«Бюджет-2022 ориентирован на человека: суммы расходов на социальную сферу увеличены», — Елена Дума
2 декабря Верховная Рада поддержала во втором чтении государственный бюджет на 2022 год. Главные акценты в бюджете на следующий год сделаны на инвестиции в человека, страну и развитие. Вместе с экспертом по социальным вопросам, экс-заместителем главы Черниговской ОГА, экс-директором Фонда соцстраха и лидером всеукраинских профсоюзов, объединенных в Федерацию профсоюзов Украины «Профсоюзное наступление», Еленой Думой проанализировали главный финансовый документ страны.
— Как эксперт по социальным вопросам, как вы оцениваете расходы на 2022 год? И чем новый бюджет отличается от предыдущего?
— Среди приоритетов, определенных президентом, Верховной Радой и правительством, — рост заработных плат медиков, обеспечение жильем ветеранов боевых действий, увеличение стипендий студентам, рост расходов на инклюзивное образование и безбарьерность, продолжение цифровизации страны и подготовка к всеукраинской переписи населения, развитие инфраструктуры, обеспечение нужд сектора безопасности и обороны.
Бюджет-2022 предусматривает увеличение расходов на социальные направления.
Прежде всего это связано с увеличением среднемесячной зарплаты и предполагаемым сокращением безработицы. Госбюджет имеет социальную направленность и это подтверждается заложенными показателями.
— Какие сферы в бюджете страны, по вашему мнению, приоритетны? И как это подкреплено цифрами?
— В условиях пандемии, с которой весь мир борется второй год подряд, важно достаточное финансирование как здравоохранения, так и гарантированных государством социальных выплат.
Для рядовых украинцев бюджет — это не просто цифры. Людей интересует их благополучие. Для каждого сознательного человека в приоритете вопрос о собственном здоровье, выполнении своих профессиональных задач и развитии, получении достойной заработной платы, получении пенсии в случае, если это человек с соответствующим возрастом и стажем, забота и образование детей и молодежи.
Социальное направление (выплата пенсий, соцвыплат для родивших и ухаживающих за детьми женщин), здравоохранение, образование и безопасность — были и остаются основными «китами» для признания стабильности и нормальной жизнедеятельности общества.
— Как это отражено в бюджете-2022?
— Именно на эти основные сферы и предусмотрена львиная доля расходов госбюджета.
Все познается в сравнении. Так, с 2021 года расходы на медицину увеличили на 25,4 млрд гривен, на оборону — на 13,3 млрд гривен, на социальные статьи — на 7,4 млрд гривен, на образование — на 7,2 млрд гривен.
В целом социальное обеспечение должно составлять 320 млрд гривен, а расходы на Пенсионный фонд — 200,6 млрд гривен.
При этом, учитывая формирование поступлений, отмечу, что собственные доходы Пенсионного фонда также возрастут, поскольку зависят от сумм полученного ЕСВ, который также вырастет в результате роста средней заработной платы.
Общий бюджет Пенсионного фона составит 531 млрд гривен.
— Как изменится средняя и минимальная заработная плата в 2022 году?
— С 1 декабря 2021 года уже произошло повышение минимальной зарплаты до 6500 гривен. Вырастает «минималка» — меняются и привязанные к ней расчеты, прежде всего, Единый социальный взнос. Его платят работодатели. Ставка — 22% от минимальной зарплаты. Следовательно, размер увеличится до 1430 гривен.
Изменения также коснутся транспортного налога, единого налога для 2-й группы ФЛП, стоимости страхового стажа и налога на недвижимость.
— А какие реальные шаги к улучшению ситуации в соцсфере вы видите?
— Во-первых, это увеличение тех расходов, о которых я отметила по сравнению с прошлыми периодами, то есть бюджет-2022 — социально направленный.
Во-вторых, ряд президентских инициатив, озвученных недавно. Это и выплаты по тысяче гривен всем, кто добровольно вакцинируется от ковида. Это стимул, и это не только вопрос Минздрава — это социальный вопрос, поддержка для граждан. И считаю нецелесообразным это сравнивать с другими выплатами при предыдущих главах государства и выносить в плоскость политических обсуждений.
Накануне в своем ежегодном обращении президент Владимир Зеленский говорил о реализации программы по обеспечению жильем военнослужащих. Бюджет-2022 также предусматривает выплату денежной компенсации для получения жилья для внутренне перемещенных лиц, признанных участниками боевых действий. На это предусмотрено беспрецедентное финансирование, и впервые в Украине увеличенные расходы будут составлять 6,18 млрд гривен. Для сравнения, в 2021 году в госбюджете было заложено около 1 миллиарда, из которых только 615 млн — на обеспечение жильем защитников.
Увеличенные расходы по этой статье свидетельствуют о реализации государством обязательств перед 4 тысячами воинов и ветеранов, оставшихся без жилья в результате российской агрессии и оккупации АР Крым. Как член президиума Всеукраинского профсоюза участников боевых действий, я лично знаю, сколько сил положено участниками боевых действий для получения такого результата. Это были и акции, и круглые столы, и рабочие группы с ведомствами, и встречи с президентом. Как заместитель ОГА, направляя и координируя соцсферу, точно владею ситуацией о работе Офиса президента от создания Консультативного совета по делам ветеранов в каждом регионе до реализации вопросов увеличения финансирования ряда программ для ветеранов и, например, создания цифрового реестра ветеранов.
И в следующем году будет продолжаться строительство и реконструкция объектов социально-культурной инфраструктуры. На это заложено 600 млн грн (строительство и реконструкция объектов социально-культурной инфраструктуры).
Подчеркну, что проводится системная работа Офиса президента. К примеру, заявление Владимира Зеленского о том, что каждый ребенок в Украине будет получать процент от использования государственных недр. Эти средства можно будет направить на обучение или покупку жилья. Целенаправленность государства на развитие будущего поколения, остановка оттока молодежи за границу, непосредственно в том, что образовательный процесс должен быть в Украине. Также по указу президента от 19 марта 2021 года будет проведен аудит недр. И этот вопрос национальный: экономический, промышленный, социальный.
— Создание экономического паспорта украинца было предвыборным обещанием президента. И он его реализует. Какие еще обещания, которые давала власть, по вашим наблюдениям, претворяются в жизнь?
— 6 декабря внесен законопроект № 6394 об экономическом паспорте, определенный как неотложный.
Считаю здесь целесообразен пример скандинавских стран. Пример заботы о будущем поколении. Так, в Норвегии резервные средства от продажи нефтегазовых ресурсов поступают не в бюджет на следующий год, а в «Государственный нефтяной фонд», созданный еще в 1990 году. Фонд выполняет две функции: резервную и стабилизационную. И хотя в 2000 году он терпел убытки, но по состоянию на 2019 год фонд имеет около 37 млрд долларов капитала в более чем 340 нефтегазовых компаниях по всему миру.
Украинские запасы полезных ископаемых оценивают по-разному. В недрах Украины обнаружено более 20 000 месторождений и проявлений 117 видов полезных ископаемых, из которых около 8 700 месторождений имеют промышленное значение и учитываются Государственным балансом запасов полезных ископаемых. Еще в 2017 году в Министерстве защиты окружающей среды и природных ресурсов говорили, что в Украине сосредоточены запасы полезных ископаемых на 11 триллионов долларов. Поэтому, конечно, аудит недр, начатый по решению СНБОУ, и новый законопроект — свидетельствуют о системной слаженной работе в экономическом, экологическом и социальном направлениях.
Еще одним из обещаний президента в социальном направлении было обеспечить переход от солидарной к накопительной пенсионной системе.
В мире существует три вида пенсионной системы: солидарная — работающие граждане содержат пенсионеров за счет пенсионных взносов; накопительная — работают пенсионные фонды, накопленные средства являются собственностью пенсионера; и смешанная. В Украине доминирует солидарная форма, а это зависимость от демографии, тогда как в Украине становится все меньше трудоспособного населения.
Относительно накопительной пенсионной системы. В начале 2022 года Верховная Рада планирует рассматривать в первом чтении проект закона «Об общеобязательном накопительном пенсионном обеспечении», которым предусматривается обязательное участие в системе накопительного пенсионного обеспечения всех категорий работающих лиц до достижения ими пенсионного возраста и привлечения работодателей к уплате пенсионных взносов на паритетных началах. Так, работодатели будут платить 2% от размера заработной платы работников, а участники системы (работающие лица) будут платить взносы в размере 1% от заработной платы (дохода). По желанию работника размер его самостоятельных взносов может быть увеличен.
Законопроектом предлагается установить, что средства накопительной системы являются собственностью лиц, из заработной платы которых производятся отчисления, в размере, накопленном на их индивидуальных пенсионных счетах. А в случае смерти лица право собственности на пенсионные накопления переходят к его наследникам.
Кроме того, предложена комбинированная модель накопительной пенсионной системы, которая предусматривает аккумулирование вкладов в Пенсионном казначействе, привлечение Центрального администратора для удешевления и консолидации услуг по администрированию персонифицированных счетов участников Пенсионного казначейства, а также в негосударственных пенсионных фондах, допущенных к деятельности на втором уровне пенсионной системы путем авторизации.
К обещаниям, которые не остались просто декларациями, а получили реальное претворение в жизнь, можно отнести еще ряд законодательных инициатив, которые за последние десятилетия никто не поднимал. Речь идет о социальном страховании, статусе фондов, роли в управлении фондами государства.
Так, члены правления Фонда социального страхования, Фонда обязательного государственного социального страхования на случай безработицы, Пенсионного фонда и его наблюдательного совета обязаны подавать декларации о доходах.
Это очень важный вопрос. Ведь, например, в Фонде соцстраха управление осуществляется правлением, в состав которого входят по 7 человек — от работодателей, от профсоюзов национального уровня и от государства. Практика показала, что при смене правительств и руководства Минсоцполитики сторона государства и осуществление им контрольных функций должна быть усилена. Ведь симбиоз профсоюзов и работодателей в 14 голосов был решающим голосом для одобрения решений. В такой ситуации государство остается в стороне, тогда как все соцвыплаты являются гарантией государства. При этом бюджет фонда составляет более 32 млрд гривен в год. Это достаточно большая коррупционная составляющая, о которой раньше никто не говорил.
Это ситуация, при которой с одной стороны профсоюзы, обычно в оппозиции к власти и с требованиями о защите трудовых прав и свобод работников, оказывают влияние на миллиардные средства, аккумулированные в фонде, и на распоряжение ими. А когда настал момент контроля или изменения квоты в правлении, сразу начинаются манипуляции по поводу наступления на свободы в эфирах телеканалов, и люди не понимают, что эти спикеры профсоюзов причастны к управлению и монополизации своего статуса в фонде.
1094Читайте нас в Facebook