Долгосрочные последствия вакцинации: ученые ответили на важный вопрос
Каждый четвертый житель Германии до сих пор не вакцинирован против коронавируса. В Украине этот показатель еще больше. При этом в нашей стране 43% жителей не хотят делать прививки. Главный аргумент тех, кто отказывается от вакцинации — страх перед долгосрочными негативными побочными эффектами. Люди ссылаются на множество постов в соцсетях, на рассказы друзей и знакомых, которым они готовы верить больше, чем властям.
Проблема эта стоит остро не только в Украине и Германии. Подобные настроения имеют место практически во всех странах Европы. Где-то процент тех, кто боится вакцинироваться, выше, где-то ниже, но такие люди, и их немало, есть везде.
Deutsche Welle (DW) решила узнать мнение ведущих немецких экспертов относительно того, насколько оправдан этот страх.
Президент Немецкого общества иммунологии и профессор Института трансплантационной иммунологии в Ганновере Кристине Фальк прежде всего предложила уточнить терминологию. Реакции на любую вакцину обычно возникают сразу после введения препарата и могут наблюдаться в течение нескольких дней. В случае прививки против коронавируса это может быть боль в месте укола или головная боль. Обычно такие реакции являются свидетельством эффективности вакцины: так она «учит» организм бороться с инфекцией.
«Что касается побочных эффектов, то это более сильная и нежелательная реакция организма на вакцины, которая выходит за рамки стандартных реакций», — объясняет Фальк. Подобные реакции в самых крайних случаях могут отрицательно влиять на состояние здоровья. В частности, при вакцинации препаратами против коронавируса уже были зафиксированы такие побочные эффекты, как тромбоз синусовых вен или воспаление сердечной мышцы.
С ней согласен иммунолог Карстен Вацль. Он указывает, что популярный сейчас термин «долгосрочные последствия» нельзя отделять от побочных эффектов, связанных с вакцинацией. Ведь это побочные эффекты, которые обнаруживаются только спустя некоторое время после введения препарата. К примеру, если побочный эффект возникает только у одного из миллиона человек, то связь между недугом и прививкой становится очевидной лишь после того, как вакцина была введена нескольким миллионам.
Так вот, указывает иммунолог Райнхольд Ферстер, в этом смысле преимущество препаратов против коронавируса состоит в том, что на сегодняшний день в мире введено уже более 7,2 миллиарда доз таких вакцин, поэтому редкие побочные эффекты можно обнаружить в течение непродолжительного времени. «Вакцинировано огромное число людей, при этом большинство — много месяцев назад, так что нежелательные реакции должны были обнаружиться очень быстро», — говорит Ферстер.
Хорошим примером, который доказывает это, является вакцина AstraZeneca. О том, что данный препарат может усилить риск образования тромбов, стало известно уже после начала массовой вакцинации. Появились данные о единичных случаях тромбозов головного мозга или синусовых вен у людей, которым сделали прививку этой вакциной.
Почему же создавшая ее компания не сообщила об этом еще на этапе тестирования препарата, спрашивают противники вакцинации.
«Проблема в том, что в ходе клинических испытаний выявляются лишь часто встречающиеся побочные эффекты вакцины. Более редкие обнаружить практически невозможно, поскольку в исследовании участвует не так много людей. Вот почему о повышенной опасности появления тромбов стало известно лишь после того, как препарат AstraZeneca прошел регистрацию, и им стали массово вакцинировать», — объясняет Кристине Фальк.
При этом, по данным Министерства здравоохранения Австралии, на миллион пациентов, вакцинированных AstraZeneca, тромбоз возникает максимум у 4−6 человек. Федеральное ведомство просвещения в области здравоохранения Германии в свою очередь сообщило, что большинство случаев тромбоза обычно возникало через две-три недели после вакцинации, в основном у людей в возрасте до 60 лет. То есть ни о каких «долгосрочных последствиях» речь не идет.
Еще один крайне важный момент: любая используемая в настоящее время вакцина против коронавируса очень быстро полностью выводится из организма.
«Речь идет о нескольких днях и неделях», — подчеркивает Фальк.
Вакцины на основе мРНК (Pfizer и Moderna) работают следующим образом: в них содержится своего рода чертеж определенного компонента коронавируса, и после их введения иммунная система начинает вырабатывать антитела для нейтрализации патогена. Затем клетки полностью разрушают мРНК и избавляются от нее. Таким образом, вакцина не может спровоцировать никаких поздних долгосрочных эффектов. «Нет никаких доказательств того, что могут возникнуть более поздние реакции», — заявляет Райнхольд Ферстер.
Векторные вакцины также содержат чертеж определенной части вируса и стимулируют иммунную систему к выработке антител. Это достигается с помощью модифицированного вируса (вектора), с которым генетический код антигена доставляется в клетки человека. После этого вектор разрушается, так что о долгосрочных последствиях после введения этой вакцины речь также не идет.
Несмотря на существование побочных реакций на вакцины против коронавируса, людям следует осознавать следующее — риск того, что спустя годы после вакцинации проявятся какие-то последствия, практически равен нулю. В этом мнении едины все ведущие немецкие иммунологи. Организм реагирует на прививку непосредственно после введения препарата или, в худшем случае, спустя несколько недель, и тогда могут возникнуть или развиться более серьезные нежелательные эффекты.
О долгосрочных последствиях, впервые проявляющихся спустя годы после вакцинации, неизвестно и в случае с другими вакцинами. Это связано с тем, что спустя непродолжительное время они расщепляются клетками и выводятся из организма, а значит, в принципе не могут вызвать никаких последующих реакций.
Тем временем в Австрии, где ввели полный локдаун в связи с ростом числа заболевших, власти объявили, что вакцинация станет обязательной с 1 февраля 2022 года.
Читайте также: Реанимации и стационары сейчас заполнены невакцинированными пациентами из групп риска, — Ольга Голубовская
Фото Pixabay
Читайте нас в Facebook