Наша черная икра продается даже на Аmazon: владелец осетровой фермы под Киевом развивает гастрономический туризм
— Идея создать осетровую ферму, чтобы получать черную икру, возникла у меня во время авиационного перелета — на борту пассажирам раздавали журналы, и я прочел в одном из них, что на рынке США дефицит черной икры около 16 тонн в год, — говорит руководитель частного научно-производственного сельскохозяйственного предприятия «Bester» Антон Яременко из Киева. — Хотя ни мой отец, ни я не имели тогда (10 лет назад) опыта и знаний в выращивании осетровых, мы все же взялись за создание аквафермы. Это был рискованный шаг, ведь не было гарантий, что наладим дело и наши личные деньги не окажутся потраченными впустую. К счастью, старания принесли результат. На сегодняшний день мы организовали полный производственный цикл — от получения мальков до засолки икры и приготовления пресервов из осетрины. В Украине сейчас работают пять фирм, занимающихся черной икрой. Четыре из них заказывают засолку своей продукции в нашем цеху. Икра продается не только в Украине, но и в США, Швейцарии. На днях мы отправили первую партию в Кувейт.
Кроме того, недавно начали развивать у себя гастрономический туризм. Бывает, принимаем теплоходы с 300—350 туристами. Обслуживаем только группы по предварительным заявкам, просто приехать к нам, как в обычный ресторан, пока что нельзя. Но вскоре это станет возможным — когда построим кафе с летней террасой.
«Глобальное потепление сильно сказалось на температуре воды в Днепре»
— С чего вы с отцом начинали создание осетровой фермы?
— Когда мы этим занялись, в Украине не оказалось классных специалистов ни по выращиванию осетровых (хотя по другим видам рыбы они были), ни по засолке икры. Поэтому черпали нужные нам знания из литературы — заказывали ее в специализированных институтах Польши и России. Следовало определиться, каким образом обустроить наше хозяйство. Можно было организовать в закрытом помещении, обеспечив осетрам постоянную температуру воды круглый год. Но это стоит очень дорого. Поэтому остановились на варианте, требующем меньших вложений, так называемом садковом выращивании. Это когда участок реки у берега ограждается специальными сетями (на них нет узлов), и рыба живет в довольно обширном, но все же ограниченном пространстве — по сути, в естественных для нее условиях. Садки имеют размеры десять на три-четыре метра, глубиной четыре метра. Мы ездили в рыбные хозяйства Украины в поисках мальков и оборудования. Искали мальков и за рубежом. В результате собрали довольно внушительное рыбное стадо.
— Где вы организовали свою акваферму?
— Первую — возле села Триполье (под Киевом), в незамерзающем отводном канале Трипольской теплоэлектростанции. На то время там уже находилось подобное предприятие. Договорились с его владельцами, что они выделят нам в аренду участок акватории, и будем сотрудничать. Только мы установили на берегу забор, ворота, начали заводить по воде понтоны, доставили рыбу, как… в атаку на нас пошли местные крестьяне. Повалили ограду, кричали, что это их пляж и осетровой фермы здесь не будет. В сельсовете нам пояснили, что предприятие, с которым мы договорились о сотрудничестве, подделало акт на землю. Это же подтвердили в Главном управлении Госгеокадастра в Киевской области. Мы все же разместили в том месте свою акваферму — подписали законный договор об аренде земельного участка с местными органами власти. Но предстоящей осенью из-за того, что глобальное потепление сильно сказывается на температуре воды в Днепре, планируем перевести акваферму на нашу другую базу в Киевской области — в городе Ржищеве.
— Как я понимаю, там расположены ваш цех по засолке икры и центр гастрономического туризма?
— Да, а еще вторая наша акваферма. Все это находится на речке Леглыч в месте ее впадения в Днепр. Там нет теплой воды от электростанции, поэтому осетры чувствуют себя комфортнее.
Читайте также: «Выращиваю в Украине пресноводных креветок. Научился этому делу на ферме в Малайзии»
— Цех по засолке черной икры оснастили импортным оборудованием?
— Нет, ведь сложного супертехнологичного оборудования для этого не нужно. Сами разработали чертежи, и по ним все, что нам было нужно, изготовили украинские фирмы, имеющие лицензию для работы с так называемой пищевой нержавеющей сталью.
— Технология засолки тоже не очень сложная?
— Как раз наоборот — в ней много различных нюансов, о которых в осетровом бизнесе конкурентам не рассказывают. Так что узнать о тонкостях этой технологии из литературы невозможно.
— Как же вы вышли из положения?
— Я человек молодой. Поэтому под видом студента-практиканта устроился на осетровую ферму в Польше. Начинал с того, что мыл полы, но сумел сделать успешную карьеру — дорос до заместителя технолога. Проработал на польской акваферме полгода, подробно изучил за это время технологию.
Наше производство успешно прошло сертификацию по украинским, американским и европейским стандартам. Поэтому можем экспортировать свою продукцию в ведущие страны мира. Икра у нас самого высокого качества. Как мы этого добиваемся? Во-первых, наши осетры живут в открытом водоеме (в естественных условиях). При этом в процессе взросления рыбы каких-либо гормонов, ускорителей роста мы ей не даем. Очень важный момент — забор икры проводим исключительно классическим способом: рыба забивается и из нее изымается икра. Химические добавки при засолке не используются.
«Многие люди покупают икорный продукт, а не натуральную икру»
— Есть осетровые хозяйства, в которых черную икру получают каким-то другим образом?
— Да, некоторые делают так называемую сдойную икру. Это когда икру сдаивают из рыбьего брюха, при этом самка осетра остается живой. Она сможет приносить икру еще много лет.
— Что в этом плохого?
— Качество продукции падает в разы. Когда самка готова метать икру, то каждая икринка находится в надежной оболочке. Если ее насильно сдоить (обычно сдаивают в воду), то очень тоненькая оболочка в процессе засолки лопается и икра превращается в кашу. Чтобы этого избежать, придумали нагревать сдойную икру примерно до 70 градусов — пастеризовать. В результате белок денатурализуется, икра становится вареной, а оболочка — прочной, зачастую жесткой и липнущей к зубам. На Западе такой товар не имеет права называться икрой, там он носит название икорный продукт. Мы добиваемся, чтобы и в Украине он назывался так же.
Люди, покупающие икру раз в год, скажем, на день рождения, выбирают икорный продукт, ведь он стоит в разы дешевле, чем классическая икра.
Икорный продукт фактически не имеет ценности, тогда как нашу икру диетологи включают в рацион своих пациентов (понятно, что это состоятельные люди) для укрепления их здоровья.
— Сколько может храниться ваша икра?
— Восемь месяцев. Для этого у нас есть специальные холодильники, в которых поддерживается температура от нуля до минус пяти градусов. Для перевозки по Украине используем авторефрижераторы, а для транспортировки за рубеж — специальные толстостенные боксы американского производства с хладоэлементами.
— Чем кормите осетров?
— Довольно дорогим кормом датского производства. К сожалению, ни одно отечественное предприятие пока не сумело предложить корма, не уступающие по качеству датским. Вот и приходится использовать импортные. Они делаются из мясной и рыбной муки. Кстати, одна из основных причин того, что черная икра стоит дорого, является то, что в течение 10 лет, пока самка осетра растет до половой зрелости, ей нужно давать дорогой корм.
— Десять лет выкармливаете самок осетра, а самцов долго не растите?
— Конечно, нет. Кроме отборных особей самцов, молока которых используются для оплодотворения икры, мальков разводим сами. Это очень важно — чтобы быть уверенными в том, что молодняк здоров. Остальных подросших самцов вылавливаем, из их мяса делаем деликатесные пресервы: в масле, в сливочном маринаде, в маринаде с лимоном…
Читайте также: «Раньше занимался трудоустройством украинцев за рубежом, а теперь у меня клубничный бизнес», — фермер из Ивано-Франковской области
— Мировая пандемия сказалась на вашем бизнесе?
— К сожалению, да. В США, куда поставляем черную икру, люди, в основном, заказывают ее в ресторанах и покупают в небольших магазинах деликатесов. Многие месяцы подряд эти заведения были закрыты. В результате продажи резко упали. Оставалась только реализация через интернет. Кстати, наша черная икра продается даже на Amazon (крупнейшая в мире компания по продаже товаров через интернет). Сейчас благодаря массовой вакцинации восстанавливаем свои позиции на американском рынке.
Мы столкнулись в США с тем, что одна местная предпринимательница присвоила нашу торговую марку. Эта дама родом из Украины. Она стала нашим дистрибьютором в Америке. Поначалу честно выполняла взятые на себя обязательства, но примерно полгода назад перестала заказывать у нас черную икру. По нашим сведениям, она отпечатала этикетки с названием Bester и стала размещать их на банках с икрой другого производителя (судя по цене, китайского) и продавать через интернет. Мы вынуждены судиться с ней, писать жалобы в государственные и коммерческие структуры США. К счастью, в Нью-Йорке у нас есть порядочный дистрибьютор.
— На рынке черной икры сильная конкуренция?
— Да, очень плотная, в том числе в Украине. Немало людей в нашей стране, прослышав об осетровых хозяйствах, пытаются и себе их организовать. У многих осетры не выживают, а те, кто все же сумел вырастить, зачастую не знают, как реализовать рыбу (до получения икры у них не доходит). Просят нас купить рыбу. Это дилетанты. Но есть на украинском рынке около десятка фирм, знающих толк в нашем бизнесе (большинство из этих коммерческих структур завозят икру из Китая). Из-за того, что их так много, цены падают. Доходит до того, что в магазинах в центре Киева черной икры предлагается больше, чем относительно доступной красной.
Читайте также: Соленое, с алкоголем и даже с горчицей: львовянин бросил работу в банке, чтобы делать крафтовое мороженое
Фото со страницы Антона ЯРЕМЕНКО в Facebook
3589Читайте нас в Facebook