Эльдар рязанов: «сняться в фильме «человек ниоткуда» я папанова и упрашивал, и молил, и кричал, и ногами топал»
Больше двадцати лет Анатолия Папанова уже нет в живых, но его кино- и театральные герои популярны и в настоящее время. Фразу Сокола-Кружкина из комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля»: «Тебе посодют, а ты не воруй» цитируют и сегодня. А перлы неподражаемого Лелика из «Бриллиантовой руки» уже давно превратились в крылатые фразы. Голос Папанова, которым говорит Волк из культового советского мультика «Ну, погоди!» безошибочно узнают даже самые маленькие телезрители. Наверное, при жизни народный артист и не мечтал о такой славе. Ведь до 42 лет он был почти неизвестным: снимался в основном в эпизодах и массовках. Только роль в фильме «Живые и мертвые» принесла ему успех. «Ты не смотри, что я такой хам, у меня в душе незабудки цветут», — любил он говорить о себе. Люди, которые близко знали Папанова, известные актеры отзываются о нем как о человеке абсолютно скромном, добром и даже застенчивом.
Режиссер Эльдар Рязанов: «В моем фильме «Человек ниоткуда» состоялся дебют Анатолия Папанова на киноэкране. До этого Анатолию Дмитриевичу с кинематографом фатально не везло: его неоднократно приглашали на всевозможные пробы, в том числе и я пробовал его на роль Огурцова в «Карнавальной ночи». Но все было тщетно, утвердили Игоря Ильинского.
Папанов всеми этими неудачами был жутко травмирован, до такой степени, что даже стал сторониться кинематографа. У него была твердая уверенность в том, что для кино он не годится, поскольку не киногеничен. Когда я предложил ему сыграть роль Крохалева в картине «Человек ниоткуда», он уже абсолютно разуверился в себе как в артисте и даже не хотел даром тратить время на кинопробы. Мне пришлось приложить много усилий. Помню, я и упрашивал, и молил, и кричал, и ногами топал. В конце концов буквально за шиворот удалось затащить Папанова в кино.
В фильме «Человек ниоткуда» Анатолий Дмитриевич сыграл сразу четыре роли. В титрах было написано: «Крохалев и ему подобные — Анатолий Папанов». Дебют оказался необычайно удачным и успешным — произошло рождение насыщенного, сочного и яркого сатирического и, как выяснилось потом, драматического киноартиста. После этого Папанов создал на экране целую галерею бесподобных и интереснейших образов и типов. Потом еще не раз пересекались наши пути: и в короткометражке «Как создавался Робинзон», где Папанов исполнил роль редактора — душителя и гнобителя литературы, и в фильме «Дайте жалобную книгу», где папановский метрдотель — подхалим и хам в одном лице, и в картине «Берегись автомобиля», где недалекий и ограниченный солдафон, спекулянт клубникой и «правдолюбец» были точно сфокусированы и скомпилированы актером в едином персонаже».
Актер Александр Ширвиндт: «Часто на творческих вечерах, когда и Михаил Державин, и Андрей Миронов были на основной сцене, я делил площадку с Анатолием Дмитриевичем Папановым. Мы не играли с ним вместе — мы существовали: одно отделение — он, другое — я. Всегда поражался и поражаюсь до сих пор какой-то прямо-таки «звериной» отдаче Папанова на сцене. Маленький, занюханный провинциальный клубик или сцена Дворца съездов — одна и та же запредельная мощь и полное стопроцентное «отоваривание» зрителя.
Мне всегда было невероятно трогательно слушать, с чем бы он ни выступал, будь то «Медный всадник» Пушкина или «Гурий Львович Синичкин», где он, в полном гриме Льва Николаевича Толстого, с босыми ногами (сделанными по личному папановскому эскизу, с пятнами половой мастики на ступнях, с огромными «рабочими» пальцами), заканчивал свое отделение неприхотливым стишком:
Не знаю, сколько жить еще осталось,
но уверяю вас, мои друзья,
усталость можно отложить на старость,
любовь на старость отложить нельзя!
Он вкладывал в это четверостишие какой-то тройной, одному ему понятный смысл, как будто знал, что жить осталось недолго и надо успеть отдать всю свою огромную любовь к сцене зрителю».
Режиссер Александр Прошкин: «Папанов человек чрезвычайно естественный, достаточно скромный, я бы даже сказал, стеснявшийся своей известности. Наши съемки фильма «Холодное лето пятьдесят третьего», в котором Анатолий Дмитриевич сыграл свою последнюю роль в кино, проходили в глухой деревне, возле большого озера, рядом населенных пунктов не было совсем. И когда жители этой деревни видели, что едет такси, они уже знали, что это едет Папанов. Сразу оживало озеро, появлялись моторные лодки. К Анатолию Дмитриевичу перлись мужики с бутылками, а у него все это вызывало дикую ярость!
Я никогда не считал Папанова комедийным актером. Образ, созданный Анатолием Дмитриевичем, получился этакий простонародный, без налета интеллигентности, благополучия. Параллельно я пробовал на эту роль людей, которые реально прошли через подобные события. Приглашал замечательных актеров, но с ними все становилось или слишком многозначительно, или пафосно. И хотя это не главная роль, он на нее пошел. Согласился, думается, еще и потому, что у него были тяжести на душе, накопившиеся за годы.
Озвучивание картины происходило уже после смерти Анатолия Дмитриевича. Озвучивал эту роль ленинградский актер Игорь Ефимов. Он не только копировал голос Папанова, а буквально вселился в него, в этот образ. Голос самого Анатолия Папанова в «Холодном лете пятьдесят третьего» звучит только в самом конце, с закадровым текстом: «Анатолий Дмитриевич Папанов. Последний кадр. Последняя роль». Этот голос был записан непосредственно на камеру, но вставить его в саму картину я не мог».
842
Читайте нас в Facebook