарплаты транспортников, стоимость топлива и запчастей выросли в разы.
Пенсионеры, одинокие мамы, многодетные семьи, инвалиды и те, кто за ними присматривает, продолжат ездить бесплатно
Последствия искусственного занижения цен известны всем жителям столицы. Это и ночующие в автобусах иногородние водители (киевляне на такие низкие зарплаты не идут), и работа по 12 часов за баранкой, и текучка кадров, и высокая аварийность. Что уж говорить о техническом состоянии самого транспорта! Положение в подземке осенью этого года также приблизилось к критической черте. По словам руководителя столичного метрополитена Петра Мирошникова, спецкомиссия при Киевсовете пришла к выводу, что состояние метро «переходит из состояния удручающего в состояние более тяжелое». О том, что повышения цены проезда столице не избежать, говорили и многие экономисты, к примеру, эксперт Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.
Конечно, можно и дальше «убивать» коммунальный транспорт, вытянуть который за счет дотаций столица уже не в силах, но что мы будем делать завтра, когда старый транспортный парк придет в негодность, а купить новый будет не за что? Несмотря на растущий бюджет, сумма дотаций на коммунальный транспорт давно выросла до заоблачных высот. Поэтому Киевсовет создал специальную рабочую группу во главе с «бютовцем» Александром Зинченко, которая-то и разработала принятое впоследствии решение о приведении тарифов к экономически обоснованному размеру, при этом сохранив стоимость одной поездки для постоянных жителей столицы на том же уровне. Те, кто каждый день ездит на работу и обратно и для кого затраты на транспорт существенны, имеют возможность приобрести годичный проездной билет на метро, заплатив за него 365 гривен (на один наземный вид транспорта — 275 гривен). То есть цена одной поездки при двух поездках в день — 50 копеек, а при четырех — и вовсе 25 копеек. К слову, опросы жителей столицы, которые проводились в том числе многими киевскими СМИ, показывали, что значительное число киевлян вполне адекватно относится к изменению цены билетов или жетонов. Разумеется, «платить больше» никому не хочется. Но жизнь есть жизнь, и, загнав транспортников в тупик, горожане сделают хуже лишь самим себе — вряд ли кому-то захочется ехать в рассыпающемся на части автобусе с невыспавшимся водителем, которого пригнала на заработки в столицу беспросветная нужда.
Единственная реальная проблема — категории киевлян, у которых действительно на счету каждая копейка. Однако Киевсовет учел предложение Блока Леонида Черновецкого и принял меры, чтобы повышение цен не отразилось на тех, кто вынужден экономить на самых элементарных вещах. Пенсионеры, одинокие мамы, многодетные семьи, инвалиды и те, кто за ними присматривает, как и раньше, будут ездить бесплатно. Остались без изменений и существующие льготы для школьников и студентов. А работники бюджетных организаций имеют право купить проездной на один-два вида транспорта в рассрочку на квартал, а на три-четыре вида — в рассрочку на полгода. «Тарифное» решение Киевсовета, как отмечают специалисты, изначально дополнило непопулярные меры ценового регулирования продуманным компенсирующим механизмом, призванным смягчить социальные последствия.
Мало кто задумывается, чем может быть чреват для киевлян предвыборный популизм
Почему же тогда, спрашивается, в последние дни вокруг изменения тарифов в столице появилось столько споров и резких оценок? Ведь, как уже отмечалось выше, ежедневные траты на проезд в подземке у большинства киевлян (купивших проездной) не превысят одну(!) гривню. Понятно, мало кого радовали очереди возле касс по продаже жетонов в первый «новотарифный» день — 4 ноября. Судя по всему, руководство метрополитена до последней минуты не верило, что у него, наконец, появятся деньги на обновление подвижного состава и строительство новых станций, и посему оказалось не готово к привалившему счастью. Как утверждают различные источники, начальник КП «Киевский метрополитен» уже получил от столичного мэра «по шапке» за ажиотаж возле касс и отсутствие в продаже годичных проездных. А точнее, выговор и строгий приказ навести порядок с продажей жетонов. Так что, по-видимому, бытовые неурядицы переходного периода будут длиться недолго.
Так почему же вдруг возникло непонимание ситуации у части городского депутатского корпуса? Казалось бы, еще месяц назад Киевсовет нашел устроившую всех формулу изменения тарифов на проезд в общественном транспорте, которая, как отмечали эксперты, даст возможность его развитию и вместе с тем не приведет к ухудшению качества жизни наименее защищенных слоев населения. Поэтому недавние заявления главы одной из фракций Киевсовета вызвали, мягко говоря, недоумение. Впрочем, политологи поясняют: просто местным лидерам спустили команду — начать подготовку к выборам. Естественно, говорят эксперты, что в пылу политической борьбы интересы киевлян и Киева вновь забыты. И мало кто задумывается, чем может быть чреват для столицы этот предвыборный популизм.
Заместитель главы КГГА Виталий Журавский прокомментировал ситуацию таким образом: «Проект решения о приведении транспортных тарифов к экономически обоснованному размеру подавался за подписью Александра Зинченко (который, кстати, называл в интервью «Газете по-киевски» 50 копеек неадекватной ценой!). И вся фракция БЮТ в полном составе голосовала за это решение, что зафиксировано в стенограмме».
Судя по всему, утверждают эксперты, отдельные столичные депутаты по-прежнему не могут представить себе экономику без политики. И это очень прискорбно, поскольку, когда народные избранники идут на поводу у своих политических амбиций, это не всегда на пользу развитию экономики и согласию в обществе. Наглядный тому пример, утверждают политологи, ситуация в Верховной Раде. Парламент в его нынешнем виде способен лишь генерировать нестабильность. В результате экономический кризис в стране только углубляется.
246Читайте нас в Facebook