Новые знаки и разметки: в Украине вступили в силу изменения в Правила дорожного движения
Постановление Кабмина № 1091 вступило в законную силу уже с 1 ноября. То есть на момент выхода нашего материала обновленные ПДД Украины уже действуют и все водители обязаны выполнять их требования. В помощь им «ФАКТЫ» детально разобрались со всеми нововведениями.
Кстати, новая редакция ПДД вступила в силу одновременно с новым госстандартом по дорожным знакам и разметке — ДСТУ 4100:2021, в котором, по утверждению его авторов, «собран лучший мировой опыт и введенные новации, которые положительно повлияют на повышение безопасности дорожного движения в Украине в целом». И это не совпадение. В правилах отражены все новшества, привнесенные новым ГОСТом.
Готовимся переходить перекрестки по диагонали и платить за проезд по дорогам
Как мы уже упоминали, в новой редакции Правил повышенное внимание было уделено велосипедистам. Авторы даже внесли несколько дополнительных терминов:
- «велосипедная полоса» — полоса, предназначенная для движения на велосипедах в пределах проезжей части улицы и/или дороги, обозначенная соответствующими дорожным знаком и горизонтальной разметкой;
- «велосипедный переезд» — место пересечения велосипедистами проезжей части внутри перекрестка или вне его, обозначенное соответствующей дорожной разметкой 1.15.
Кроме того, была также расширена классификация категорий дорог: помимо международных, национальных и региональных трасс введено понятие еще и территориальных.
Новые дорожные знаки появились во всех их типах: «Запрещающие», «Предписывающие», «Информационно-указательные знаки» и «Знаки сервиса». Вкратце расскажем, что же они обозначают.
Запрещающие знаки.
В этом типе дорожных знаков появилось всего два новых: 3.44 и 3.45 — «Движение указанных транспортных средств запрещено».
Предписывающие знаки.
Здесь новшеств побольше, и благодаря им изменена прежняя нумерация предписывающих знаков, так что водителям нужно будет запоминать новый их порядок.
4.14. «Конец дорожки для велосипедистов». Обозначает место, где заканчивается разрешенное движение на велосипедах и в колесных креслах.
4.18. «Смежные пешеходная и велосипедная дорожки». Обозначает места для движения пешеходов и велосипедистов по дорожкам, которые прилегают друг к другу, но разграничены разметкой или цветом покрытия. По таким дорожкам также разрешается движение в колесных креслах.
4.21. «Движение с использованием цепей против скольжения» и 4.22 «Конец участка движения с применением цепей против скольжения».
4.23—4.24. «Начало и конец дороги для совмещенного движения легковых автомобилей и велосипедистов».
Информационно-указательные знаки.
Этот тип дорожных знаков был дополнен самым впечатляющим перечнем нововведений, была изменена и прежняя нумерация.
5.24. «Минимальная скорость на разных полосах движения».
5.25. «Минимальная скорость на полосе движения».
5.26. «Ограничение максимальной скорости на разных полосах движения».
5.39. «Диагональный пешеходный переход». Согласно принятым дополнениям этот знак применяется только на регулируемых перекрестках (на которых сигнал светофора не переводят в режим желтого мигания), где разрешен переход проезжей части по диагонали.
5.49—5.52. «Начало и конец населенного пункта» — теперь такие дорожные знаки продублированы латинским шрифтом.
5.59. «Указатель направления». Применяются для указания соответственно одного или нескольких направлений движения в населенные пункты или другие объекты.
5.77. «Морской (речной) порт или вокзал».
5.78. «Радиостанции, передающие информацию о дорожном движении».
5.79.1—5.79.2. «Аварийный выход». Обозначает местонахождение аварийных выходов из тоннеля.
5.80.1—5.80.3. «Указатель направления и расстояния до аварийного выхода». Применяются для указания направления и расстояния до ближайших аварийных выходов из тоннеля.
5.82.1—5.82.2, 5.83.1—5.83.2. «Начало и конец платной дороги». Информируют участников дорожного движения о необходимости оплаты за проезд по дороге или отдельному участку дороги. Знаки устанавливают при въезде на платные дороги и предварительно — для выбора альтернативного маршрута с безвозмездным проездом.
5.88—5.89. «Начало и конец велосипедной полосы». Обозначение выделенной на проезжей части велосипедной полосы. Если велосипедная полоса отделена от основной проезжей части дорожной разметкой 1.2 (широкая сплошная линия), знак 5.88 располагается над выделенной велосипедной полосой в начале и повторяется после каждого перекрестка до ее окончания.
5.90—5.91. «Начало и конец зоны для пешеходов и велосипедистов». Начало выделенной зоны для совмещенного движения пешеходов и велосипедистов, на территории которой проезд других транспортных средств запрещен.
5.92.1—5.92.2. «Велосипедный переезд». Обозначает организованный переезд велосипедистов через проезжую часть.
5.93.1—5.93.2. «Смежные пешеходный переход и велосипедный переезд».
5.94.1—5.94.2. «Начало и конец дороги со встречной велосипедной полосой». Обозначает дорогу, на которой по специально выделенной и обособленной разметкой полосе организовано движение велосипедистов во встречном направлении к общему потоку транспортных средств.
5.95.1—5.95.2. «Выезд на дорогу с односторонним движением и встречной велосипедной полосой».
5.96.1—5.96.2. «Начало и конец зоны габаритно-весового контроля». Указывают начало и конец специально оборудованных вдоль автомобильных дорог общего пользования площадок, предназначенных для прохождения габаритно-весового контроля грузовых автомобилей на стационарных или передвижных пунктах габаритно-весового контроля.
Знаки сервиса.
В этом типе дорожных знаков появились уже давно востребованные отечественными автомобилистами.
6.23. «Шиномонтаж».
6.7.2. «Газовая заправочная станция».
6.7.3. «Зарядная станция для электромобилей».
6.7.4. «Заправочные станции для бензиновых/дизельных и автомобилей, работающих на газе».
6.7.5. «Заправочные станции для бензиновых/дизельных авто и зарядные станции для электромобилей».
6.7.6. «Заправочные станции для автомобилей на газе и зарядные для электромобилей».
6.7.7. «Заправочные станции для всех типов автомобилей».
Таблички к дорожным знакам.
Кроме новых знаков появился целый ряд табличек, которых раньше вообще не было. Они применяются для уточнения, ограничения действия других дорожных знаков и используются только вместе со знаками.
7.23. «Место для зарядки электромобилей». Применяется, когда зарядная станция для электромобилей расположена за пределами автозаправочной станции в специально отведенных местах.
7.24. «Эвакуатор». Используется для предупреждения о возможной эвакуации автомобиля без ведома владельца.
7.25. «Островок безопасности». Введен для информирования водителей о наличии впереди островка безопасности и сужении ширины проезжей части.
7.26. «Срок применения дневных ходовых огней (ближнего света фар)». Применяется для напоминания водителям об общих требованиях к условиям движения по дорогам Украины.
7.27. «Нанесение разметки». Используется для уведомления о виде дорожных работ.
7.28.1—7.28.4. Эти таблички введены для информирования водителей о возможности пересадки на городской общественный транспорт (метро и другие виды маршрутного транспорта).
7.29.1—7.29.6. «Направление движения велосипедистов». Применяются для информирования велосипедистов о направлении движения, равно- или двустороннем движении по велосипедной дорожке.
Новая дорожная разметка сделает езду безопаснее и поможет сориентироваться
Кроме новых дорожных знаков в новой редакции ПДД появились новые типы дорожной разметки. Все они были внесены в горизонтальную разметку. Как утверждают разработчики, новая разметка даст водителям больше информации, позволит им лучше ориентироваться на дороге, что в результате сделает движение безопаснее.
1.10.2. Такая разметка обозначает места на полосе (полосах) движения перед перекрестком напротив въезда/выезда к прилегающей территории, на которую запрещен въезд, если впереди остановились другие транспортные средства; обозначает место (резервную площадку) для временной остановки транспорта экстренных служб (скорой помощи, полиции и других) и где запрещена стоянка других транспортных средств вдоль дорог, улиц и на парковочных площадках.
1.10.3. Коробчатая разметка желтого цвета — наносится на проезжую часть в зоне перекрестка для предупреждения о запрете въезда на перекресток в случае возникновения пробки.
1.22. Предупреждает о приближении к месту, где установлены дорожные возвышения или обустроен повышенный пешеходный переход или повышенный перекресток для принудительного снижения скорости.
1.24. Ломаная краевая и осевая линии белого цвета — предупреждают о приближении к пешеходному переходу или велосипедному переезду с повышенной опасностью (ограниченная их видимость, повышенный уровень аварийности, наличие вблизи учебных заведений). Наносится по всей ширине проезжей части перед пешеходным переходом.
1.25. Широкие поперечные полосы желтого цвета — предупреждает о приближении к кольцевой развязке (превентивная мера для предупреждения водителя о необходимости снизить скорость).
1.28.1. Обозначает выделенную полосу для совмещенного движения маршрутных транспортных средств и велосипедистов.
1.28.2. Обозначает дорожку, предназначенную для совмещенного движения пешеходов и велосипедистов, применяется со знаком 4.17.
1.28.3. Обозначает проезжую часть улиц и дорог населенных пунктов местного значения, где разрешено смешанное движение велосипедистов и транспортных средств в попутном направлении.
1.33. Обозначает отведенные площадки для парковки транспортных средств, размещенные вдоль проезжей части улицы, дороги в оговоренных условиях (оплата за стоянку, ограниченная продолжительность стоянки, только для использования определенной категорией пользователей).
1.35. Обозначает места для парковки индивидуального транспорта лиц с инвалидностью и транспортных средств, перевозящих лиц с инвалидностью.
1.36. Обозначает дорожку для велосипедистов за пределами проезжей части и выделенную на проезжей части велосипедную полосу, отделенную от проезжей части широкой сплошной разметкой.
1.37. Обозначает разрешенные направления движения на велосипедной дорожке, велосипедной полосе.
1.38. Обозначает места для заправки электромобилей.
Введение такого большого количества новшеств не прошло гладко. Один из экспертов в сфере безопасности дорожного движения юрист Владимир Караваев обратил внимание автомобилистов на то, что в новых правилах исключена горизонтальная разметка 1.1 (узкая сплошная линия белого цвета) из перечня тех, которыми можно обозначать полосу, разделяющую смежные проезжие части. Таким образом, если на загородной автодороге встречные потоки транспорта разделены узкой сплошной полосой, то ехать по такой дороге можно будет со скоростью не более 90 километров в час.
«Вы не сможете двигаться со скоростью 110 км/час за пределами населенных пунктов, если элемент дороги, отделяющий транспортные потоки противоположных направлений, не выделен разметкой 1.2 (раньше было 1.1 или 1.2). Разметки отличаются лишь своей шириной — до 15 см и 20 см соответственно. Так что теперь водителям придется возить с собой линейку», — иронизирует Владимир Караваев в соцсетях. Он уточнил, что это правило не будет распространяться на дороги, где смежные направления разделены газоном или разделительным барьером.
Напомним, перед тем как внедрить новую дорожную разметку повсеместно, ее протестировали на оживленных улицах Одессы.
3103Читайте также: «Ваша банковская карта заблокирована»: так многие водители в Киеве узнают о том, что нарушили правила парковки
Читайте нас в Facebook