«Стало легче, но отделения перегружены очень тяжелыми больными, погибают семейные пары», — Голубовская
«Большой удельный вес тяжелых больных возрастает, — пишет врач-инфекционист на своей страничке в соцсетях. — Конечно, сейчас гораздо легче, нет такого наплыва больных, но отделения перегружены тяжелыми и очень тяжелыми больными, молодыми людьми до 50 лет, погибают семейные пары, бесконечные трагедии, уставший персонал, работающий уже на автоматизме и тяжело, со слезами на глазах, переживающий потери.
Особенно внезапные, особенно несправедливые и непредсказуемые… Тяжелые сны и будни, наполненные горем… Какой там театр, или кино, или застолье, или праздники …
Когда совсем нет сил, мне помогает чтение книг, написанных врачами. Например, вот этот отрывок из «Помнить о больном» Е.И. Лихтенштейна:
«Вероятно, редкий больной думает о том, сколько тревог доставляет он своему врачу, тревог, порожденных состраданием и сознанием огромной нравственной ответственности за доверенную жизнь».
А.П. Чехов писал А.С. Суворину:
«У врачей бывают отвратительные дни и часы, не дай бог никому этого. Среди врачей, правда, не редкость невежды и хамы, как и среди писателей, инженеров, вообще людей, но те отвратительные часы и дни, о которых я говорю, бывают только у врачей. И за сие, говоря по совести, им многое проститься должно…
Это именно дни и ночи, которые врач проводит у постели неизлечимого больного в горьком сознании своей профессиональной беспомощности, это дни и ночи, когда врач должен отвечать перед больным, его близкими, перед своей совестью…"
Да, нас учили быть небезразличным к страданиям больных, а также «лечить больного, а не болезнь». Хорошо это или плохо, вам судить. Сложная наука медицина, да и наукой ее назвать сложно. Как мы шутим, между хиромантией и астрологией занимает промежуточное положение. Протоколы, стандарты, доказательная медицина, конференции, конгрессы — все это хорошо…
Только вот никогда не знаешь наверняка, почему одному помогает, другому — нет, почему кто-то неожиданно выжил, а другой внезапно умер, почему этот, из группы риска, совсем немножко поболел, а этот, худой и молодой, уже месяц как на ИВЛ… Что-то мы, конечно, знаем и многое сейчас можем, но бывает очень сложно предугадать и повлиять на неумолимое развитие болезни … Потому что «медицина — это наука неопределенностей и искусство вероятностей».
Берегите себя и своих близких. Не подвергайте лишнему риску. Еще не все у нас позади, еще будут непростые времена. Надеюсь, недолго.
Спасибо всем мед. работникам за их тяжелый труд. И помните, что мы всегда рядом…"
Фото Ольги Голубовской из социальных сетей.
Материалы, опубликованные в рубрике «Блоги», отображают мнение автора и могут не совпадать с позицией редакции.
1764Читайте нас в Facebook