ПОИСК
Происшествия

«то, что я увидел, спустившись под воду, мало напоминало самолет. Больше всего это было похоже на вскрытую консервную банку»

0:00 27 января 2006
«то, что я увидел, спустившись под воду, мало напоминало самолет. Больше всего это было похоже на вскрытую консервную банку»
Евгения ЦИНКЛЕР «ФАКТЫ» (Харьков)
Спустя более трех недель после падения «Hawker HS-125» на окраине Харькова причины аварии остаются неизвестными

«К посадке готов», — это были последние слова, которые диспетчеры услышали от пилота. Через несколько минут легкий самолет бизнес-класса «Hawker HS-125» должен был приземлиться в аэропорту «Харьков». Однако связь с экипажем внезапно прервалась, а самолет исчез с экранов радаров. Его обнаружили на окраине Харькова, в Комсомольском озере. До аэропорта он не дотянул всего три километра. На борту были только два пилота и стюардесса. Все погибли.

Свидетелями аварии стали местные жители и рыбаки, решившие в праздничное утро посидеть на берегу с удочкой. По словам очевидцев, самолет летел с сильным шумом, низко наклонив одно крыло. За несколько секунд до аварии он начал сливать топливо (это обязательная процедура, выполняющаяся перед аварийной посадкой, — чтобы снизить вероятность взрыва), потом резко пошел на снижение, зацепился выпущенными шасси за забор возле частного дома, плашмя ударился о землю, вспыхнул и, уже разваливаясь на части, ушел под лед водоема. Не успели невольные свидетели авиакатастрофы опомниться, как на берег прибыла первая машина спасателей. Место происшествия выглядело жутко: обуглившиеся ветви деревьев, разбросанные по берегу обломки. Над озером виднелась только часть хвоста самолета. В прибрежных камышах нашли изувеченные тела мужчины и женщины, видимо, выброшенные во время удара самолета о землю…

Опытные водолазы признали, что операция на Комсомольском озере была самой сложной в их практике

Как сообщили в Восточном региональном координационном центре авиационных работ по поиску и спасению МЧС Украины, разбившийся самолет выполнял рейс «Шереметьево-Харьков». Здесь он должен был взять группу туристов и отвезти их во Францию. Кстати, по словам харьковского предпринимателя Юрия Сапронова, заказывавшего этот рейс для своих родных и друзей, одним из пассажиров «Hawker HS-125» мог стать сын харьковского мэра Алексей Шумилкин. Самолет принадлежал (или был арендован) московской авиакомпании «АВКОМ». Соответственно, и экипаж состоял из москвичей.

По сведениям отправляющей стороны, в момент аварии на борту должен был находиться только экипаж: командир Максим Дубовка, второй пилот Сергей Шклянников и бортпроводница Юлия Еремеева (каждому из них было около

РЕКЛАМА

30 лет). Погибшие второй пилот и стюардесса после катастрофы оказались на берегу озера.

А тело командира, по мнению зкспертов, прибывших на место происшествия, находилось на дне.

РЕКЛАМА

Поскольку спасать после аварии было уже некого, работы по извлечению из водоема тела пилота и обломков самолета было решено отложить на следующий день, когда приедут киевские специалисты и представители московской авиакомпании. Надо сказать, что операция, которая велась на Комсомольском озере 3 и 4 января, проходила в атмосфере строгой секретности, под защитой милицейского оцепления. Журналистов категорически не пускали на место происшествия и не давали никаких комментариев. Только сейчас стали известны некоторые подробности происходившего.

Наиболее ответственную часть операции выполнила команда харьковских водолазов. За два дня они провели подо льдом в общей сложности 16 часов. Им предстояло вначале сделать видеосъемку утонувшего самолета, потом найти тело погибшего пилота, а затем поднять со дна все обломки. Несмотря на то что к работам были привлечены опытнейшие специалисты (у каждого из них за плечами не меньше пятнадцати лет стажа и четырех тысяч часов подводных работ), водолазы признают: это была одна из самых сложных операций в их практике.

РЕКЛАМА

- Приходилось работать подо льдом, при отсутствии видимости, сильно захламленном грунте с большими отложениями ила, высокой (до полутора метров) густой растительности и температуре воды всего плюс 2 градуса, — рассказывает профессиональный водолаз и преподаватель оперативно-тактической кафедры Академии гражданской защиты Валерий Бондарь.  — В таких экстремальных условиях требовалось найти необходимые объекты, исследовать и аккуратно застропить, чтобы подъемный кран мог без помех вытащить их на берег. Да при этом еще нельзя было забывать о собственной безопасности, ведь острые обломки самолета и многочисленные торчащие провода запросто могли серьезно повредить систему жизнеобеспечения. Подводная разведка заняла около полутора часов. Разбросанные по дну части самолета мы снимали специальным герметизированным видеомонитором, соединенным кабелем с телевизором и видеомагнитофоном на земле. Таким образом, авиационные специалисты, находившиеся на берегу озера, могли наблюдать то же, что и передвигавшийся по дну водолаз.

- То, что я увидел, спустившись под воду, мало напоминало самолет. Больше это походило на вскрытую консервную банку: относительно целый низ и начисто снесенный верх, — продолжает Валерий Бондарь.  — Узнавалась разве что хвостовая часть, остальное представляло собой груду обломков, соединенных обрывками коммуникаций. Понятно, что выжить в такой аварии было просто невозможно. На поиски тела командира экипажа много времени не ушло — пилот лежал на дне рядом с фрагментами самолета. После того как погибшего вынесли на берег, приступили к извлечению обломков машины.

Вскоре был найден главный предмет, способный пролить свет на причины аварии, — «черный ящик» (который на самом деле оранжевого цвета). А вот с поиском некоторых частей самолета пришлось помучиться. Например, долго не могли найти левое крыло. Потом выяснилось, что от него попросту ничего не осталось.

На второй день водолазам предстояла особенно кропотливая работа — прочесывание подводной территории в поисках небольших деталей на участке размером примерно 100 на 30 метров. Для того чтобы увезти с места происшествия все собранные обломки самолета, потребовалось три КамАЗа. Сейчас эксперты изучают эти фрагменты для определения причины аварии.

«Пилот — настоящий герой. Он сделал все возможное, чтобы машина не упала на жилые дома»

Как сообщили в пресс-службе прокуратуры Харьковской области, уголовное дело по факту катастрофы самолета было возбуждено в день аварии — статья 276 Уголовного кодекса «нарушение правил безопасности движения или эксплуатации воздушного транспорта». Но сколько времени потребуется для того, чтобы установить причину падения самолета, сейчас никто не берется даже предположить. По словам областного прокурора Василия Синчука, рассматривается несколько основных версий, в числе которых возможная ошибка диспетчеров «Украероруха», что вели самолет на посадку.

Правда, специалисты координационного центра авиационных работ по поиску и спасению относятся к такой версии скептично. По их мнению, о вине диспетчера можно было бы говорить, если бы самолет шел на посадку в условиях плохой видимости, вынужден был маневрировать по командам или же, например, диспетчер не отреагировал бы на сообщение о внештатной ситуации на борту. В данном же случае тревожных сигналов не поступало, видимость была хорошая — до десяти километров, и пилот уже отрапортовал о том, что видит полосу и идет на посадку. Сомнения у специалистов вызывает и так называемый человеческий фактор: опытность и профессионализм экипажа не вызывают сомнений, о внезапном сердечном приступе, настигшем пилота за штурвалом, тоже говорить не приходится. Скорее всего, катастрофа произошла из-за технических неполадок. Но, как рассказал один из оперативных работников координационного центра, установить истину будет очень непросто. Причина — в несовершенстве «черного ящика».

- Средства объективного контроля на данном самолете были «первобытные», — сказал он.  — Поэтому, насколько я понял, никакой существенной информации расшифровка самописца не дала. Знаю по личному опыту: если «черный ящик» сохранился и с него списаны параметры, то установить причину происшествия можно буквально за несколько часов. Здесь же до сих пор ничего не известно. Боюсь, что настоящую причину аварии экипаж унес с собой.

Официальные лица от комментариев пока воздерживаются. Специалисты же считают, что в сложившейся ситуации пилот вел себя правильно.

- Мы еще в первый день, осмотрев местность, сказали: «Пилот — настоящий герой», — говорит Валерий Бондарь.  — Ведь упади самолет на дома, которыми окружено озеро, и жертв могло быть намного больше. Он же не только увел машину от жилой зоны, но и попытался посадить самолет на лед, сделал все, чтобы дать шанс своим товарищам (ведь в гражданских самолетах нет возможности катапультирования). Судя по тому, где находились тела второго пилота и стюардессы, их выбросило из одной части самолета. Скорее всего, командир экипажа, производя аварийную посадку, отправил ребят в хвостовой отсек, который считается наиболее безопасным при катастрофе…

Последнее, что услышал отец летчика, был возглас: «Мы падаем!»

По словам сотрудников Центра пропаганды ГУ МЧС в Харьковской области, выезжавшим сразу после аварии к Комсомольскому озеру, на месте происшествия был отец второго пилота Сергея Шклянникова. Растерянный от внезапно свалившегося на него горя мужчина рассказал, что Сергей — бывший харьковчанин и всегда, оказываясь здесь, он старался встретиться в аэропорту с родственниками. Так было и на этот раз: сын позвонил с мобильного телефона и сообщил, что скоро будет, уже пошли на снижение. Потом в трубке что-то зашумело, и последнее, что услышал отец, был возглас: «Мы падаем!» Прибыв на место аварии, мужчина не сразу смог опознать в найденном на берегу изуродованном теле своего сына. Говорит, что поверил, только когда увидел на погибшем знакомый шнурок от мобильного телефона…

Членов экипажа самолета «Hawker HS-125» похоронили в Москве. Но близкие и знакомые погибших никак не могут поверить в происшедшее. По их словам, это был очень опытный экипаж. Говорят, за несколько дней до рейса в Харьков у самолета при посадке в Риге лопнуло колесо. Сейчас в этом можно разглядеть некое предзнаменование, предупреждение о куда более серьезной опасности…

- В этом самолете погибла моя лучшая подруга, — рассказывает коллега Юлии Еремеевой бортпроводница Наталья.  — Девочка была уникальная, отправилась в рейс нездоровой. Судьба… Очень больно всем, никто не верит. Я летала семь лет, ушла, Бог отвел, а Юлю устроила в «АВКОМ». Эта компания перевозит VIP-пассажиров, работать там очень престижно. Рейс, наверное, был незапланированный, но так часто случается: едешь после работы домой, звонят — разворачиваешься и мчишься обратно. Экипаж был классный, мне кажется, Юлька поэтому и полетела… Обычно катастрофу стараются списать на экипаж. Людей, мол, все равно уже нет (думаю, и в России, и в Украине так). А что произошло, мы не узнаем никогда, это уж точно… У меня в мобилке до сих пор висит ее SMS с поздравлением. Рука не поднимается стереть. Она со всеми попрощалась…

P. S. Автор выражает благодарность ректору Академии гражданской защиты Украины Владимиру Садковому за содействие в подготовке материала.

1554

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров