Спасая мирных жителей, увел самолет от жилых кварталов Славянска: история подвига командира экипажа украинского Ан-30Б
6 июня исполнилось восемь лет, как российские наемники в небе над Славянском сбили самолет. Пылающий Ан-30Б «тянул» до последнего 36-летний виннитчанин Константин Могилко, он отдал экипажу команду покинуть судно. А сам остался за штурвалом: настоящий командир покидает самолет последним. Он даже не пытался выпрыгнуть. Такое же решение принял и борттехник. Спасая мирных жителей, подполковник Могилко и его боевые друзья увели самолет от жилых кварталов. Ценой собственной жизни… Выжили трое, прыгнувшие первыми. Четвертый запутался в полураскрывшемся парашюте. Еще двоих нашли на земле: их парашюты не успели раскрыться. Константин Могилко и Павел Дришлюк остались в самолете, к которому сразу после падения приехали террористы. Говорят, что время лечит, но это не так, родители до сих пор оплакивают своего сына, и эта рана уже никогда не заживет.
— Сын еще во время учебы в школе увлекся авиацией, — рассказал «ФАКТАМ» отец Героя Виктор Могилко. — Мой коллега, с которым работал на заводе, самостоятельно сложил самолет Як-12 и на старом аэродроме мы пробовали летать. Тогда и Костя впервые сел за штурвал и не скрывал эмоций, как же красива Винница с высоты. Затем были аэроклуб и поступление на летчика в Харьковский институт Воздушных сил имени Ивана Кожедуба. После выпуска сына направили в бригаду транспортной авиации во Львов, где он сначала летал на Ан-26, затем — на Ан-12, Ан-30 и Ан-24. Когда бригаду расформировали, Костя перевелся в разведывательную эскадрилью «Блакитна стежа». Выучив на специальных курсах английский язык, стал летать за границу в рамках Соглашения об открытом небе. В 33 года сын женился на Виталине, родился их сын Арсений, они воспитывали также старшую дочь. Не раз сын летал в составе миротворческих миссий в Косово. А в 2014 году началась война на востоке…
— Когда началась оккупация Крыма, а затем война на востоке Украины, ваш сын постоянно выполнял боевые задания. Расскажите об этом подробнее.
— Знаете, еще до начала этих событий Константину предложили работу шеф-пилотом на Киевском авиазаводе имени Антонова. С лета 2013-го он начал собирать документы, успешно прошел собеседование. Но в штабе нашли какое-то несоответствие в документах, и, пока его исправляли, началась война. Соответственно, все ротации запретили. Кто знает, может быть, тогда это спасло бы жизнь нашему сыну… Константин стал выполнять боевые задания еще во время оккупации Крыма. Еще в марте 2014-го, до крымского псевдореферендума, экипаж самолета Ан-30Б (борт № 80) во главе с сыном возил и забирал журналистов по военным аэродромам Херсона и Николаева. Он готов был доставить их и на крымский полуостров, несмотря на то, что небо обстреливали российские войска. Тогда руководство Генштаба не дало разрешения экипажу на вылет в Крым в целях безопасности. С весны 2014 года Константин участвовал в АТО. Враги следили за ним, но все обходилось. В последний раз Костя наведался домой 15 мая. Как всегда, был весел, обещал, что скоро увидимся. Больно, но не суждено было…
Читайте также: «Весной 2014-го мы были готовы полностью зачистить Донецк»
— Как узнали о трагедии в небе над Славянском?
— 6 июня в 17:04 на высоте 4050 метров в разведывательный самолет Ан-30, ведущий наблюдательный полет над Славянском, попала ракета, выпущенная террористами. Константин отдал приказ экипажу покинуть самолет, а сам, стиснув зубы, стал отводить горящий Ан-30 подальше от города. В результате попадания ракеты самолет упал севернее Славянска. Константин и еще четыре члена экипажа погибли, это майор Сергей Каминский, прапорщик Владимир Момот, прапорщик Алексей Потапенко и майор Павел Дришлюк. Еще троим удалось выжить.
Когда случилась трагедия, я был в больнице. Как раз смотрел новости и на видео увидел Ан-30Б, единственный в Украине, и именно на нем наш Костя летал. Корреспонденты сообщили, что пилоты выпрыгнули, так что есть надежда на лучшее. Но я понимал, что конструкция самолета такова, что для спасения нужно от штурвала побежать в хвост, только там люк. Соответственно, если командир это сделает, то самолет переворачивается — и сразу смерть. До сих пор удивительно, что, имея целую эскадрилью самолетов-разведчиков Су-24, летящих на большой скорости и специально укомплектованных, их почему-то не использовали. Больше вам скажу, у Кости на самолете стоял фотоаппарат, снятый с немецкого «Мессершмитта» в 1943 году.
— Это правда, что вы были на месте трагедии в Донецкой области?
— Я разговаривал с людьми, которые видели момент падения самолета. Один человек рассказывал, что самолет летел так низко, что он думал: вот-вот упадет на село в долине. Но Ан-30Б ударился в гору немного дальше. Сохранился радиообмен, где слышны последние слова Кости: «Паша, нам конец». После этого никакой паники, криков, спокойно до самого последнего вздоха… Когда упал самолет, сбежались люди, хотели помочь, надеясь, что кто-то выжил. С правой стороны разбитой кабины виднелась рука с кольцом. Наш сын не носил, это был Паша… Российские наемники тоже одни из первых прибыли на место трагедии, они тела могли унести, так мы считаем. Потому что от Паши ничего не осталось, проводили шесть экспертиз. Ведь даже после того, как сжигают в крематории, все равно остаются кости. А здесь ничего. В случае с нашим сыном сказали, что нашли три килограмма, совпадение на 50% согласно выводам судебно-медицинской экспертизы. Это все, что осталось от нашего мужественного и сильного Кости весом более 100 килограммов. Мы не видели тела нашего сына, хоронили его в закрытом гробу…
В честь моего сына назвали отремонтированный самолет Ан-30. Посмертно присвоили звание Героя Украины. Костя очень много сделал для армии! Он разведывал и наводил на них наши истребители, там полупили столько «братских» россиян, что сотни гробов вернулись назад. Я так думаю, что Героя Украины сыну дали не только за то, что увел самолет, но и за другие заслуги. Помню, как через год мы сыну памятник ставили, освящали, приехало много военных из Винницы и Борисполя. Каждый подходил и отдавал честь. Вдруг один подходит, становится на колени перед нами и благодарит за спасение. Я не мог понять, что произошло. А потом узнал, что это был сокурсник сына, который летал на Су-27 в Миргороде. И когда он выполнял задание на границе Луганской области, со стороны россии подлетел самолет и пустил ракету. А Костя был недалеко и успел сообщить об опасности. Военный выполнил соответствующий маневр и выжил…
Ранее «ФАКТЫ» сообщали, что в небе над Киевщиной погиб легендарный пилот — подполковник Вячеслав Ерко.
2378Читайте также: Продолжил дело «Призрака Киева»: под Херсоном украинский истребитель жестко расправился с путинской «сушкой» Су-35
Читайте нас в Facebook