Минимальные зарплаты и социальные выплаты: как изменят порядок их расчета
Ни для кого не секрет, что в Украине официальный прожиточный минимум далек от реальных минимальных потребностей человека для нормальной жизни. Этот факт признают даже в правительстве. Тем не менее именно к официальному прожиточному минимуму привязано огромное количество всевозможных выплат: зарплаты, пенсии, социальная помощь… Однако вскоре в нашей стране может быть кардинально изменен порядок расчета этих выплат. Верховная Рада в первом чтении приняла законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно урегулирования вопросов формирования прожиточного минимума и создания предпосылок для его повышения». Документ очень объемный и требует кропотливого изучения. Но для начала рассмотрим его основные положения.
«Зарплаты будут зависеть от минимального должностного оклада для соответствующих категорий работников»
По замыслу авторов законопроекта, реформа коснется системы оплаты труда как госслужащих, так и других граждан. Впрочем, распространяться закон будет не только на бюджетников. По сути, нижнюю планку для зарплат граждан «отвяжут» от прожиточного минимума.
Во-первых, прожиточный минимум после вступления в силу нового закона не будет применяться как расчетная величина для определения должностных окладов и заработной платы работников и других выплат. Во-вторых, в Кодексе законов о труде предлагается убрать норму о том, что размер минимальной зарплаты не может быть ниже размера прожиточного минимума. Также исчезает норма о том, что минимальный должностной оклад (тарифная ставка) устанавливается в размере не менее прожиточного минимума.
Вместо этого авторы законопроекта предлагают указать, что минимальный должностной оклад (тарифная ставка) работников предприятий, учреждений и организаций, финансируемый из бюджета, устанавливается в размере не менее минимального размера должностного оклада, определенного на 1 января календарного года для соответствующих категорий работников. Что касается небюджетной сферы, то минимальный оклад (тарифная ставка) или иная минимальная базовая величина в системах оплаты труда работников предприятий, учреждений и организаций определяются в размере не менее 50% минимальной заработной платы, определенной в соответствии с законом.
Законопроект содержит множество других нововведений. О некоторых из них «ФАКТАМ» рассказал адвокат, управляющий партнер юридической фирмы «Горецкий и Партнеры» доктор философии в области права Олег Горецкий.
— Какие выплаты сейчас зависят от прожиточного минимума?
— По действующему законодательству, в Украине к прожиточному минимуму привязано более 150 различных выплат: алименты, пособия на детей и по безработице, пособия по инвалидности, выплаты чернобыльцам, выплаты малообеспеченным семьям, пенсии, различные штрафы и другие.
— Если нижний уровень зарплат и других выплат «отвяжут» от прожиточного минимума, то их повышение уже не будет обязательным при увеличении прожиточного минимума. Не получится ли, что тогда прожиточный минимум будет расти, а зарплаты и прочие выплаты — оставаться на прежнем уровне либо даже снижаться?
— В таком случае заработные платы будут зависеть от минимального размера должностного оклада для соответствующих категорий работников, который будет утверждаться законом о государственном бюджете Украины на соответствующий год, вне зависимости от установленного прожиточного минимума.
— Как будет формироваться и рассчитываться прожиточный минимум, если данный закон будет принят окончательно?
— Законопроект № 3515 приняли только в первом чтении. Скорее всего, в него еще будут вносить коррективы. На сегодняшний день законопроектом предусмотрено, что прожиточный минимум должен устанавливаться в процентном соотношении к среднемесячной заработной плате в Украине за год с учетом прогнозированного уровня инфляции текущего года.
Авторы законопроекта предлагают следующее процентное соотношение размера прожиточного минимума и среднемесячной зарплаты (не менее):
- в 2021 году — 40 процентов;
- в 2022 году — 41 процент;
- в 2023 году — 42 процента;
- в 2024 году — 43 процента;
- в 2025 году — 44 процента;
- в 2026 году — 45 процентов;
- в 2027 году — 46 процентов;
- в 2028 году — 47 процентов;
- в 2029 году — 48 процентов;
- в 2030 году — 49 процентов;
- в 2031 году — 50 процентов.
— Как, в какие периоды и на сколько будет меняться размер прожиточного минимума по новому закону?
— Законопроектом предусмотрены изменения размера прожиточного минимума раз в год в процентном соотношении к среднемесячной заработной плате. Также документом предусмотрено: если фактический размер прожиточного минимума в течение трех месяцев превышает больше чем на 10% размер утвержденного прожиточного минимума, Кабинет Министров Украины на основе мониторинга выполнения Государственного бюджета Украины должен рассмотреть вопрос о повышении размера прожиточного минимума.
«Рада хочет исключить из нормативно-правовых актов упоминание о прожиточном минимуме, заменив его «расчетной единицей» и «штрафной ставкой»
— Как по новому закону предлагается рассчитывать различные социальные выплаты, которые сейчас привязаны к прожиточному минимуму?
— Законопроектом предлагается внести ряд изменений в действующие законы, парламентарии хотят исключить из нормативно-правовых актов упоминание о прожиточном минимуме, заменив его «расчетной единицей» и «штрафной ставкой». К сожалению, их размер еще не известен, так как в законопроекте указано, что размер такой «единицы» будет устанавливать Верховная Рада в государственном бюджете на следующий год, а вот размер «штрафной ставки» составит 2% от «расчетной единицы».
В случае принятия законопроекта предполагается увеличение некоторых социальных выплат, непосредственно это касается минимальных пенсий, выплат на детей, выплат инвалидам.
Что касается размеров административных сборов и штрафов, то их уровень пока неизвестен, так как в документе они напрямую привязаны к «штрафной ставке» и «расчетной единице», но, скорее всего, их размер станет больше.
Зарплаты, надбавки и доплаты будут зависеть от «базовой величины», сумма которой на сегодняшний день также неизвестна.
— Кто будет отслеживать экономическую статистику для определения реального прожиточного минимума? Каковы критерии такой оценки?
— В заключительных положениях законопроекта предусмотрено, что до 2025 года Кабинет Министров Украины должен обеспечить создание органа исполнительной власти, деятельность которого будет направлена на систематическое исследование расходов домохозяйств, и утвердить методологию формирования прожиточного минимума, расчет которой будет базироваться на фактических затратах домохозяйств. Также контролирующую функцию будут выполнять Министерство финансов Украины и Министерство социальной политики Украины, — подытожил Олег Горецкий.
Стоит отметить, что, по мнению бывшего вице-премьера Кабинета министров Украины Павла Розенко, постоянно растущий дефицит Пенсионного фонда не позволяет увеличивать выплаты пенсионерам. По его словам, у правительства даже нет средств для выплат по обязательствам, то есть пенсий, зафиксированных действующим законодательством. Как следствие, рассчитывать на рост пенсий в ближайшей перспективе не приходится.
Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»
2373Читайте нас в Facebook