«Мне сообщили, что есть совпадение ДНК и это моя мама»: история военнослужащей, которая погибла в бункерах «Азовстали»
Позже стало известно, что 47-летняя штаб-сержант Людмила Усенко погибла в одном из бункеров, когда его обстреляли оккупанты. Только 9 марта 2023 родные и близкие смогли с почестями похоронить ее в Кривом Роге. Не отходила от гроба мамы ее единственная дочь Елена Блудова, на долю которой выпало немало испытаний. Несколько лет назад от неизлечимой болезни умер ее отец-военнослужащий, теперь война забрала еще одного самого родного человека.
«Мама с папой выполняли боевые задания во время АТО»
— Мама родилась в Киевской области в многодетной семье. По специальности она: швея, продавщица, техник электросвязи, по высшему образованию — бакалавр по направлению автоматизация и компьютерно-интегрированные технологии, — рассказала «ФАКТАМ» дочь героини Елена Блудова. — Ее военный путь начался в 1993 году, когда она попала на службу в Главное управление внутренних войск. Там и встретила моего отца Сергея. Так возникли их чувства.
Мама всегда вспоминала историю их любви с улыбкой. Рассказывала, что она работала в отделе связи, а отец был водителем при управлении. Уже вдвоем родители переехали служить в Кривой Рог, их перевели в воинскую часть 3011, которая в настоящее время относится к Национальной гвардии. В 1997 году у них родилась я. Счастью родителей не было предела.
— Каким было ваше детство и чем запомнились папа с мамой?
— Мои родители очень много работали, мы жили с родителями папы. Когда получалось, меня всегда брали с собой за покупками. С детства у меня остались яркие воспоминания о маме. Она с папой и бабушкой бывала на моих уроках танцев, поддерживала меня. А когда мама водила меня лечить зубы, потом покупала вкусности. Она обожала готовить, у нее все получалось таким вкусным! Папа часто дарил ей всевозможные устройства для кухни, одним из последних была мультиварка. Часто вспоминаю ее коронную шарлотку, запах корицы по всей квартире, а потом мы вместе с чашками кофе или чая сидели за столом, разговаривая обо всем на свете. А еще мама любила ухаживать за цветами. Больше всего по душе ей были красные розы, которые приносил ей папа.
— Война — это страшная страница для каждого украинца, а у вас она забрала самых родных. Расскажите о службе родителей и чем после 24 февраля 2022 года занималась мама?
— Папа отстаивал независимость Украины еще со времен Революции достоинства. После чего с 2014-го выполнял боевые задания во время антитеррористической операции на востоке. У папы было звание подполковника, его уважали побратимы и всегда прислушивались. Мы очень за него волновались, особенно мама. А уже в 2016 году мама отправилась в свою первую командировку в зону боевых действий. Знаете, родители никогда не говорили, как им было там тяжело, в каких условиях они находились на ротации, оберегали меня…
Читайте «На „Азовстали“ на глазах у моего мужа двум парням оторвало ноги», — Наталья Зарицкая
Конечно, пережитое в боях отразилось на здоровье папы. В 2018 году при увольнении на пенсию он тяжело заболел, ему поставили диагноз мезотелиомы плевры легких, давали плохой прогноз. Как сейчас помню, что мама всегда была рядом с папой, как она волновалась, как искала врачей и больницы. Все мы верили в чудо. Но оно не произошло. В 2020 году отец умер, и эту потерю особенно тяжело переживала мама, ведь они были примером идеальной пары, где царили уважение, любовь, взаимоподдержка.
«Она никогда не говорила, как ей тяжело морально или физически»
— После смерти папы мама продолжила службу, — продолжает Елена. — 8 февраля 2022 года вместе с другими побратимами и посестрами она отправилась на очередную ротацию в Мариуполь. Тогда уже говорили о том, что полномасштабная война неизбежна. Мама утверждала, что перед уходом на пенсию должна побывать на востоке, и если случится обострение, то она будет защищать свою семью в боях с оккупантами.
Когда началась полномасштабная война, мы поддерживали связь до апреля, потом она на месяц исчезла. Я помню голос мамы, как она говорила, что их обстреливают и каждый день может стать последним. Казалось, что от переживаний за нее у меня просто выскочит сердце из груди. Я ведь не знала чем ей помочь, перестала нормально есть и спать, жила от звонка до звонка. В конце апреля мама со мной связалась и сообщила, что она находится на «Азовстали». Рассказывала, что ест она раз в сутки, воды почти нет, купается раз в неделю.
Мама до 8 мая была со мной на связи. Она никогда не говорила, как ей тяжело морально или физически. Мы вместе ждали, что их выведут из бункеров, я ей обещала, что когда она выйдет, мы все будем вместе, она очень хотела, чтобы я родила внука и очень его ждала. Также мама призвала беречь себя, бабушку, никогда не сдаваться и всегда оставаться сильной. Но 8 мая связь с ней прервалась во второй раз и навсегда…
Читайте также: «Уже 9 месяцев сына нет, но я все равно звоню ему»: мама погибшего в Мариуполе морпеха, жениха «Пташки»
Я в панике начала звонить по номеру 1648 в НИБ, обратилась в полицию, где сдала ДНК. В НИБ сообщили, что мама в плену, что такая фамилия есть. И я начала поиски. Я целыми днями сидела в соцсетях, смотрела фото, искала ее среди пленных и погибших. Но безрезультатно. Я нашла адреса СБУ, Красного Креста, Уполномоченного по вопросам пленнвх, ГУР, а также представителей СМИ, которым давала интервью. Писала нашим бойцам, вернувшимся из плена. Я ездила в Киев, но в инстанциях слышала одно — она в плену. В Кривом Роге я неоднократно принимала участие в митингах относительно наших пленных из воинской части 3011, где рассказывала о маме. За все время поисков я благодарна своему мужу и его родителям, а также людям, которые помогали найти маму.
— Как вам удалось разыскать ее?
— Накануне 8 марта мне позвонили по телефону и сообщили, что по ДНК есть совпадение и это точно она. К сожалению, я услышала страшные подробности, как она сгорела в бункере, что остались только кости… Для меня это стало потрясением, потому что я до последнего верила, что найду маму живой.
9 марта мы ее похоронили. Она покоится рядом с любимым мужем. У нас был кот, британец, звали Миша. Мама его очень любила, и после смерти папы он был для нее маленьким комочком энергии. К сожалению, в начале войны он ждал ее в коридоре, почти не ел и в начале марта 2022 умер… Сейчас мне очень не хватает родителей. Верю, что на небесах они наконец-то вместе и теперь мои ангелы-хранители.
3224Читайте также: Трижды чудом удалось выжить: история спасения бойца «Азова», эвакуированного из окруженного Мариуполя на вертолете
Читайте нас в Facebook