«Ледник на горе высотой 4009 метров пришлось «брать в лоб»: 5-летняя альпинистка установила рекорд Украины
С маленькой рекордсменкой и ее родителями «ФАКТЫ» пообщались накануне регистрации рекорда. Как раз в день рождения юной альпинистки.
«Интервью давать не люблю. Потому что там нужно много говорить»
— Сегодня нашей Саше исполнилось шесть, — рассказывает отец рекордсменки Илья Канкров. — В подарок дочка получила «сванку» (сванскую шапочку), свой первый ледоруб, туристическую ложку и куклу-мотанку, о которой давно мечтала.
— А еще кузнечика, — добавляет именинница Александра Канкрова. — Он очень хороший, его нужно только наладить, правильно украсить, и он будет светиться ночью.
— Сашуня, поздравляю тебя с двойным праздником — днем рождения и рекордом. Отныне ты официально — самая молодая альпинистка Украины. Расскажи, как тяжело тебе далось восхождение на гору Лайла?
— Не тяжело, — говорит юная рекордсменка. — Понравилось. Вообще горы очень люблю. Там хорошо и много снега. И в палатках спать люблю.
— Наверное, и домой бы не возвращалась, если бы можно было постоянно находиться в горах?
— Нет. Я бы домой все равно возвращалась, — отвечает девочка, на мгновение задумавшись. — Тут же у меня кошка Сюзанна. За ней крестный ухаживает, когда мы в походе. И бабушка еще. А мои кружки! Я хожу на скрипочку, на танцы, на айкидо. У меня и подружки здесь есть. Дома хорошо, хоть и путешествовать я тоже очень люблю. А вот интервью — нет. Потому что там нужно много говорить…
Читайте также: 6-летняя Вероника установила национальный рекорд Украины, удерживая свое тело с помощью хвата зубами
— Саша всегда подчеркивает, что не хочет лишнего внимания к своей персоне, — смеется отец девочки. — Но когда мы были в Грузии у памятника Михаилу Хергиани (выдающийся альпинист 20 века, чьи рекорды восхождений до сих пор не побиты. — Авт.), то Саша мечтательно сказала «Хочу, когда вырасту, быть знаменитой, как Хергиани».
— Уверена, что такая страстная любовь к горам Александре передалась от родителей. Илья, расскажите, вы сами давно занимаетесь альпинизмом?
— Начну с уточнения. Альпинизм — это экстремальный спорт, характеризующийся постоянным и целенаправленным риском для жизни. Горный спорт, которым занимаемся мы, это преодоление перевалов. И здесь техника безопасности стоит на первом месте. Мое увлечение горным спортом и велотуризмом длится со студенческих лет. Я учился в Ровенском университете водного хозяйства и природопользования. Там был спортклуб, вот с него все и началось. В 2019 году наша команда заняла первое место на чемпионате Украины по велопоходам 5 категории сложности. Там был очень сложный маршрут, ночлег на вулканах… Но все наши походы не коммерческие. На жизнь я зарабатываю другим — работаю IT-специалистом в агропромышленной компании. А горный туризм — это не просто хобби. Это образ жизни.
— Как долго нужно готовиться новичку перед первым походом в горы?
- Все начинается в голове, потому что важно быть не только физически, но и психологически подготовленным. Многие считают, что достаточно посмотреть ролики на YouTube с рекомендациями «специалистов», купить какое-нибудь снаряжение, и все — ты альпинист. Это очень легкомысленно и опасно. Надо подходить к делу обдуманно, взвешенно, готовиться заранее, идти под руководством опытного руководителя, способного правильно подобрать программу, уровень и категорию сложности маршрута в зависимости от состава группы. Для этого нужно, чтобы у участников были справки о их прошлых походах. (Жаль, что справок Сашиных восхождений мы пока получить не можем — их выдают только с 16 лет). Зачем нужны такие справки? Потому что наплести о себе можно что угодно — даже то, что ты покорил Эверест.
Читайте также: Олег Собчук на велосипеде «въехал» в Книгу рекордов Украины
Но если человек действительно ходил только в походы для новичков, то маршрут повышенного уровня сложности может закончиться очень плохо не только для него, но и для всей группы. Ведь у нас здесь царит анархия, и не надо путать это слово с беспорядком и хаосом. Анархия — это когда никто никому не указывает, что делать, никто никому не хозяин, но каждый выполняет свой фронт работ и несет за них ответственность перед другими. Например, у альпинистов и «горняков» всегда есть завхоз, картограф, человек, отвечающий за техническое снаряжение. Все должны доверять друг другу и полагаться на товарищей.
«Первое Сашино восхождение состоялось, когда дочке было три года»
— Как вы распределяете обязанности, когда идете в горы втроем — с женой и дочкой?
— На мне техническое снаряжение, моя жена Ольга отвечает за медицину, бытовое обеспечение и питание. И, поверьте, это не так просто. Надо просчитать, чтобы ежедневно каждый участник группы нормально питался, и при этом чтобы продукты и заготовки были максимально компактными и легкими, ведь все это ты тянешь на спине. Мы готовим специальную тушенку, сушеную картошку. Для ребенка берем овсянку — не может же малышка сидеть на тушеном мясе.
— А как насчет бытовых нужд для такого маленького ребенка? К примеру, туалет, душ?
— Те, кто ходят в горы, знают, что горячей ванны с пузырьками там не будет, — улыбается жена Ильи Ольга Канкрова. — Да, при необходимости можно нагреть немного горячей воды, но обычно все обходятся салфетками. В реках можно помыть голову. Для того чтобы волосы не загрязнялись очень быстро, девушки заплетают много плотных косичек. Во время этого похода мы решили остановиться в хостеле. То есть идешь на вершину — четыре-пять дней без цивилизации. Потом спускаешься — и в хостел, где можно помыться, привести себя в порядок.
— Как пятилетняя девочка выдерживает такую безумную физическую нагрузку, холод, усталость, бытовой дискомфорт?
— Ей все нравится, и она ведет себя как настоящий боец, — отвечает Илья. — У нее уже большой для ее возраста опыт. Если не считать первого похода, в который мы ее взяли в полуторагодовалом возрасте, то первое Сашино восхождение произошло, когда ей было три с половиной года. Тогда она вышла на вершину Будичевской-Вельки в Карпатах (1678 м). Мы не тянули ее силой. Шли, разговаривали, рассматривали все вокруг. Когда дочка уставала, я брал ее в рюкзак-разгрузку.
Потом мы купили ей трекинговые палки, и Саша стала ходить в горы и зимой тоже. Мы шли на гору Хомяк со стороны Гука (1542 метра), глубина снега достигала метра, поэтому приходилось брать дочку на руки. Но основную часть пути она одолела-таки сама. Иногда даже приходилось ее уговаривать, чтобы села ко мне на плечи и отдохнула. Посидит немного, спрыгнет и шагает дальше. Год назад на свой день рождения Саша совершила восхождение на Пикуй (1408 метров). Потом был поход на Мармаросы в Карпаты, где я точно убедился, что на моего ребенка можно положиться. И выносливость, и дисциплина в порядке. Этим Саша обязана занятиям айкидо, на которые ходит уже год. Там как раз тренируют силу, ставят дыхание, что в горах очень помогает.
Читайте также: «На высоте казалось, что рядом с нами тремя идет кто-то невидимый»: украинские альпинисты покорили самую сложную гору Гималаев
— Воображаю, как Саша радовалась, когда покорила четырехтысячник Лайла.
— Горы покорить невозможно. Они могут только пустить тебя, если повезет. Нам повезло — как раз те пять дней, которые мы поднимались на Лайлу и спускались, погода была хорошей. Шли, как обычно, связкой по 4−5 человек. Это необходимо, если, например, под кем-то треснет лед и он проваливается, другие сразу ложатся и держат, пока проводятся спасательные работы и человека вытаскивают.
В этот раз ничего серьезного не случилось, хотя легким это восхождение не назовешь. Лайла сейчас «порвана», и не все трещины открыты. Приходилось разгадывать лабиринт. Там у самой вершины — чистый ледник, поэтому мы «брали гору в лоб» — это когда приходится подниматься вертикально вверх. Мы с Сашей пошли первыми. Добравшись до вершины, все действительно очень радовались, особенно малышка. Она выдержала все это как настоящий боец — несла рюкзак со снаряжением, у нее были «кошки», палки, каска, все необходимое. Только вот ледоруба не было. Теперь Саша уже его получила, так что в следующем походе будем дочку учить, как им пользоваться.
После спуска с Лайлы наш горный поход продолжился треккингом. И тут уже с погодой не повезло — грозы, дожди, шквальный ветер. В конце мы отправились на море в Батуми немного отдохнуть.
— Вы выбрали гору Лайла, чтобы зафиксировать рекорд в Национальном реестре?
— Даже в уме этого не было. Мы с женой берем дочь в походы ради ее удовольствия, а не из-за собственных амбиций и желания что-то кому-то доказать. Расскажу коротенькую историю. Этот поход на Кавказ мы планировали давно. А когда настала пора ехать, оказалось, что меня не отпускают с работы. Лето, сбор урожая для нашей агропромышленной компании — самое горячее время. Какие здесь отпуски? И вот я ходил, собирался с мыслями, как сказать Саше, что путешествие в Грузию, о котором она так мечтала, не состоится…
Однажды забираю дочь из кружка. Идем, разговариваем, рассматриваем деревья, цветы, слушаем птиц. И вдруг мне звонит знакомый, спрашивает, едем ли в Грузию. Нет, говорю, поход отменяется. И тут понимаю, что малышка стоит рядом и слушает. Я присел рядом с ней и говорю: «Сашунька, у папы проблемы на работе. Мы с тобой не сможем поехать на Кавказ, извини». А она смотрит на меня расширенными от ужаса глазами и не моргает… Мне казалось, что-то мгновение никогда не закончится. Готов был сквозь землю провалиться. А доченька тихонько так, умоляюще: «Папочка, а может, хотя бы в следующем году поедем? Ну, пожалуйста…» Я не выдержал. Помчался на работу. Договаривался, убеждал, просил — и таки получил отпуск! Прилетел домой как на крыльях: «Сашунька, собирайся. Едем!» Ох и радости было!
А что касается рекорда, мне предложил это сделать Михаил Емельянов — один из опытнейших альпинистов Украины, который был руководителем Запорожской группы альпинистов, которые шли вместе с нами на Лайлу. Я подумал: а почему бы и нет? Это, правда, оказалось не так просто. Для рассмотрения рекорда нужны время и деньги, более 20 тысяч гривен. Собирали сообща — я написал пост в соцсетях, и люди помогли. Затем полгода специальная комиссия все исследовала, проверяла, искала доказательства, что дочку не вынесли на гору, а она поднялась сама.
— Для фиксации этого рекорда наша комиссия работала три месяца, — объяснила руководитель Национального реестра рекордов Украины Лана Ветрова. — Почему так долго? Дело в том, что мы уже неоднократно фиксировали рекорды детей на вершинах гор — даже младенцев, которых выносили, например, на Говерлу. В тех случаях не было важно, каким образом ребенок достиг пика, главное — что он побывал на вершине. Но в случае Саши Канкровой родители заявили: нет, нам это не подходит. Нужно зафиксировать рекорд самой молодой альпинистки Украины. Подчеркнув, что эта маленькая девочка самостоятельно поднимается на вершину в сопровождении взрослых, пользуясь альпинистским снаряжением и соблюдая технику безопасности. Комиссии нужно было проверить, действительно ли Саша все это умеет.
Теперь мы знаем: девочка стойко преодолела на маршруте все перевалы, траверсы, брод реки Адыши Чала, ледник Лайла. По спортивной классификации категория сложности маршрута горного похода — 1 КС, с элементами второй категории сложности. Мы убедились: этот ребенок — настоящая альпинистка. И ее достижение — очень крутое.
Скоро Саша Канкрова отправится покорять новую горную вершину. Правда, какую именно, ее родители пока держат в секрете.
Напомним, недавно в Книгу рекордов Украины вошло достижение 58-летнего Василия Шевчука из Тернопольщины, который зимой пробежал 43 километра с голым торсом.
962Читайте нас в Facebook