ПОИСК
Общество и люди

«Айзика Зусьмана называли на Волыни королем фарфоро-фаянсового дела», — коллекционер фарфора Людмила Карпинская-Романюк

21:00 7 января 2024
Л. Корнилова. Сервиз для кофе "Голубой ирис". Каменнородский фаянсовый завод

История украинского фарфора — одна из самых интересных страниц в отечественной культуре. Сегодня речь пойдет о Каменнобродском фаянсовом заводе, который выпускал удивительно красивые сервизы. Ранее «ФАКТЫ» публиковали рассказ коллекционера об украинской «щедривке в фарфоре и фаянсе».

В интервью «ФАКТАМ» коллекционер и исследовательница украинского фарфора, автор книг Людмила Карпинская-Романюк рассказала о фаянсовой посуде, которая поражает изысканностью и красотой.

«Возвращение завода к жизни после страшных испытаний было настоящим чудом»

- Первым человеком в фарфорово-фаянсовой династии в Каменном Броде был Зельман Зусьман, который основал здесь завод в 1874 году, а продолжил ее по окончании Венского университета его сын — Айзик-Фишель (Феликс) Зельманович Зусьман. Айзик Зусьман расширил на Каменнобродском фаянсовом заводе производство, пригласил специалистов из Германии. До 1892 году здесь около 200 работников выпускали фарфор с использованием саксонских деколей и красок. Продукция реализовывалась в Германию, Польшу, Австрию. Однако 6 августа 1892 года на заводе произошел сильный пожар. К счастью, производственное оборудование было спасено. Айзик дополнительно закупил зарубежное, что позволило не только повысить качество продукции, но и механизировать ручной труд. Завод снова отстраивали, но в долг, который хозяин выплачивал в течение 10 лет. Предприятие быстро набирало темпы роста объемов производства, выпуская вазы, тарелки, сервизы, малую пластику и другие изделия. Айзика Зусьмана называли на Волыни королем фарфоро-фаянсового дела. А в 1916 году, снова вспыхнул пожар. Только через десять лет после пожара завод реконструировали. Изделия этого периода сегодня встречаются нечасто. В основном, это вазы и тарелки, украшенные объемными цветами и расписанные вручную. Новым испытанием для завода стала Вторая мировая война. Во время боев были уничтожены машинное отделение и маховик машины.

Людмила Карпинская-Романюк: "Как отличить керамику от фаянса? Посмотрите изделие на свет. Фаянс абсолютно непрозрачный и всегда покрыт глазурью, а фарфор, как правило, полупрозрачный"

Возвращение завода к жизни после страшных испытаний было настоящим чудом. Запуск производства осуществила группа настоящих энтузиастов во главе с директором Иосифом Талько, который до войны был председателем Каменнобродского колхоза. Масштабное восстановление началась только в 1952 году с приездом новоназначенного директора Саввы Миндаширова. Преодолев сопротивление руководства отрасли, он сумел доказать целесообразность массового выпуска посуды в Каменном Броде: близко расположены сырьевые ресурсы, достаточно проточной воды, рядом — железная дорога. Были выделены средства для постройки цехов. Цеха оснастили новой техникой, установили механизированную сушку, полуавтоматы для формовки фаянсовых изделий. В 1967 году предприятие достигло объемов дореволюционного выпуска. Белоснежные тарелки, разнообразные сервизы, расписанные радужными узорами, с красочным дизайном, практичные в быту наборы посуды с маркой Каменнобродского фаянсового завода на протяжении десятилетий пользовались спросом и расходились по всей стране.

РЕКЛАМА

Читайте также: «Окунуться в атмосферу зимней сказки и ожидания чудес мне помогают воспоминания из детства», — мастер Мария Румилова

— Интересно.

РЕКЛАМА

— Настоящий расцвет местного фаянсового производства связан с приходом на должность главного художника завода Аси Микеевой в 1963 году. Творчество Микеевой в созвездии украинских мастеров занимает достойное место. Она по-особенному умела видеть красоту.

А. Микеева. Супница, тарелка и подсвечник от столового сервиза «Бенкетний». Каменнобродский фаянсовый завод. 1970.

РЕКЛАМА
А. Микеева. Чайник доливной и дощечка для сыра от комплекта для чая. Каменнобродский фаянсовый завод. 1970.

Это был человек, страстно влюбленный в поэзию жизни, в творческий труд, в душе которого был неисчерпаемый источник молодости, любви, человечности и добра.

Об Асе Сергеевне Микеевой (10 марта 1932 — 5 июля 2012) в Каменном Броде до сих пор рассказывают все, кто связан с заводом. Говорят о ее страстной влюбленности в фаянс, о ее неисчерпаемой фантазии, о том, как рождались разнообразные формы, об огромном количестве задумок. И каждый раз они становились все смелее.

— Что было для нее источником вдохновения?

— Это мог быть узор на рушниках или старинный кувшин, или редкий полесский женский костюм, или девушка, пришедшая к колодцу набирать воду. А случалось просто ее внимание привлекут бабочки над цветком. Одних только эскизов у нее набиралось огромное количество. А ей все казалось мало.

А. Микеева. Сервиз для кофе «Весна». Каменнобродский фаянсовый завод. 1970.

А. Микеева. Столовый сервиз. Каменнобродский фаянсовый завод. 1970 — е

«Легонько постучите по чашке или тарелке, даже при легких прикосновениях фарфор начинает звенеть, у фаянса звук глуше»

— Дизайн сервизов до сих пор не потерял актуальности. Не правда ли?

- В этом сезоне в моду вошла посуда в форме фруктов, овощей и листьев, а самым модным элементом природного декора стали грибы. Скандинавский стиль отличают близость к природе, продуманный минимализм и утонченная простота. Созвучен этому стилю столовый сервиз (на фото выше), выпускавшийся в маленьком городке еще в 1980 — те годы.

А вот ваза с крышкой, которая символизирует достаток в сельской хате — для сметаны, к ней шесть тарелочек для блинов.

А. Микеева. Набор для блинов. Каменнобродский фаянсовый завод. 1970-е.
.

— Как отличить фарфор от фаянса?

- Фаянс представляет собой плотный мелкопористый черепок белого цвета, покрытый глазурью. Для изготовления используют почти такие же компоненты, что и для фарфора, но в других пропорциях. Как отличить керамику от фаянса? Посмотрите изделие на свет. Фаянс абсолютно непрозрачен и всегда покрыт глазурью, а фарфор, как правило, полупрозрачный, соответственно, тонкостенные изделия могут частично просвечиваться. Легонько постучите по чашке или тарелке, даже при легких прикосновениях фарфор начинает звенеть, у фаянса звук более глухой.

Читайте также: «Пользуясь посудой с петушком, вы программируете себя на успех и богатство», — эксперт по фарфору Людмила Карпинская-Романюк

— В 1976 году Каменнобродский фаянсовый завод отметил свое столетие. Какова была его судьба в дальнейшем?

- «Сейчас, — рассказывала в 1986 году Ася Сергеевна журналисту областной газеты А. Янушевскому для фоторепортажа „Солнечные росписи“, — мне стало работать легче. Имею несколько помощниц. После окончания Миргородского керамического техникума к нам приехали выпускницы Любовь Горбань и Людмила Жила-Райковская. Девушки одаренные. За короткое время они создали до десятка образцов, которые уже выпускаются серийно».

Л. Райковская. Сервиз для кофе. Каменнобродский фаянсовый завод. 2000-е

После окончания вуза был направлен на Каменнобродский завод художник и скульптор Василий Грицак, который впоследствии стал главным художником мануфактуры. С детства Василий брал в руки кисть, глину и рисовал, лепил. Зов талантливых предков прошлых веков привел Василия Грицака в 1983 году на отделение художественной керамики Львовского государственного института декоративного-прикладного искусства, который он закончил в 1988 году. На заводе он внедрил в производство немало новых наборов, сервизов, ваз и тому подобное.

В. Грицак, Я. Баргилевич. Набор с тройными чайниками «На гостину». Каменнобродский фаянсовый завод. 1996.

Тогда никто не мог предположить, что приближаются сложные и тяжелые времена. К сожалению, Асе Сергеевне, как и другим фарфористам Украины, пришлось пережить упадок родного предприятия, подобная горькая участь постигла все фарфоро-фаянсовые заводы.

Последняя реконструкция на заводе была начата через год после ее ухода на пенсию. Когда художественную службу возглавила Людмила Райковская, стиль декорирования полностью изменился (1999 — 2009). Рядом работали Яна Баргилевич и Лиля Корнилова, с детства влюбленные в прекрасное. Чудесный мир фарфористки воплощали в своих изделиях, чтобы ожили они всеми цветами радуги, зацвели разноцветьем.

Читайте также: «Цветочная посуда создает в доме особенно уютную атмосферу», — эксперт по фарфору Людмила Карпинская-Романюк

Мастерицы пытались найти то неповторимое, свое, присущее их мировосприятию и ощущению. И талант, который им послала судьба, помогал в творческой работе. Волшебная посуда непременно привлекала покупателя и добавляла ему настроения. «Кто последний?» — такой вопрос всегда можно было услышать в немалой очереди за изделиями Каменнобродского фаянсового завода. И дело не только в тогдашнем тотальном дефиците столовой посуды. Покупателям импонировал художественный вкус, с которым изготовлены сервизы, наборы для кофе, салатницы, а также то, что ассортимент продукции на заводе ежегодно обновлялся. Ведь фаянсовая посуда выдержана в стиле загородного дома. Округлая, классическая их форма является классикой в мире фаянса. Абсолютной изюминкой стали красиво сочетающиеся цвета.

Я. Баргилевич. Тарелка, Каменнобродский завод. 2002

В. Орлик, Я. Баргилевич. Столовый набор «Айстра». Каменнобродский фаянсовый завод.

А. Микеева. Предметы столового сервиза «Ромашка». Каменнобродский фаянсовый завод. 1980

Ася Микеева до последнего верила в то, что ее родной завод оживет. Более 500 белоснежных оригинальных образцов посудных наборов, разнообразие сервизов, расписанных радужными узорами, декоративных блюд и других изделий, практичных в быту, тиражировавшихся большими и малыми сериями, расходились по всей стране, но… Весной 2009 года после нескольких перепродаж Каменнобродский фаянсовый завод остановился окончательно, его оборудование стало металлоломом. А через пару лет, когда весь лом вырезали и вывезли, превратился в руины, оставшиеся от былой славы мануфактуры, которая была известна во многих странах мира.

Ранее «ФАКТЫ» публиковали рассказ Людмилы Карпинской-Романюк об изысканных фарфоровых сервизах с зимними мотивами.

Фото в заголовке: Л. Корнилова. Сервиз для кофе «Голубой ирис». Каменнородский фаянсовый завод. 1998

Фото из альбома Людмилы Карпинской-Романюк

1432

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров