У пакистанца, с которым мы познакомились, 50 детей. Три его жены практически всегда беременны, — Дмитрий Комаров
Накануне старта нового сезона «Мира наизнанку» Дмитрий Комаров и Александр Дмитриев отправились в новое путешествие. Правда, по старой традиции, страну, в которую они полетели, пока не называют.
«Дайте нам любой пистолет — и мы сделаем его точную копию», — говорят жители Пешавара"
— Осенний сезон «Мира наизнанку» стартует с Пакистана, — рассказал Дмитрий. — Это вторая часть нашей с Александром Дмитриевым экспедиции. Могу признаться, что в новых выпусках будут собраны самые «сливки», а некоторые сюжеты мы и вовсе покажем первыми в мире!
— Например?
— Производство оружия, по сути, в домашних мастерских. Они напоминают наши гаражные кооперативы, но там развернуто достаточно большое производство. Такие «кооперативы» находятся в городе Пешавар, на границе с Афганистаном. В основном там производят подделки всемирно известных брендов. Процесс изготовления достаточно примитивен. Люди работают, используя только напильник, дрель и тиски, а в рабочем процессе задействованы целые семьи. Там же есть специальные комнатки, где оружие отстреливается. Местные работники говорят: «Дайте нам любой пистолет — и мы сделаем его точную копию ничуть не хуже оригинала».
— Это незаконное производство?
— В том-то и дело, что оно законно! В этом городе живут пуштуны — очень гордый народ. Для них оружие — часть культуры. Кстати, Пешавар — единственный город, где мы не нанимали охрану. Частные службы просто отказываются работать, потому что все мужское население города вооружено.
«Для подготовки одной из наших съемок было задействовано 800 солдат»
— Известно, что в Пакистане вас везде сопровождала охрана.
— Да, причем государственная. Вообще, нас принимали в Пакистане как официальную делегацию, на очень высоком уровне. Иногда наши кортежи напоминали передвижение по улицам первых лиц государств. Сначала я был шокирован этим, а потом даже привык к тому, что рядом с нами постоянно находятся военные. Обычно, когда мы выдвигались на место съемки, машину по бокам сопровождала военизированная охрана. Только выходили из авто — нас окружали плотным кольцом, в некоторых местах могло быть 25 автоматчиков. Но такие предосторожности были лишь там, куда практически никогда не попадают туристы и есть опасность террористических актов.
— В поездке по Пакистану случались моменты, когда было реально страшно за свою жизнь?
— На следующий день после того, как мы показали работу каменно-угольных шахт, нас закрыли в отеле столицы Белуджистана городе Кветта. Тогда и произошел один из немногих за историю программы случаев, когда на съемках я сказал: «Стоп, дальше мы не пойдем». По уровню технического оборудования местные шахты соответствуют первобытному строю. Чтобы добраться к ним, необходимо преодолеть пустыню.
Кстати, места там потрясающей красоты! С нами ехали четыре группы сопровождения — впереди машина с большим пулеметом. Дозаправка была разрешена только на военных базах. Так вот, вечером, после того как побывали на шахтах, узнали, что машину, которая проехала позже нас с таким же кортежем, взорвали. В ней находились рабочие из другого штата. Военные расценили это как прямую угрозу нашей жизни и решили на время изолировать нас, закрыв в гостинице. Скажу лишь, что для подготовки одной из наших съемок было задействовано 800 солдат!
— Правительство Пакистана пустило вас в места, где не бывают журналисты. Как вам это удалось?
— За пять месяцев съемок в Пакистане я вошел в доверительные отношения с местными военными, которые, по сути, управляют страной. Приходилось работать с высокими чинами, и, когда контакт был налажен, договариваться о съемках стало гораздо легче. Самым тяжелым оказался первый месяц работы. Мы постоянно нарушали регламент, но по-другому на съемках не получается. Когда военные поняли специфику и принципы нашего проекта, все стало на свои места. По сути, разведка Пакистана выяснила абсолютно все обо мне и моей программе и лишь после этого дала добро.
— Значит, тайно ничего в Пакистане снять невозможно?
— Единственный город, в котором можно обходиться без охраны, — Исламабад. Это современный мегаполис с прекрасными дорогами, красивыми зданиями, большими парками. Но даже там количество разведчиков на квадратный метр просто зашкаливает. По крайней мере, все водители такси, которых я вызывал, явно были разведчиками.
«В уникальных лабиринтах подземных хранилищ складируются книги»
— И тем не менее вы в восторге от красот Пакистана!
— Несмотря на сложные условия, в которых приходится там жить многим людям, надеюсь, что эта страна станет открытой для туристов. Мы нашли столько мест, которые хочется показать всему миру! Например, такого вкусного мяса, как в Белуджистане, я не ел нигде. Его готовят в печах под землей! Нас потрясло хранилище старых коранов. Ведь это священная книга, и когда она изнашивается, ее нельзя просто выбросить, а следует с большим уважением поместить в специальное помещение. Мы видели уникальные лабиринты подземных хранилищ, в которых складируются книги. Чтобы приобщиться к местной культуре, мне даже пришлось купить мотоцикл!
— Зачем?
— В Пакистане есть традиция трак-арта — разукрашивания автобусов. Они ездят по дорогам яркие, словно новогодние игрушки. Считается, чем красивее украшен автобус, тем он безопаснее, и в нем больше пассажиров. Люди вкладывают больше денег в оформление, чем в его покупку. Знаете, это как галерея искусств под открытым небом — неоновая расцветка, колокольчики. Поэтому я купил себе дешевый мотоцикл и превратил его в очень красивое средство передвижения.
— Известны довольно специфические семейные традиции Пакистана.
— Коран разрешает мужчинам иметь четыре жены. Но женщин посторонним нельзя показывать. Каждая жена в семье выполняет свою функцию. Самая главная обязанность мужа — обеспечить в равной степени всех жен, от бытовых до личных потребностей. Мы провели целый день с семьей, где мужчина живет с тремя женами более двадцати лет. Сейчас у него пятьдесят детей, но он хочет сто! Его жены практически всегда беременны и при этом чувствуют себя счастливыми!
— Поездка в Пакистан была у вас самой длительной?
— Нет, самой продолжительной оказалось путешествие по Бразилии — 204 дня. В Пакистане мы провели пять месяцев, а выпуск разделили на две большие части.
— Все лето вы снимали второй сезон путешествий по Украине. Это просьба зрителей?
— Да, после огромного количества откликов на первый сезон поступить иначе просто не мог. Героиня одного из выпусков, Наталья из Вилково, говорит, что после проекта у нее бронируют дом на несколько месяцев вперед, а вино, которое она делает, давно уже распродано. Производство устричной фермы, на которой мы побывали, увеличилось в два раза. А в Верховину хлынуло огромное количество туристов…
— Вы ведь и сами стали там местным жителем!
— Я открыл для себя Верховину в прошлом году и сразу влюбился в это место. Недавно, действительно, купил десять соток земли недалеко от центра городка, на прекрасном склоне. Теперь у меня в планах построить там небольшую дачу. Но пока до этого дело еще не дошло. Мы с Александром Дмитриевым отправляемся в новое путешествие.
Как сообщали ранее «ФАКТЫ», нынешний осенний телесезон будет богат на премьеры. Какими программами порадуют зрителей украинские каналы, читайте здесь.
Фото: «1+1»
11168Читайте нас в Facebook