Узнав три популярных у Татьяны телефонных номера, мошенники завладели ее сим-картой и набрали на имя жертвы десятки кредитов
Разбираясь в ситуации, «ФАКТЫ» узнали, что случаев такого «угона» сим-карт становится все больше и страдают от подобных махинаций сотни украинцев. «Угоняя» чужую сим-карту, преступники взламывают привязанный к номеру телефона google-аккаунт жертвы, получают доступ к ее банковским приложениям, крадут деньги и личные данные. С этого же аккаунта оформляют онлайн-кредиты, о которых жертва узнает уже постфактум — и потом не может доказать, что кредиты брал другой человек.
«ФАКТЫ» выяснили, как обезопасить свою сим-карту от подобных махинаций и что делать в том случае, если вы уже стали жертвой преступления.
«Я позвонила в „ПриватБанк“, чтобы заблокировать карту. Но было поздно»
— После случившегося я лишилась не только своих денег, но и спокойного сна, и даже работы. Когда коллекторы, требующие, чтобы я вернула деньги (которые не брала!), устроили террор моей начальнице, меня уволили, — рассказала «ФАКТАМ» Татьяна. — А началось все с, казалось бы, безобидного звонка в январе 2020 года. Мне позвонил парень, представившийся оператором Vodafone. «Ваш номер стоит в очереди на блокировку, — сообщил он. — Чтобы блокировки не произошло, вы должны назвать три номера телефона, по которым чаще всего звоните». Я назвала номера, после чего мужчина сказал: «Сейчас вам придет сообщение о том, что ваш номер заблокирован. Но вы не обращайте внимания — это уже устаревшая информация. На самом деле блокировку мы предотвратили». И действительно, сразу после разговора с ним пришла такая sms-ка. И пропала связь. Я немного подождала, но связь так и не появилась. Стало ясно, что здесь что-то не так.
Когда Татьяна заподозрила, что могла стать жертвой мошенников, первым делом позвонила с номера коллеги в «ПриватБанк» и попросила заблокировать ее банковскую карту. Но было уже поздно.
— Завладев сим-картой, преступники тут же смогли зайти в мой google-аккаунт, а затем в приложение «Приват24» — и перечислили на свой счет все деньги, которые были у меня на счету, — продолжает Татьяна. — В том же «Приват24» они взяли мои данные — номер паспорта, идентификационный код. И пока я занималась восстановлением своей сим-карты, они успели с помощью этих данных с моего же аккаунта взять «быстрые» кредиты в 11 кредитных организациях.
Восстановив карту, я увидела, что сразу после того, как у меня пропала связь, в мой google-аккаунт зашел кто-то из Львовской области. В истории поиска сохранились все его действия. Вход в мой «Приват24», а затем — на огромное количество сайтов микрофинансовых организаций. Кредиты дали в одиннадцати таких конторах, а запросов было еще больше. По следам преступников я зашла в личные кабинеты на сайтах этих организаций — и увидела, что где-то на мое имя оформили кредит на 10 тысяч гривен, где-то — на четыре тысячи, на восемь. Для перечисления денег преступники, естественно, указывали номера своих карт. Они указывали три номера карты, которые я передала в полицию.
Читайте также: Свидание авансом и тюремные пародисты: самые популярные схемы «развода» простых украинцев
Татьяна подала заявление в Шевченковский райотдел полиции в Запорожье. В заявлении указала все известные ей данные о преступниках — данные геолокации (откуда был осуществлен вход в ее аккаунт), номера карт, на которые перечислялись ее собственные средства и деньги от кредитных организаций.
— Но полицию этот случай совершенно не заинтересовал, — признается женщина. — Они даже не сразу открыли уголовное производство. Когда я принесла заявление, мне посоветовали «прийти через четыре дня». Еще долго я не могла добиться открытия уголовного производства. Потом его наконец открыли по статье «Мошенничество». Но и это ничего не дало. Позже я поняла, что никто не собирался это производство расследовать. Полицейские даже не сделали запросы оператору мобильной связи и не попытались узнать, кому принадлежат карты, на которые уходили деньги. Хотя это, как я понимаю, несложно. Но мое дело никого не заинтересовало.
Одновременно я обратилась во все те организации, где на мое имя были взяты кредиты. В письменных обращениях подробно рассказала обо всем, что произошло: что взломали мой аккаунт, что по этому поводу в полиции открыто производство. Но только в двух организациях мне пошли навстречу. Ответили, что провели внутреннюю проверку и, учитывая обстоятельства, списывают долг, так как кредит брала не я. А в остальных девяти конторах дали понять, что их все это не интересует. «Деньги брали на ваше имя — значит, вы и будете их отдавать, — заявили мне. — Нам все равно, что у вас там происходило. Возвращайте долг».
«О том, что уголовное производство по моему заявлению закрыли, узнала случайно»
— И буквально через две недели начались первые звонки, — продолжает Татьяна. — Сначала от представителей этих организаций, а затем — якобы от коллекторов (хотя подозреваю, что звонят одни и те же люди). Их методы работы, думаю, известны всем. Мне начали звонить и днем и ночью. Пошли угрозы, что, если не верну долг, они отберут у меня все имущество, заявятся ко мне домой и будут принудительно все изымать. Помню, звонит женщина: «Татьяна Владимировна, где вы? Мы звоним вам в дверь, а вы не открываете. Мы вас уже ждем». Они блефовали, но я в тот момент ужасно испугалась.
Потом добрались до моих родных и друзей. Не знаю, где они взяли их номера телефонов. Но звонили даже соседям — и требовали, чтобы те отдали долг за меня. Стали звонить и моей начальнице. Она сначала относилась к ситуации с пониманием, даже мне сочувствовала. Но в один прекрасный день коллекторы создали в «Вайбере» группу, в которую добавили ее, меня, моих родителей и еще несколько человек, и разместили там порнографический коллаж с лицом моей начальницы. Там же была подпись: «Если в течение 15 минут не перечислишь деньги, это фото появится в общем доступе». После этого случая начальница сказала мне написать заявление по собственному желанию. Я потеряла работу.
Читайте также: Как правильно вести себя с коллекторами
По поводу коллекторского террора Татьяна отдельно обращалась в полицию. Но говорит, что там у нее даже не приняли заявление, а посоветовали просто изменить номер телефона.
— Более того, я случайно узнала, что уголовное производство по моему заявлению о мошенничестве закрыли! Причем без моего ведома, — говорит Татьяна. — Это произошло еще в апреле, а я об этом узнала только летом — после того, как, не видя никаких результатов расследования, обратилась в прокуратуру. Причина закрытия производства неизвестна. В официальном ответе, который я только в сентябре получила от Главного управления Нацполиции в Запорожской области, просто сказано, что «производство закрыто после проведения соответствующих следственных действий».
Меня тем временем продолжают терроризировать коллекторы. Еще в июле я, проконсультировавшись с юристом, подала иск в суд к этим финансовым организациям. В иске я требую признать договоры с этими организациями недействительными — так как у меня есть доказательства того, что я их не заключала. Иск в Печерский райсуд Киева подала еще в июле, но он до сих пор не принят к рассмотрению. В суде все время отвечают, что «нужно еще подождать».
Татьяна тем временем выяснила, что таких пострадавших от «угона» сим-карт, как она, по всей стране сотни, если не тысячи. В соцсетях есть группы, в которых люди делятся своими историями. Например, 39-летняя Наталья из Полтавы рассказала, что, «угнав» ее сим-карту, преступники забрали у нее 63 тысячи гривен. Самое ужасное то, что это были кредитные средства — у женщины было несколько карт в разных банках с большим кредитным лимитом. Теперь ей придется отдавать эти деньги банкам. А в прошлом году многие СМИ рассказывали историю киевского IT-аналитика Анны. Пока женщина была в зарубежной поездке, преступники получили контроль над ее сим-картой и опустошили все банковские счета, забрав 285 тысяч гривен. При этом Анна говорит, что звонки от якобы представителей мобильного оператора ей не поступали и никакие номера телефонов она никому не сообщала. Тем не менее преступники каким-то образом эти номера узнали — и использовали данные для того, чтобы получить контроль над сим-картой женщины.
Читайте также: Могут легко украсть все деньги: мошенники придумали необычную схему обмана в сети
Как это происходит? Схему «с тремя номерами» преступники применяют для того, чтобы завладеть сим-картами абонентов предоплаченной формы связи (припейд-абонентов). В Украине таких абонентов большинство. Контрактных абонентов и тех, у которых мобильный номер привязан к их паспорту, в разы меньше, и преступники этим активно пользуются. Абоненты предоплаченной формы связи — анонимы, компания-оператор не владеет данными о том, кому именно принадлежит сим-карта. В Украине несколько раз пытались ввести обязательную регистрацию припейд-абонентов, но ни одна из инициатив не увенчалась успехом.
Что делают преступники? Они блокируют сим-карту человека, после чего сами восстанавливают ее с помощью мобильного оператора — назвав ему три номера телефона, на которые чаще всего звонит абонент. Для восстановления сим-карты припейд-абонента этих данных часто бывает достаточно — для них услуга восстановления карты не требует идентификации пользователя по документам (что необходимо в случае, если абонент контрактный). Таким образом преступники завладевают картой, и если этот номер привязан к google-аккаунту человека, происходит то, что случилось у Татьяны.
В июне 2020 года стало известно о задержании в Кривом Роге целой группировки, занимавшейся подобными вещами. Сотрудники СБУ совместно с полицейскими «накрыли» подпольный колл-центр, работники которого звонили людям от имени мобильных операторов и узнавали данные, необходимые для «угона» сим-карт. После чего взламывали привязанные к этим номерам аккаунты и оформляли на людей онлайн-кредиты, забирая средства себе. Двух участников группировки задержали. В сообщении СБУ сказано, что преступники успели оформить кредиты на несколько сотен человек. И это только те случаи, которые официально проходят в уголовном производстве. При этом сотни пострадавших, как Татьяна, месяцами не могут ничего добиться от полиции в своем городе или районе.
Чтобы защититься от подобных махинаций, привяжите свою сим-карту к паспорту
— В 80 процентах случаев полиция квалифицирует такие дела некорректно, — рассказал «ФАКТАМ» юрист и правозащитник, сооснователь «Украинского офиса защиты данных» Богдан Хаустов. — Пострадавшие подают заявления, и уголовное производство регистрируют по статье «Мошенничество», что неправильно. Потому что на самом деле мошеннические действия были совершены только в отношении микрофинансовой организации, которая выдавала кредит. А эти организации в подобных расследованиях не заинтересованы, потому что в таком случае им придется признать проблему уязвимости своей системы безопасности. Что же касается человека, на имя которого в результате «угона» сим-карты оформили кредит, то ему нужно добиваться, чтобы полиция зарегистрировала производство по статьям Уголовного кодекса 182 («Нарушение неприкосновенности частной жизни»), 189 («Вымогательство») и 361 («Несанкционированное вмешательство в работу электронно-вычислительных машин, автоматизированных систем и компьютерных сетей и сетей электросвязи»). Если производство будет зарегистрировано по статье 361, им займется киберполиция.
Если же производство открыто по статье «Мошенничество», то его рано или поздно просто закроют, как произошло в случае Татьяны. Его могли бы переквалифицировать, но, к сожалению, в большинстве случаев полиция на местах не заинтересована в раскрытии преступлений подобного рода. Важно также помнить, что онлайн-заявка о преступлении, поданная на сайте киберполиции, не считается заявлением. Пострадавший должен подать заявление в соответствии с нормами законодательства, о чем лучше проконсультироваться с юристами.
Подобные аферы действительно стали массовыми. Здесь работает преступная группа. За последнее время задержания участников таких группировок были и в Днепре, и в Одессе.
Читайте также: Киберполиция разыскала мошенника, укравшего 140 тысяч гривен у больной девочки. Ребенок умер
Чтобы защититься от махинаций, юристы советуют все же привязывать свою сим-карту к паспорту. Такую функцию предоставляют все мобильные операторы.
— Это значительно снизит риск стать жертвой подобных преступлений, — считает Богдан Хаустов. — Более того, для банковских аккаунтов я бы рекомендовал иметь отдельную сим-карту (разумеется, привязанную к вашему паспорту) с номером, который вы нигде не «светите». Это самый надежный вариант.
— А если номер корпоративный?
— Корпоративный пакет однозначно контрактный, поэтому «угнать» такой номер сложно. Но все же предпочтительнее привязывать к банковским аккаунтам тот номер, который никто, кроме вас, не знает. Еще можно в Бюро кредитных историй установить функцию повторного утверждения. В таком случае вам будут приходить извещения о запросах относительно вашей кредитной истории — и вы тут же узнаете, если кто-то пытался взять на ваше имя кредит. Услуга стоит около 400 гривен в год.
О том, что привязка сим-карты к паспорту резко уменьшает вероятность «угона» карты, говорит и телеком-эксперт Роман Химич:
— Небольшой риск все равно останется, поскольку зафиксированы единичные случаи, когда преступники «угоняют» контрактные номера, приходя в салон связи с поддельной доверенностью якобы от владельца номера. Но это бывает редко и только в том случае, когда на кону нечто действительно значимое. Преступники должны хорошо вас знать, не просто располагать вашими паспортными данными, но и навыком подделки документов либо сообщниками из числа нотариусов. Все это создает достаточно надежный барьер для мошенников. А от посягательств преступников, которые, как говорится, действуют наобум, процедура персонификации, безусловно, защитит. На самом деле «угон» номеров — это проблема мирового масштаба. В США только за 2018 год зафиксировано более 600 тысяч таких случаев.
— Как можно решить эту проблему в нашей стране?
— Было бы правильно ограничить практику авторизации по номеру телефона. Этот инструмент однозначно требует урегулирования. Операторы мобильной связи уже создали сервис, который позволяет проверить, не блокировалась ли и не меняла ли владельца сим-карта за последние двое суток. Было бы правильно, если бы банки и финансовые организации были обязаны проверять через этот сервис номер телефона, который указывается при оформлении кредита. И если при проверке номера выяснилось бы, что карта в этот день блокировалась, это могло бы стать основанием для отказа в удаленном обслуживании, только при личной явке. Также было бы правильно обязать банки проверять статус номера, который регистрируется как финансовый, — чтобы только персонифицированные абоненты могли регистрировать свой номер в банковской системе. Но эти изменения должны быть зафиксированы в нормативно-правовой базе. А пока эту проблему, к сожалению, регуляторные органы игнорируют.
Читайте также: Большинство обманутых — пенсионеры: телефонные мошенники из колонии выманили у людей свыше миллиона гривен
Ранее «ФАКТЫ» сообщали о задержании в Запорожье группы злоумышленников, которые грабили украинцев на 3 миллиона гривен каждый месяц через фейковый «колл-центр».
6211Читайте нас в Facebook