Президент государственной судоходной компании «черноморское морское пароходство» евгений кожевин: «при предыдущих руководителях предприятия его последний пассажирский лайнер был продан в неаполе за 1,2 миллиона евро
К 1990 году Черноморское морское пароходство (ЧМП) было крупнейшим в Европе и вторым в мире. Более 300 судов различного класса суммарным водоизмещением в 5 миллионов тонн — невообразимая по нынешнему убогому времени мощь! Свыше миллиарда долларов годового дохода, профессионалы высшей квалификации, ценимые в любом уголке Земли, серьезная береговая инфраструктура — как говорится, жить бы, горя не ведая. Но в течение 10 лет всего этого не стало. История гибели ЧМП настолько показательна, что еще долго будет служить ярким примером начавшегося после распада СССР безвременья.
Перед грабительским разгромом могучей некогда армады меркнет все многообразие приемов разбоя, примененных в Украине с начала 90-х годов. Если требовалось доказать абсолютную недееспособность государственного управления, то события вокруг черноморского пароходства продемонстрировали это в полном объеме.
Последние два с лишним года на предприятии ведутся спасательные работы. Осталось ли что спасать? Лучше всего знать об этом человеку, поставленному во главе команды, — президенту ЧМП Евгению Кожевину.
«ЧМП удалось остановить падение, которое длилось почти 15 лет»
«Периодически возобновляемые слухи о смерти Черноморского морского пароходства всякий раз оказываются преувеличенными. В ноябре 2004 года министр транспорта Георгий Николаевич Кирпа назначил меня президентом пароходства — до этого я работал заместителем начальника Одесской железной дороги. Задачу министр ставил, как всегда, четко и жестко: остановить грабеж, отбить наезды, спасти то, что недоворовано, и от этой точки опоры приниматься за подъем хозяйства. Сомнений в том, что Георгий Кирпа сумел бы оказать пароходству всю необходимую помощь, тогда не возникало: сейчас оно уже могло бы находиться совсем в другой, несравненно более благополучной, системе координат. Но смерть Кирпы в конце 2004 года в очередной раз оставила компанию без ясных перспектив.
2005 год памятен множественными декларациями и малыми делами, затем половина 2006-го ушла на выборы и «переваривание» их итогов. Тем не менее ЧМП удалось остановить падение, которое длилось почти 15 лет. Но в экономике чудес не бывает — это ведь не идеология, где соврал и тебя избрали, то есть получен быстрый и малозатратный результат. Коль скоро компания падала в течение долгих лет, то и подниматься приходится не неделями или месяцами, а годами. Проще простого было, все перечеркнув, подписать окончательную и бесповоротную кончину пароходства, но во всем цивилизованном мире права на собственность отстаиваются не то что годами — десятилетиями. Не принято там, куда просятся некоторые украинские персоны, прощать имущественный беспредел. Именно по пути отстаивания прав государственной собственности и возврата незаконно отторгнутого имущества третий год идет наше предприятие.
Судебные разбирательства — вещь обоюдоострая. Да, предъявляются претензии к компании, однако пароходство, в свою очередь, тоже выдвигает претензии! И отнюдь не заведомо проигрышные, а с весомыми шансами на удовлетворение исков. В конце концов, практически обо всем, что ушло из ЧМП по сомнительным сценариям, существует та или иная информация. Позиция оппонентов далеко не безупречна, что они и сами превосходно осознают. Так, например, при предыдущих руководителях компании ее последний пассажирский лайнер — «Одесса» — был продан в Неаполе за
1,2 миллиона евро при реальной стоимости не менее 14 миллионов евро. И таких сделок провернуто десятки. Часть здания на улице Дерибасовской, собственность пароходства, продана по 700 гривен за квадратный метр. А последним «шедевром» городских властей стала продажа частному лицу земельного участка площадью более 6 гектаров, который с 1947 года находился в пользовании ЧМП с соответствующей уплатой земельного налога в местный бюджет. От этой продажи компания не получила ни копейки, хотя рыночная стоимость данного участка полностью покрывает требования всех кредиторов в деле о банкротстве пароходства.
Кто же безропотно согласится признать фиктивность таких сделок, вынужденный возврат собственности или ее денежного эквивалента? Несложно оценить драматизм ситуации. Сотни, а то и тысячи людей «рванули» ЧМП кто большими, кто малыми кусками, а теперь, дабы скрыть это, на разных уровнях кричат о бесперспективности возрождения пароходства, не понимая, что по финансовым искам к компании ответственность перейдет на государство, чье имущество — самолеты, суда, недвижимость — станут безжалостно арестовывать за рубежом.
Вообще, было очень много сделано для того, чтобы погубить предприятие. Самое, быть может, страшное — это разворовывание на части единого при Советском Союзе комплекса путем выделения из него портов и судоремонтных заводов. Порты отделили, контракты же на крановое оборудование и прочую погрузочную технику заключались от имени ЧМП. Ему, соответственно, и предъявлялись претензии по невыполненным другими обязательствам.
«Египетская фирма, предъявившая иск на взыскание с пароходства 11-ти, а затем 25 миллионов долларов, сама оказалась должником»
Неплохая в целом идея «Одно судно — одна компания» в результате ее топорной реализации привела, в комплексе с другими мероприятиями, к утрате контроля над управлением сложным хозяйством пароходства. Организовывались целые холдинги оффшорных компаний, но прибыли шли мимо ЧМП: ему оставлялись непогашенные долги, новые и новые наскоки кредиторов. Сегодня компания надеется на правительство: оно, наконец, должно показать, что в Украине есть власть, которую следует уважать и побаиваться, что есть государство, а не клуб по личным интересам.
По итогам работы пароходства за 2006 год предприятием впервые за последние семь лет без посторонней помощи достигнут положительный финансовый результат, полностью ликвидирована задолженность по заработной плате, прекращены 4047 исполнительных производств на сумму 48,5 миллиона гривен, подтверждено право собственности на более чем 20 объектов недвижимости, возвращены в управление пароходства три незаконно отторгнутых судна, работает и приносит дивиденды портовый терминал компании во Вьетнаме. Главная моя задача — закрыть дело о банкротстве, приступив к повседневной созидательной работе. Ведь «Бласко», ЧМП — это масштаб, потенциал, традиции. Понимают это и россияне, и немцы, и англичане, о чем свидетельствует ряд серьезных инвестиционных предложений, по которым уже ведутся переговоры. Намечено четыре вида деятельности пароходства, в том числе судоходная. Есть варианты по лизингу судов, выяснены уровни готовности иностранных партнеров. Прагматики понимают, что оказаться в кризисе может любой, но, если ты не опустил руки, борешься за выживание, к тебе неизбежно проявят интерес, поскольку ты не кто-нибудь, а Черноморское морское пароходство!
Приведу небольшой пример такой борьбы. Египетская фирма предъявила иск на взыскание с ЧМП 11 миллионов долларов, затем сумма выросла до 25 миллионов. Уже и Минтранс, и Кабмин к ответственности пытались привлечь, а в 2006 году я распорядился самым тщательным образом изучить подоплеку дела. И что же? Выяснилось, что не пароходство должно египтянам, а, напротив, они являются должниками. Эта фирма, пользуясь фиктивными документами, продала восемь судов ЧМП, среди которых могучий пассажирский лайнер «Петр I».
Из 200 миллионов гривен долга, предъявляемых компании для погашения, удалось за последние три года отбиться от 162 миллионов. В остатке теперь 38 миллионов, вошедшие в сформированный реестр кредиторов. Располагая не самыми лучшими для бизнеса условиями 2005-го и первой половины 2006 года, ЧМП тем не менее сумело выйти уже на шесть собственных судов. За два года ничего из имущества не продано, что само по себе является достижением. Восстановлены три складских комплекса, компания оказывает погрузоразгрузочные услуги, осуществляет хранение грузов, открыт таможенно-брокерский отдел, таможенно-лицензионное складирование товаров. Семь автомобилей, в том числе четыре приобретенных, заняты контейнерными перевозками, восстановлены три автокрана. Межрейсовую базу моряков пароходство реконструирует, намереваясь сделать ее прибыльной
Экономический подъем ЧМП и невозможность дальнейшего «тихого» отчуждения остатков его имущества на фоне политической неразберихи в феврале 2006 года обусловили попытку рейдерского захвата предприятия путем введения по судебному определению руководителя (санатора) компании — частного предпринимателя Владислава Иванова. Единственным требованием последнего была передача ему штампов, печатей и уставных документов пароходства. По такой ранее апробированной на других компаниях схеме дерибан ЧМП должен был закончиться за считанные дни путем распродажи государственного имущества по «домашним сделкам». При этом за бортом оставались и трудовой коллектив пароходства, и ветераны торгового флота, и действительные кредиторы предприятия. Данная кампания сопровождалась искусственно поднятой шумихой в ряде средств массовой информации: порочилось не только руководство ЧМП, но и действующие участники производства по делу о его банкротстве, которые единогласно и законными методами воспротивились подобному назначению и действиям нового санатора. В апреле 2006 года Одесский апелляционный хозяйственный суд отменил назначение господина Иванова, восстановив меня в должности руководителя, чем без преувеличения спас пароходство от окончательного разграбления. Впоследствии правомерность такого решения подтвердил Высший хозяйственный суд Украины.
2007 год может стать толчковым и определяющим для дальнейшего развития Черноморского морского пароходства. Любой прагматик знает: быстрым может быть срок и в один день, и в пять лет — все зависит от масштаба задач, размеров инвестиций, капитального строительства. Идти вперед быстро означает не терять времени. Отбив охоту доворовывать ЧМП, можно совершить убедительный и необратимый прорыв».
399Читайте нас в Facebook