Аферисты выдали работу ювелира из Одессы за корону царя скифов и продали Лувру: почему ученым казались сомнительными шедевры, которые сейчас демонстрируются в Киеве
«Специалисты Лувра провели экспертную оценку тиары, сделанной одесским ювелиром, и пришли к выводу, что ей… 2,5 тысячи лет»
— Первой исследовательницей древнегреческого сервиза, найденного в пойме речки Супой, стала Оксана Давыдовна Ганина, которая тогда, в начале 1960-х, возглавляла скифо-античный отдел Государственного исторического музея РСФСР, — рассказала «ФАКТАМ» кандидат исторических Любовь Клочко. - Ганиной пришлось вступить в непростую дискуссию с некоторыми коллегами из Института археологии по поводу подлинности этих посудин (гидрий). Археологи говорили, что их, вероятно, изготовили примерно в начале ХХ века для какого-то из местных помещиков, который увлекался античным искусством.
— Что дало им основания сделать такое предположение?
— Дело в том, что в конце ХІХ и начале ХХ веков из-за большого интереса коллекционеров к вещам античной эпохи было изготовлено большое количество очень качественных подделок. Это, кстати, привело к тому, что на XII Археологическом съезде (прошел в 1903 году в Харькове) было решено: находки, происхождение которых нельзя проверить, не считать аутентичными.
Одним из самых резонансных случаев недобросовестной торговли на антикварном рынке того времени стала история о том, как работу ювелира из Одессы выдали за тиару (корону) скифского царя Сайтаферна и продали ее за огромные деньги Музею Ливра.
— Кто провернул эту громкую аферу?
— Одними из ключевых лиц этой истории были торговцы антиквариатом братья Шепсель и Лейба Гохманы из Одессы. В 1895 году они обратились к одесскому ювелиру Израилю Рухомовскому с просьбой сделать тиару скифского царя Сайтаферна.
— Существует оригинал этой короны?
— Нет. Рухомовский должен был ее сделать такой, какой она могла бы быть, ориентируясь на ювелирные традиции древних греков. Он параллельно работал над тиарой и изучал литературу по античному искусству. Сохранились сведения, что ювелир сделал этот роскошный головной убор примерно за 7 месяцев.
— Если я все правильно понял, скифский царь мог заказать у греков корону для себя?
— В данном случае дело было представлено так, что жители Ольвии (находилась на берегу Бугского лимана. — Авт.) вроде бы преподнесли тиару скифскому царю Сайтаферну, чтобы он не шел штурмом на их город. Поэтому, кроме сцен из древнегреческих легенд и растительных орнаментов, на тиаре изображены стены Ольвии, а на них — надпись на древнегреческом языке, которая переводится «Сенат и народ Ольвии чтят великого и непобедимого царя Сайтаферна».
— Но на самом деле ольвийцы тиару царю не преподносили?
— Никто не знает. Достоверно известно, что в Ольвии была найдена плита с надписью, из которой явствует, что скифский царь Сайтаферн получил от жителей Ольвии определенную сумму за то, что не станет разрушать и грабить город. То есть в этой надписи речь идет о деньгах, а не о тиаре.
Талантливый ювелир Израиль Рухомовский на удивление мастерски справился с заказом — впоследствии специалисты Музея Лувра провели экспертную оценку его тиары и пришли к ошибочному выводу, что это античная вещь IV века до нашей эры.
— Купить тиару Лувру предложили торговцы антиквариатом братья Гохманы?
— Их посредники. Сначала братья попытались продать тиару в Вене. Это им не удалось. Зато там они познакомились с людьми, которые присоединились к затее и предложили тиару Лувру. Его руководство согласилось купить ее за 400 тысяч франков. Чтобы заплатить столь большие деньги, пришлось получить разрешение на это у парламента Франции.
— Как удалось обнаружить, что корона на самом деле не древняя, а современная?
— Сначала часть специалистов стала подвергать сомнению подлинность тиары, а впоследствии в Париж приехал и сам ее автор. Израиль заявил в Лувре, что это его работа, предоставил доказательства — эскизы. Его попросили воспроизвести один из фрагментов тиары. Он закрылся в предоставленной ему мастерской (читала, что не в меру любопытные люди даже подсматривали через щель, как он там работает) и выполнил задание. Сейчас его тиара хранится в Лувре в коллекции прикладного искусства.
«Рыбное блюдо IV века до нашей эры, разбитое на 120 обломков, реставратор склеил так, что практически не видно швов»
— Как вашей коллеге Оксане Ганиной удалось доказать, что сервиз, найденный в пойме реки Супой, действительно древнегреческий, а не такая же модерная работа, как тиара царя Сайтаферна?
— Ей повезло получить стипендию от ЮНЕСКО для музейных работников. В советские времена поехать за границу, особенно в капиталистические страны, было крайне проблематично. Но по стипендии ЮНЕСКО Ганина посетила ведущие музеи Европы (Греции, Италии, Великобритании). Она нашла в их коллекциях отдельные аналогичные сосуды (они называются гидриями). Благодаря этому доказала — сервиз из торфяника в пойме реки Супой аутентичный. Он уникален, потому что за границей есть только единичные такого рода предметы, а комплект (сервиз) найден только у нас в Украине.
Кстати, в далеком 1974 году в Музее исторических драгоценностей Украины проводилась выставка раритетов из Британского музея. Среди них были и древнегреческие сосуды. Наши сотрудники с гордостью говорили, что в Британском музее есть только отдельные подобные предметы, а у нас — целый набор.
— Известно, для чего древние греки использовали каждый из 15 предметов этого сервиза?
- Здесь представлены не полный сервиз, а только 14 предметов. Один — до сих пор остается в музее Переяслава-Хмельницкого.
Греки пили вино разбавленным. Так что здесь сосуды для вина, для воды, для охлаждения вина… Но раз их нашли на территории нынешней Черкасской области, где в античные времена жили скифы, то значит сервиз предназначался кому-то из представителей ее элиты. Было обычной практикой, когда греки делали вещи по заказу скифов.
В ходе исследования этого сервиза Ганина сотрудничала со специалистами по металлу, которые определили, что гидрии изготовлены из так называемой мышьяковистой бронзы. Именно поэтому изделия имеют специфический оттенок.
Замечу, что кроме сервиза в торфянике в пойме реки Супой обнаружили старинную деревянную лодку. Эти находки вдохновили выдающуюся украинскую поэтессу Лину Костенко на написание поэмы-баллады «Скифская Одиссея» о молодом греке из Ольвии, который с несколькими друзьями повез на той лодке по Днепру товары. Они благополучно прошли пороги с помощью местных племен. Потом попали на праздник Ивана Купала, были на нем всю ночь. Наконец, на реке Супой грек сгинул вместе с товаром.
— Старинная лодка, которую нашли в пойме этой реки, сделана в те времена, что и набор древнегреческой посуды?
- Нет. Исследования показали, что лодка более позднего периода. Так что перевозить на ней этот древнегреческий сервиз не могли.
Следует сказать, что именно Оксане Ганиной довелось возглавить работы по созданию Музея исторических драгоценностей в Киеве и стать его первым директором. Толчком для организации этого музея стала сенсационная находка в Мелитопольском кургане золотой скифской накладки на горит (чехол для лука и стрел). Во времена российской империи такого уровня археологические находки, как правило, отправляли в Санкт-Петербург в Эрмитаж. Неудивительно, что и на этот раз из Эрмитажа прислали письмо с вопросом, когда же вы отправить нам горит. Украинская интеллигенция выступила против передачи редчайшей находки, обратилась к тогдашнему президенту Академии наук УССР Александру Палладину. В результате он издал приказ о создании Музея исторических драгоценностей, который был открыт в 1969 году (сейчас это Сокровищница Национального музея истории Украины. — Авт.).
— На какие экспонаты нынешней выставки, кроме сервиза, вы бы посоветовали обратить внимание посетителей?
— Здесь представлено большое количество прекрасной керамики античных времен. Особенно поражает крупное по размеру блюдо для рыбы, сделанное в IV веке до н.э.
Его нашли в Крыму в Керчи разбитым на 120 обломков. Представляете, какую кропотливую работу проделали археологи, чтобы найти все эти кусочки и сколько труда и мастерства понадобилось реставратору, чтобы склеить их! Здесь уместно будет вспомнить популярную у археологов пословицу «Сердитый горшка не склеит». То есть эта профессия требует большого терпения.
На этом рыбном блюде несколько изображений, центральное среди них — бог Зевс, превратившийся в быка, несет красавицу Европу, в которую он влюбился и похитил ее.
Ранее «ФАКТЫ» подробно рассказывали об уникальных экспонатах первого в Украине музея фарфоровых фигур Shvets Museum, который откроется в ближайшее время.
Фото автора и с сайта ttps://www.pravda.com.ua
4524Читайте нас в Facebook