«Однажды зимой сыну пришлось на протезе идти 25 километров — чуть не замерз»
О сложной судьбе молодого талантливого художника Мустафы Муртазаева «ФАКТЫ» писали 15 мая нынешнего года. Мальчик был первенцем в семье. Врачи так и не смогли объяснить его родителям, почему ребенок родился без кистей ручек и без стопы. Виновата экология, только и сказали они.
Возможно, это и так, ведь будущая мама трудилась в Узбекистане на хлопковых плантациях, которые обрабатывались сильными и далеко не безвредными для человека химикатами. Когда муж пришел забирать ее из роддома, к нему вышел врач. «Мальчик родился с увечьями, и вы можете от него отказаться», — смущенно сказал он молодому отцу. «Это мой сын, и я его не брошу», — ответил мужчина.
«Родители настояли, чтобы сын учился в общеобразовательной школе»
В 1999 году семья Муртазаевых переехала в Крым, в село Приветное. Начали строить дом. Он до сих пор не закончен. Не хватает денег, ведь найти работу в селе очень трудно. Сначала отец, единственный кормилец в семье, устроился заведующим клубом. Но вскоре его закрыли...
Родителям предлагали отдать Мустафу в специальную школу, но они настояли, чтобы мальчик занимался наравне со всеми в общеобразовательной. А после
На конкурсе детских рисунков, приуроченном ко Дню инвалида, Мустафа Муртазаев занял первое место и в качестве приза получил старенький «Запорожец». Вместе с отцом счастливый победитель вернулся домой на подаренном автомобиле. Но на утро сдвинуть машину с места не удалось. Даже мастера не могли отремонтировать ее. Как инвалид детства Мустафа стоял в очереди на получение «Таврии». Время шло, но автомобиль не давали.
О талантливом юноше узнала крымская журналистка Елена Рожен, о нем сняли сюжет, который показали по местному телевидению. На Мустафу обратил внимание Борис Дейч — тогдашний председатель Верховного Совета Крыма.
— Мы вместе с Еленой Рожен поехали к Мустафе в Приветное, — рассказал «ФАКТАМ» Борис Дейч. — Когда я увидел, в каких условиях живут этот парень и его семья, принял ряд мер, чтобы помочь им. Мы решили вопрос поступления Мустафы в Симферопольское художественное училище имени Самокиша, которое в советские времена было одним из лучших в стране. Определили парня в общежитие. Лена Рожен вообще отнеслась к юноше по-матерински, опекала его, помогала во всем. К сожалению, она ушла из жизни. А Мустафа в ноябре этого года уже будет защищать диплом.
После публикации в «ФАКТАХ» статьи о Мустафе Муртазаеве я выступал на сессии Верховной Рады Украины по проблемам депортации и рассказал об этом юноше. Попросил депутатов оказать посильную помощь в приобретении для талантливого парня автомобиля, чтобы он мог организовывать свои выставки, перевозить картины. Если честно, согласен уже был сам купить ему эту «Таврию». Спасибо, меня поддержали депутаты фракции Партии регионов Украины, собрали средства на машину. Вручить ее решили 1 сентября. Я рад, что получилось все, как надо.
«Мустафа намерен учиться дальше: хочет поступить в художественную академию»
— Мы безмерно благодарны людям, которые помогают нашему сыну, — говорит тронутый до слез Эйбазер Муртазаев. — Елена Павловна Рожен была, можно сказать, второй матерью для Мустафы, а Борис Давыдович Дейч стал вторым отцом. Без этих людей не получил бы мой сын профессию. Теперь добираться из Приветного в Симферополь на занятия ему будет проще, не придется уже ходить пешком. Однажды зимой был сильный снегопад. Сын из Симферополя доехал до Рыбачьего, а дальше ни автобусы, ни маршрутки не ходили. И Мустафа 25 километров шел на протезе пешком. Чуть не замерз. Пришел домой весь синий. И таких случаев было немало. Слава Богу, народный депутат Украины Рефат Чубаров договорился, чтобы в Харьковском институте ортопедии и травматологии сделали для сына новый протез, разработанный немецкими специалистами. Старый, который мы заказывали на Симферопольском протезном заводе, весил почти шесть килограммов, натирал ногу. А вес нового — всего 800 граммов. Мустафа практически не чувствует его. И бегает в нем, и прыгает.
А вот операцию на руках, чтобы держать кисть и карандаш, Мустафа делать пока не хочет. Он все решает сам, и мы уважаем его мнение. Если честно, я никогда не думал, что он будет художником. До трех лет сын практически не ходил. А в два года попросил ложку. Сначала у него ничего не получалось, но со временем научился кушать так, что ни одна рисинка из плова не падала, ни капли супа не проливалось. Потом мы ему дали карандаш, ручку и листок бумаги. А сегодня, видите, уже заканчивает училище.
— И куда дальше?
— Хочет поступить в художественную академию.
— Многие добрые люди помогают Мустафе, дай Бог им здоровья. Вот только Елены Павловны Рожен уже нет на свете, — вытирает слезы мама Мустафы Нина. — Благодаря еще одной крымской журналистке, Марии Пападопулос, мы познакомились с доктором Али.
— Денег для поездки в Харьковский институт ортопедии и травматологии, где собирались сделать протез, у меня не было, — рассказывает Мустафа. — Мария позвонила руководителю центра «Аль-Раид», и он оплатил мне дорогу. Да и сейчас помогает покупать краски и прочие необходимые художнику принадлежности, весьма недешевые.
— А недавно купил нашей семье корову, — добавляет Нина. — Надеюсь, после защиты диплома Мустафа найдет свое место в жизни.
— Я уверен, что у него все получится, ведь он очень целеустремленный юноша, — говорит директор Симферопольского художественного училища имени Самокиша Виктор Ермаков.
У Мустафы уже сейчас слова не расходятся с делом. Как и обещал, недавно провел выставку своих картин, посвященную памяти Елены Рожен. Несколько полотен уехали в Данию и Голландию. А одну картину молодой художник подарил Борису Дейчу.
740Читайте нас в Facebook