Покупка товаров и услуг через интернет: что изменится в защите прав потребителей
Ни для кого не секрет, что в нашей стране, в отличие от Европы и США, система защиты прав потребителей пока несовершенна. Поэтому недавно правительство утвердило новую редакцию Закона «О защите прав потребителей». Законопроект направлен на внедрение в Украине европейских стандартов защиты прав потребителей, создание равных условий для осуществления электронной торговли и честной конкуренции, а также уменьшение нагрузки на бизнес путем отмены устаревших норм.
«Информация о продукции и услугах может предоставляться потребителю только при условии, если он дал согласие на ее получение»
«Действующее законодательство в сфере защиты прав потребителей теряет актуальность и не отвечает современным вызовам. Это приводит к многочисленным случаям нарушения прав потребителей, при этом потребитель фактически остается наедине со своими проблемами. Принятие нового законопроекта позволит повысить уровень защиты прав потребителей, в частности в сфере электронной торговли и при гарантийном обслуживании продукции, а также устранить возможности для нечестной коммерческой деятельности», — сообщила заместитель министра экономики Украины Ирина Новикова.
Однако рядовых украинский прежде всего интересует, какие именно права защищает новый закон и как людям пользоваться своими правами. Поэтому «ФАКТЫ» обратились за разъяснениями к одному из разработчиков законопроекта — Офису эффективного регулирования (Better Regulation Delivery Office) BRDO. Это независимый экспертно-аналитический центр, который финансируется международными донорами, прежде всего Европейским союзом. На наши вопросы ответила юрист Офиса эффективного регулирования BRDO Людмила Лисина.
— Какие новации, направленные на внедрение в Украине европейских стандартов защиты прав потребителей, предлагает законопроект?
— Прежде всего теперь в нашем законе будут определены принципы защиты прав потребителей, аналогичные европейскому законодательству, а именно:
- приоритетность прав и интересов потребителей перед любыми другими интересами и целями субъектов хозяйствования;
- принятие решения в пользу потребителя в случае, если норма закона или другого нормативно-правового акта допускает неоднозначное или множественное толкование прав и обязанностей потребителя или предприятия, а также если договором между предприятием и потребителем предусмотрены нечеткие или двусмысленные положения;
- защита экономических интересов потребителей от недобросовестной и вводящей в заблуждение или агрессивной коммерческой практики;
- доступность для потребителя полезной и понятной информации о предлагаемых товарах, работах, услугах, включая информацию, обеспечивающую возможность идентификации продукции и выяснения ее происхождения.
В законопроекте также предусмотрены положения о взаимоотношениях покупателя и продавца при интернет-торговле, а также определены правила купли-продажи товаров с цифровым содержимым, все это с учетом европейской практики. А также другие европейские подходы. Например, информация о продукции может предоставляться потребителю на его электронный адрес или по номеру его телефона только при условии, что потребитель предоставил субъекту хозяйствования согласие на получение такой информации.
«В случае непредоставления обязательной информации к продавцу будут применены санкции в виде штрафа»
— Какую информацию о продукции и продавце надо будет предоставлять при осуществлении электронной торговли и какая предусмотрена ответственность за отсутствие такой информации?
— Для того чтобы потребитель мог сделать сознательный и обоснованный выбор с учетом необходимости или целесообразности приобретения продукции, продавец, независимо от того, продажа осуществляется в помещении магазина или через сайт продавца путем электронной торговли, обязан предоставить потребителю следующую информацию о продукции:
- название продукции, наименование или воспроизведение знака для товаров и услуг, под которым они реализуются;
- данные об основных потребительских свойствах товаров или основные характеристики работ (услуг);
- количество продукции в единицах измерения, установленных в соответствии с законодательством о метрологии и метрологической деятельности в зависимости от вида продукции;
- сведения о содержании вредных для здоровья веществ, при наличии, а также предостережения относительно применения отдельной продукции, если такие предостережения предусмотрены законодательством;
- цену продукции или способ ее расчета;
- особые условия хранения и условия использования, а также возможные негативные последствия потребления (использования), если это определено производителем или установлено нормативно-правовыми актами;
- сведения о гарантийных обязательствах субъекта хозяйствования;
- наименование, номер телефона и местонахождение изготовителя (исполнителя), а также наименование, номер телефона и местонахождение предприятия, ответственного за принятие и рассмотрение требований о выполнении гарантийных обязательств и коммерческой гарантии или других жалоб потребителей, если он не является изготовителем (исполнителем);
- дату изготовления и срок годности или службы. Если использование товара сверх установленного срока может представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей природной среды или может причинить вред имуществу потребителя, указываются сведения о необходимых действиях потребителя по истечении такого срока, а также о возможных последствиях в случае невыполнения этих действий.
В случае непредоставления такой информации к продавцу будут применены санкции в виде штрафа в размере 30 процентов стоимости полученной для реализации партии товара, выполненной работы (оказанной услуги), но не менее пяти необлагаемых минимумов доходов граждан (85 грн), а в случае, когда в соответствии с законом субъект хозяйствования не ведет обязательный учет доходов и расходов, — в размере пяти необлагаемых минимумов доходов граждан (85 грн).
Особенностью электронной торговли является то, что закон требует, чтобы на сайте продавца была размещена достоверная информация о продавце, достаточная для его идентификации, такая как наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица — предпринимателя, адрес или местонахождение продавца, идентификационный код согласно ЕГРПОУ, наличие документа разрешительного характера или лицензии (если это предусмотрено законодательством), номер телефона, адрес электронной почты в случае ее наличия или другие средства связи, а также наименование и местонахождение субъектов хозяйствования, ответственных за принятие и рассмотрение требований о выполнении гарантийных обязательств.
В случае отсутствия этих сведений на сайте продавца к нему будут применены санкции в виде штрафа в размере десяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан (170 тыс. грн).
— Как изменятся права потребителя в случае продажи ему некачественного товара или услуги?
— Закон устанавливает, что потребитель имеет право на получение качественных товаров и услуг. А в случае, если в течение гарантийного срока, который определен в законе (не менее 2 лет для новых и не менее 1 года для бывших в употреблении товаров с момента их приобретения), потребитель обнаружит недостаток товара, возникший не по его вине, продавец должен обеспечить осуществление или гарантийного ремонта товара, или — в случае невозможности ремонта — замену товара аналогичным. В случае невозможности ни ремонта, ни замены у потребителя есть право требовать снижения цены товара пропорционально уменьшению стоимости полученного товара по сравнению с его стоимостью при отсутствии недостатка. Снижение цены на товар с недостатком определяется продавцом по согласованию с потребителем.
В случае невозможности реализовать ни один из этих вариантов потребитель имеет право требовать расторжения договора, то есть возврата средств, уплаченных им за такой некачественный товар, с одновременным возвращением товара продавцу. Единственное требование к потребителю, установленное законом, это необходимость предъявления расчетного документа (чека), который был предоставлен продавцом при продаже товара.
«Новым полномочием Госпотребслужбы является право обращаться к провайдеру интернет-услуг по поводу ограничения доступа к сайту»
— Законопроект предлагает распространить действие Закона Украины «О защите прав потребителей» на сферу пищевой продукции в части экономических прав потребителя. Что именно имеется в виду?
— Вопрос безопасности и качества пищевых продуктов регулируется Законом Украины «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов», требования к информации о пищевых продуктах устанавливаются Законом Украины «Об информации для потребителей относительно пищевых продуктов».
Однако в указанных законах не прописано, что надо делать, если потребитель купил непригодный или опасный пищевой продукт.
Закон «О защите прав потребителей», в новой редакции, устанавливает, что в таком случае потребитель вправе при предъявлении расчетного документа требовать у продавца замены непригодного или опасного пищевого продукта на пищевой продукт, пригодный к употреблению, или потребитель вправе отказаться от договора и требовать возврата уплаченных денег. Порядок возврата или замены непригодных и опасных пищевых продуктов определяется Кабинетом Министров Украины.
— Какие предусмотрены изменения прав и обязанностей Госпотребслужбы и общественных объединений потребителей?
— Законопроектом предусматривается, что Госпотребслужба будет осуществлять государственный надзор (контроль) за соблюдением субъектами хозяйствования требований Закона «О защите прав потребителей» только путем проведения внеплановых мероприятий госнадзора (контроля). Плановые мероприятия законом не предусмотрены, что уменьшает административное давление на предпринимателей.
Кроме того, отныне Госпотребслужба может подавать в суд иски по защите прав потребителей, в частности в отношении неопределенного круга потребителей, не платя судебный сбор, что позволит этому государственному органу реализовывать функцию государства по защите нарушенных прав граждан.
Еще одно новое полномочие Госпотребслужбы — право обращаться к провайдеру интернет-услуг по поводу ограничения доступа к сайту (части вебсайта, программному обеспечению) касательно того субъекта предпринимательской деятельности, который не обеспечил предоставление достоверной информации на веб-сайте о его наименовании, местонахождении, что делает невозможным осуществление государственного надзора (контроля) в соответствии с требованиями Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» с целью восстановления нарушенных прав потребителей.
Кроме того, в наше время расширения интернет-торговли Госпотребслужба наделена новым полномочием по ведению в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, реестра деклараций субъектов электронной торговли, которые намерены осуществлять интернет-торговлю. Это открытый реестр, а субъекты интернет-торговли смогут вносить в него данные о себе добровольно и бесплатно, что позволит таким субъектам хозяйствования получить определенные конкурентные преимущества за открытость информации о себе для потребителей.
Закон также направлен на усиление общественных объединений потребителей, которые сегодня не имеют достаточного влияния для полноценной защиты нарушенных прав потребителей.
Так, закон предусматривает, что общественные объединения потребителей имеют право:
- участвовать в процессе формирования и реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей;
- информировать общественность о правах потребителей, о результатах своей деятельности, а также предоставлять консультации и организовывать тренинги по вопросам защиты прав потребителей;
- изучать потребительские свойства продукции, спрос на нее, проводить опросы населения для выявления общественного мнения о качестве и безопасности продукции, которая производится и реализуется;
- проводить самостоятельно или обращаться в уполномоченные государственные органы по поводу проведения независимой экспертизы (исследования) и испытания продукции;
- вносить предложения по ограничению или запрету введения в оборот или реализации, изъятию из обращения или отзыву опасной и контрафактной продукции или пиратских товаров, прилагая подтверждающие документы или их копии;
- подавать в суд иски о защите прав потребителей, в том числе в отношении неопределенного круга потребителей.
Следует отметить, что общественные объединения потребителей так же, как и потребители, не будут платить судебный сбор по делам о защите прав потребителей, — подытожила Людмила Лисина.
Стоит напомнить, что Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект № 5091 «О гарантировании прав на объекты недвижимого имущества, которые будут построены в будущем». Авторы законопроекта уверяют, что его принятие создаст действенные правовые механизмы для обеспечения государством прав на объекты незавершенного строительства и будущие объекты недвижимости. То есть покупатель недвижимости будет гораздо лучше защищен и получит гарантии защиты своих прав в случае, например, прекращения строительства.
Фото https://ua.depositphotos.com/
924Читайте нас в Facebook