Самую большую в Украине долину шафранов обнаружили на Полтавщине, или Зачем фермеру из-под Зенькова горный трактор

Идет война, и россияне разрушают не только города и промышленность, но и экосистему Украины и мира. На днях уникальную долину диких шафранов обнаружили возле села Самары Шишацкой громады Миргородского района на Полтавщине сотрудники Киевского эколого-культурного центра (КЭКЦ). По словам директора этой общественной экологической организации, заслуженного природоохранника Украины Владимира Борейко, общая площадь краснокнижных первоцветов достигает 21,5 гектаров, на которых растет около 700 тысяч растений. Это самый большой участок редких цветов, который когда-либо приходилось официально фиксировать украинским защитникам природы.
Брандушки, сон-трава и ковыль — богатство, которое мы должны сохранить
- Долина поразила нас как площадью, так и плотностью растений на одном квадратном метре, — рассказывает Владимир Борейко. — Идешь несколько километров, и вокруг тебя земля словно молоком облита. Сколько видит глаз — бело от цветов. Сотни тысяч нежных цветочков… Трудно сделать шаг, чтобы не наступить на первоцветы. Они везде: по склонам балки и в ее долине. Красота невероятная!
КЭКЦ только год исследует краснокнижные растения на Полтавщине, но, говорит его директор, область уникальна по их количеству и разнообразию.

Исследования на Полтавщине начались после того, как пенсионер-переселенец из Бахмута Донецкой области Игорь Пышный сообщил столичным природоохранникам об огромном участке сон-травы возле села Малый Вязовок Лубенского района. Знакомясь с новой для себя местностью, мужчина случайно наткнулся на нее.
- Рассмотрев сделанные им фото и видео, мы поняли, что открытие Игоря феноменально, — продолжает Владимир Борейко. — Выехали с коллегами в экспедицию на Лубенщину и были поражены щедрыми природными богатствами этой земли. За свою жизнь (а мне 66 лет) я никогда не видел такого большого участка сон-травы. На Киевщине, скажем, если попадается клочок земли, на котором растут хотя бы 30 кустов сон-травы, мы уже берем его под охрану, потому что это считается значительной популяцией. А под Малым Вязовком насчитали почти тридцать тысяч кустов растений двух видов: сон-травы чернеющей и сон-травы раскрытой! Это одна из самых больших популяций этого очень редкостного растения в Украине, которое охраняется Бернской конвенцией.
.jpg)
Кстати, в Киевской области, которую мы уже досконально изучили, нашли только две балки шафрана. Там, может, всего штук 100 растеньиц.
Всего за 15 лет существования наше общественное объединение создало или расширило 610 объектов природно-заповедного фонда в 22 областях Украины. Кажется, Полтавщина едва ли не самая богатая на краснокнижные степные и болотно-лесные растения (на украинских землях их растет более 700 видов). Здесь встречаются большие плантации брандушки — первого весеннего степного цветка, похожего на крокусы; два вида шафранов — сетчатого и Гейфеля; сон-травы — чернеющей и раскрытой; диких орхидей — луговой и ятрышника; а также горицвета весеннего, рябчика малого, астрагала, ириса сибирского, черемши, ковыля волосистого и перистого, который еще называют шелковой травой…

- Отмечу, что с давних времен весь юг Украины покрывали замечательные бескрайние степи с цветущим ковылем. Именно их описал Гоголь в своих произведениях, — рассказывает Владимир Борейко. — Украинскую степь невозможно представить без серебристых волн этой травы. Когда она цветет, степь будто оживает, становится подвижной. Это невероятная картина, на которую не устаешь смотреть. А теперь ковыль стал настолько редким, что даже сельские жители не знают, что это за растение. Между тем степи с ковылем такая же уникальная памятка старины, как София Киевская или Киево-Печерская лавра. За одним исключением: здания всегда можно восстановить, а вот цветущие ковыльные степи, раз распахав, возродить уже невозможно.
.jpg)
За последний год команда Владимира Борейко обследовала не менее 20 локаций на Полтавщине: под Лубнами, Пирятином, Чутово, Полтавой, Козельщиной, Диканькой, Зеньковом, Шишаками… И каждая была приятным сюрпризом: с несколькими видами краснокнижных растений. Только в течение этого марта в трех местностях был обнаружен шафран. Наш собеседник удивляется, что они до сих пор не имеют статуса заповедников.
Деятельность КЭКЦ направлена как раз на сохранение этих заповедных зон, чтобы они не были утрачены.
- Мы ходатайствуем перед местными органами власти о предоставлении статуса заповедника даже маленьким клочкам земли, на которых растут хотя бы десятки краснокнижных растений. А здесь такие площади… Они обязательно должны находиться под охраной! Должны стать памятниками природы, — говорит Владимир Борейко.
Распаханный склон — как лысая голова
По словам собеседника «ФАКТОВ», чиновники на местах не всегда понимают значение рекреационных зон для развития громад и пытаются отдать земли фермерам для распашки, чтобы получить доход с аренды. К сожалению, это путь к уничтожению природы. Потому что распахивая, например, целинные почвы вплотную к водоемам, не соблюдая существующие нормы разработки полей, сельхозпроизводители тем самым загрязняют реки и пруды ядохимикатами, которые используют для подкормки культур. В результате водоемы заиливаются, пересыхают, и громады вынуждены тратить огромные средства на их расчистку.
Так же безжалостно распахиваются склоны и балки, где часто встречаются краснокнижные растения. Особенно этим «грешат» Черкащина и Киевщина. Там балок вообще не осталось.
Из этих «окультуренных» местностей исчезают дикие животные и птицы, потому что они не могут жить, например, в опрысканных химикатами подсолнечнике или рапсе. Таким образом, нарушается экосистема.
- Во время нашей последней экспедиции на Зеньковщину фермер Сергей Косенко возил нас в долину диких первоцветов на собственном тракторе, — продолжает Владимир Борейко. — По дороге мужчина показывал места — луг, болота, балки — где его дед и отец когда-то косили траву и охотились на диких зверей. Теперь они наполовину распаханы. И это произошло на его глазах в течение полусотни лет. Но больше всего меня поразила информация о том, что сосед нашего проводника, также фермер, приобрел… горный трактор. Зачем он ему нужен? Конечно, для того, чтобы беспрепятственно ездить по холмам и балкам. Вчера мы видели там двух зайцев, десяток куропаток, пару козочек, журавлей в небе… Но пройдет еще несколько лет, и заповедные места будут распаханы, а дикая природа уничтожена. Сегодня ее берегут, условно говоря, шафраны и брандушки.

Между тем существует Закон об охране земель, который запрещает распахивать почвы, угол наклона которых составляет 7 градусов. Но их все равно распахивают, потому что нет никакого контроля. А что такое распаханный склон? Это как моя лысая голова: по нему весенняя дождевая вода стекает в Черное море, нигде не задерживаясь. Распаханная земля ее не впитывает, а, значит, запас грунтовых вод не пополняется. Скоро распашут до того, что вообще сельского хозяйства не будет.
Когда же объект приобретает статус заповедника, тогда он попадает в Государственный земельный кадастр, и уже не подлежит распаевке.
.jpg)
Если у громады есть заповедник, то туристам всегда есть что показать
— К сожалению, процедура оформления заповедников затяжная, — констатирует Владимир Борейко. — За год на Полтавщине КЭКЦ не удалось добиться внесения хотя бы одного объекта в природозаповедный фонд. Впрочем, 12 громад все же согласовали 18 заповедных объектов. Документы на них переданы в департамент экологии и природных ресурсов Полтавской военной администрации. Когда этот вопрос рассмотрят областные депутаты, пока неизвестно. Какое решение они примут, заранее сказать трудно.
Последнее согласование мы получили из Чутово. Вместе с тем местные власти Диканьки, Лохвицы, Полтавы, Козельщины отказали нам в создании заповедных объектов.
— Потому что не видят выгоды от неприкосновенных заповедных земель?
— На самом деле выгода очевидна. Эти земли могут быть местом рекреации. В них не надо ничего вкладывать, но они позволяют зарабатывать деньги. Во многих странах Европы на цветение того же шафрана возят экскурсантов. На Закарпатье и в Карпатах также хорошо развит зеленый туризм. Долины нарциссов, шафранов, орхидей, рябчиков, подснежников, крокусов привлекают экотуристов уже не первый год. Люди же, приезжая туда полюбоваться первозданной природой, выставляют не только свои фото из этих красивых мест в соцсетях, но и платят за это деньги, что-то покупают у местного населения, остаются там на ночь или на несколько дней, питаются… Это очень эффективная и выгодная схема для местных громад.
Уверен, много людей поехало бы посмотреть на цветение диких цветов или трав на Полтавщину. Тем более, ко многим локациям подходят асфальтированные дороги.

— Не затопчут ли растения?
— Кстати, некоторые советуют мне не озвучивать адреса обнаруженных краснокнижников. Но их невозможно затоптать. Потому что их там тысячи! Желающих посмотреть на них значительно меньше. А местные о них и так знают. Бывает, выкапывают, чтобы посадить у себя во дворе. Но это не наносит вреда природе. Наибольший и непоправимый вред наносит именно вспашка.
— Это все же сезонный туризм. А в другое время года как местные жители могут использовать заповедники?
- Летом балки можно выкашивать, выпасать там скот. Это только на пользу растениям, находящимся под охраной — участки не будут зарастать сорняками, травами и деревьями, которые их глушат.
К тому же, часто на одной местности встречается несколько видов краснокнижных растений. Отцветает розовая брандушка — раскрываются бутоны шафрана сетчатого, который цветет примерно с 8 марта до 10 апреля. Затем на болотах появляется рябчик. А вскоре, в середине апреля — сон-трава, горицвет. И так до середины мая можно наблюдать, как меняются цвета, ландшафты. В июне-июле цветет ковыль перистый, а в июле-августе — ковыль волосистый. Это вообще что-то невероятное. То есть, туристам всегда есть что показать. И это еще, скажу вам, прекрасная возможность оторвать детей от компьютерных игр.
.jpg)
— Интересно, откуда вы черпаете информацию об ареалах редкостных растений?
- Просто обращаемся к своим подписчикам в Фейсбуке (а их у нас 20 тысяч) и просим сообщать о таких местах. Люди, которым болит уничтожение природы, нам пишут. Они же видят результаты нашей работы…
Ранее «ФАКТЫ» публиковали интервью с экспертом по выращиванию лаванды Евгением Цимбалюком, который к созданию своего лавандового рая шел долгие четыре года.
Фото с официальной страницы Киевского эколого-культурного центра
3739Читайте нас в Facebook