ПОИСК
Общество и люди

«Киевский экспериментальный керамико-художественный завод экспортировал продукцию в Великобританию, Испанию и Германию», — коллекционер Людмила Карпинская-Романюк

20:43 25 января 2024
сервиз "Вечерний"

«Стол — единственное место, где люди не скучают с первой же минуты», — писал известный французский мыслитель Антельм Брилья-Саварен. И ему не возразишь. А когда стол красиво сервирован, это еще одна тема для разговора гостей, если они эстеты.

О сервизах Киевского экспериментального керамико-художественного завода в интервью «ФАКТАМ» рассказала коллекционер и исследователь истории отечественного фарфора Людмила Карпинская-Романюк, недавно открывшая тайны изделий Барановского фарфорового завода.

«Качество продукции, а именно — тонкость и белизна фарфора, отвечало мировым стандартам»

— Еще совсем недавно Киевский экспериментальный керамико-художественный завод был флагманом фарфорово-фаянсовой промышленности Украины. 17 сентября 2024 года мануфактуре, где в просторных цехах создавали, обжигали, а мастера собственноручно расписывали фарфор, исполняется 100 лет. Периодически заводское наследие экспонируется в выставочных проектах Национального музея украинского декоративного искусства, владеющего самой большой коллекцией произведений мануфактуры. Люди с удовольствием приходят в музей и приводят туда своих детей. Киевские сервизы — уникальны в своем исполнении, это настоящий художественный фарфор, произведения искусства.

Людмила Карпинская-Романюк: «Мир фарфора очень интересен»

В феврале 2019 года в помещении Музея истории Киева при поддержке Центрального государственного кинофотофоноархива Украины им. Г. С. Пшеничного состоялся выставочный проект «Жемчужины киевского фарфора», который посетили более 10 тысяч ценителей красоты. Здесь музей «Киевский фарфор» впервые продемонстрировал свою коллекцию фарфоровых предметов широкой публике в самом полном ретроспективном сборнике. Это были подлинники произведений плеяды замечательных мастеров — представителей разных поколений, сумевших применить свой талант в искусстве создания фарфора.

РЕКЛАМА
Л. Митяева. Чайная пора. КЭКХЗ. 1954. НМУДИ

Мастера создавали эксклюзивные изделия. Качество продукции, а именно — тонкость и белизна фарфора, отвечали мировым стандартам. Завод экспортировал продукцию в Великобританию, Испанию, Германию и другие страны.

РЕКЛАМА

— Какие сервизы, по вашему мнению, самые красивые?

— На белой поверхности элитарного материала создавала невероятные рисунки Вера Павленко. У матери научилась рисовать — делала рисунки на бумаге, расписывала стены дома. В 1936 году ее произведения были представлены на Первой украинской выставке народного искусства. Впоследствии стали украшением многих выставок народного искусства в Украине и за ее пределами: в Париже, Брюсселе, Кабуле, Лейпциге, Токио, Нью-Йорке. В своих творческих поисках мастерица не отступала от традиционного орнамента, но делала его более графическим и миниатюрным. Вера мастерски вводила в свои орнаментальные композиции с пышными цветами и ягодами изображения птицы, в частности петуха, а также женские фигуры в национальном наряде.

РЕКЛАМА
В росписи В. Павленко столовый сервиз. КЭКХЗ. 1960. НМУДИ

В росписи В. Павленко суповая ваза киевского завода. 1960. НМУДИ

Заслуженный мастер народного творчества Украины, лауреат премии им. Екатерины Билокур Галина (Анна) Павленко-Черниченко, сестра Веры Павленко, овладела технологией и спецификой росписи фарфора, что дало ей возможность украшать разнообразные формы петриковскими композициями в традиционной цветовой гамме. Композиционно это веточки с цветами разного размера и формы, бутоны, листочки, ягодки, птички. Кроме того, использовала полутона с растяжкой в цвете — фиолетовом и коричневом, что присуще именно ее манере росписи. Для массового производства на предприятии были украшены петриковской росписью разнообразные вазы, блюда, столовые, чайные, кофейные сервизы, подсвечники. Наибольшую ценность имеют высокохудожественные авторские произведения, которые выпускались в ограниченном количестве и являются украшением многих музеев и частных коллекций.

Г. Павленко-Черниченко. Чайная пора. 1967. НМУДИ

Г. Павленко-Черниченко. Чайная пара "Клевер". 1967. НМУДИ

Произведения Галины Павленко-Черниченко с петриковской росписью, внесенной в 2013 году в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, занимают важное место в сокровищнице декоративно-прикладного искусства Украины.

— Красота!

— Еще одна мастерица — Вера Клименко-Жукова, о которой хочу рассказать. Она виртуозно декорировала фарфор своими росписями. В разнообразии росписей ваз, сервизов, выполненных мастерами — петриковчанами, сразу узнаешь руку Веры Клименко-Жуковой. Ярко индивидуальный художественный язык мастерицы, неистощимая изобретательность, фантазия, искусное владение средствами позволяли ей создавать художественно совершенные композиции как на бумаге, так и на фарфоре.

Клименко-Жукова. Кофейник. 1947. НМУДИ

Используя традиционные орнаментальные мотивы, она значительно усложняла их, обогащая свои композиции как в цвете, так и в конфигурации, демонстрировала виртуозное владение традиционными техническими приемами: «гребенками», «зернышками», «орешками» и переходным мазком.

Ее произведения привлекают внимание изысканной, изящной графикой орнаментов и мастерски прорисованными деталями, выверенной композицией и чистотой звучания цвета в гармонично подобранной палитре красок.

Читайте также: «Яблони и яблоки всегда ассоциировались с вечной молодостью и достатком», — коллекционер фарфора Людмила Карпинская-Романюк

«Творческая лаборатория завода стала одной из лучших среди всех заводов Украины»

— В 50-х годах, с приходом на завод молодых талантливых скульпторов, среди выпускаемой продукции начала доминировать скульптура, ставшая на длительное время одним из основных направлений фарфорового производства, — продолжает рассказ Людмила Карпинская-Романюк. — Творческая лаборатория завода стала одной из лучших среди всех заводов Украины. С конца 1950-х и на протяжении 1960-х годов завод получает признание одного из передовых украинских производителей фарфора. Скульпторы и художники принимают участие в международных конкурсах и выставках. Продукция мануфактуры начинает продаваться по всему миру.

Л. Митяева, Г. Павленко-Черниченко. Чайно-кофейный сервиз «Цветы». КЭКХЗ. 1961. НМУДИ

— Очень красивы сервизы «Цветы» и «Мгновение»…

— Чайные сервизы в росписи Лидии Митяевой соответствуют характеру декоративного искусства 1960-х. Они отличаются простотой и изяществом форм и росписи. Сервиз для кофе «Мгновение» имеет тонкую прорисовку, рисунок с цветком, который является улыбкой растения, знак его глубинной сущности, вершина ежегодного цикла развития от зерна до плода, что даст новые семена. Не месседж ли это от автора декора Лидии Митяевой о быстротечности человеческой жизни? Может быть, он о том, что этот мир стоит того, чтобы притормозить на миг? Мгновение праздника яркого кофе — слабого, умеренного или крепкого — может длиться и пять, и тридцать минут, это время, которое принадлежит только вам.

М. Бернадский, Л. Митяева. Чайный сервиз «Мгновение». КЭКХЗ. 1961

В 1973 году было закончено строительство нового крупного завода, и предприятие переехало в пригород Киева, в город Вишневое. На заводе были построены газовые туннельные печи. Это позволило увеличить объемы производства в несколько раз и расширить ассортимент выпускаемой продукции. Это было время, когда завод заработал в полную мощность. В художественную лабораторию пришли молодые талантливые скульпторы и художники. Вместе с уже состоявшимися опытными мастерами они начали писать новую историю завода.

В росписи В. Клименко-Жуковой чайный сервиз. КЭКХЗ. 1960-е. НМУДИ

В 1993 году завод был приватизирован. После приватизации на базе «Киевского экспериментального керамико-художественного завода» было организовано открытое акционерное общество, получившее название «ДЕФФА». Название предприятия расшифровывалось как «Деколь Краска Фарфор» — три основных товара, которые выпускал завод.

2000-е годы стали решающими для завода. Многие факторы влияли на его работу. Утрата рынков сбыта, рост цен на энергоносители — все это привело к остановке его работы. И в 2006 году завод, к сожалению, перестал работать.

— Какой сервиз завода ваш любимый?

— Особенно мне нравится сервиз «Мгновение». Он очень нежный и изысканный.

Ранее в интервью «ФАКТАМ» коллекционер и исследовательница украинского фарфора, автор книг Людмила Карпинская-Романюк рассказала о фаянсовой посуде, поражающей изысканностью и красотой.

Фото из альбома Карпинской-Романюк

На фото в заголовке: Я. Козлова, Г. Павленко-Чередниченко. чайный сервиз «Вечерний». КЭКХЗ. 1972. НМУДИ

4860

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров