«Девушки вплетали этот цветок в венок, чтобы найти любовь», — коллекционер фарфора Людмила Карпинская-Романюк
Всемирно известный художник Анри Матисс писал: «Нужно уметь видеть красоту во всем: в небе, деревьях, цветах, которые цветут повсюду для всех, кто хочет их видеть». А Клод Моне говорил, что, возможно, благодаря цветам, стал художником. А мастера расписывали фарфор мальвами и пионами, превращая обычную посуду в настоящие шедевры
Лето дарит нам красочный рай на земле. А фарфористы, которые создали уникальные цветочные дизайны, его увековечили.
Сегодня речь пойдет о бархатцах в декоре украинской посуды. В интервью «ФАКТАМ» коллекционер фарфора и исследовательница его истории, автор книг Людмила Карпинская-Романюк рассказала о лучших работах отечественных художников на эту тему.
«Бархатцы ассоциируются с родным домом»
- Любимые цветы многих украинских художников — бархатцы, — рассказывает Людмила Карпинская-Романюк. — Девушки вплетали их в венок, чтобы найти любовь. А еще они ассоциируются с родным домом, ведь издавна росли во дворах возле домов. Не случайно этим цветам посвящена известная песня «Чорнобривці насіяла мати» на слова поэта Николая Сингаевского и музыку композитора Владимира Верменича. Ее исполняли Дмитрий Гнатюк, Константин Огневой и другие известные украинские певцы. Мне эта песня напоминает подростковый период, когда мы с девушками исполняли ее со сцены летнего кинотеатра в парке.
- Приятное воспоминание! Мне же посчастливилось общаться с Николаем Сингаевским еще в начале творческого пути. Песня «Чорнобривці» принесла ему славу, когда он был совсем молодым — в 23 года. Когда Николай Федорович ездил в заграничные командировки, всегда очень радовался, когда видел на клумбах бархатцы, ведь растут они во многих странах мира.
«Главный художник Коростенского фарфорового завода Валентина Трегубова создала для фарфористов лучшие в отрасли условия работы»
- Эти цветы стали источником вдохновения и для коростенской художницы Натальи Галушко-Аксененко.
Окончив отделение художественной керамики Миргородского керамического техникума с «красным» дипломом, Наталья Галушко поехала в 1979 году работать в Коростень. Коростенский фарфоровый завод стал для Натальи Галушко-Аксененко местом начала трудовой биографии и творческой лабораторией продолжения поисков собственного «я». На тот период эта украинская мануфактура была флагманом производства украинского фарфора, входила в десятку лучших фарфоровых заводов Европы. В конце 1970-х годов закончилась реконструкция предприятия. Новые изделия и цеха были переоснащены современным оборудованием. Здесь работало более трех тысяч работников. Выпускались сервизы неповторимой красоты — столовые, чайные, кофейные, а также необычные вазы, декоративная скульптура. Каждое изделие — вдохновение художника, его чувства, талант, опыт, частица жизни. Лучшие образцы профессионализма и тонкого художественного вкуса с успехом экспонировались на выставках во Франции, Японии, Англии, Италии, Италии, Румынии и других странах, а закупленные Художественным фондом Украины пополняли коллекции ведущих музеев. Художественная лаборатория Коростенского фарфорового завода была одной из крупнейших в Союзе.
Здесь как будто витал невидимый творческий дух всемирно известной народной художницы Марфы Тимченко, которая в 1941 году начинала свою трудовую биографию на Коростенском фарфоровом заводе — и именно благодаря встрече с фарфором, считается, наиболее полно раскрылись ее способности. Главному художнику завода Валентине Трегубовой удалось создать для подопечных лучшие в отрасли условия работы, поднявшие статус профессии художника на достойную высоту. Это отдельные мастерские для каждого, возможность работать в них в неурочное время, дополнительный ежегодный оплачиваемый месячный творческий отпуск (в дополнение к профсоюзному), еженедельный творческий день, широкая палитра красок для декорирования, и интересные командировки для сбора материала.
— Все это много значит для творческих людей.
- Да. Идут годы, уже нет завода и самой Валентины Трегубовой, а светлая память о ней живет. Работая рядом с лучшими художниками мануфактуры Валентиной и Николаем Трегубовыми, Константином Олейником, Аллой Хитько, Раисой Дмитрук, Ниной Пилипчук, Галиной Демчук, Александром Шевченко, Николаем Пилипчуком, фантазия и мастерство которых превращала обычную чашку, чайник или тарелку в настоящее чудо, молодой специалист Наталья Галушко-Аксененко сумела отыскать собственный стиль. Она развивала и совершенствовала традиции киевской, петриковской и житомирской школ цветочной росписи. Ее коростенские работы — это богатство красок, отточенная техника и безупречный художественный вкус.
«Работы художницы Ирины Чиж я случайно увидела в витрине экспозиции санатория»
- Сочетание росписи и формы характерно для всего творчества Галушко-Аксененко, — продолжает Людмила Карпинская-Романюк. — Приобретенными за границей разноцветными люстрами и красками она украшала кофейные и чайные сервизы. Золотые или платиновые листочки, вензеля усиливали красоту декольного рисунка на качественной белизне фарфорового изделия. Широкая палитра включала синий, розовый, коричневый и зеленый люстры (особая глазурь с перламутровым отблеском) и отличала коростенские изделия от продукции других отечественных фарфоровых заводов. Двадцать семь лет жизни лет отдано Натальей Галушко-Аксененко созданию ассортимента фарфоровых изделий на Коростенском фарфоровом заводе, из них более двадцати работала художником, с 2000 до 2006 года — главным художником. С первого года работы на предприятии Наталья Галушко-Аксененко принимала участие в ведущих выставках прикладного искусства в мире — в Португалии, Китае и других странах. Ее творческие работы хранятся в Сумском краеведческом музее, Ильичевском художественном музее, а также частных коллекциях в Украине, Америке и Израиле.
— Красота!
- Фантастически красивый и сервиз, который так и называется «Фантастика», созданный художниками Коростенского фарфорового завода Константином Олейником и Раисой Дмитрук. Бархатцы искусно изображены в нем на тарелке и блюдечках.
— Есть ли бархатцы в декоре посуды, которую современные художники создают сегодня?
— Очень хорошая работа Ирины Чиж, созданная по мотивам песни «Чорнобривці насіяла мати». Она живет в живописном уголке украинской заповедной земли — расположенном на берегу реки Збруч городке Сатанов Хмельницкой области, — и работает в школе искусств, ведет обучение в классе изобразительного искусства. Ее работы я случайно увидела в витрине экспозиции санатория. Теперь они есть в моей коллекции.
Кстати, приглашаем читателей «ФАКТОВ», которые являются ценителями красоты фарфора, в первый в Украине Музей фарфоровых фигур ShvetsMuseum. В коллекции музея вы сможете увидеть лучшие образцы мировых фарфоровых мануфактур — в частности, и изысканные вазы. Невероятное фарфоровое путешествие подарит вам немало положительных эмоций и запомнится на всю жизнь!
Ранее «ФАКТЫ» публиковали интервью с коллекционером фарфора Людмилой Карпинской-Романюк, которая считает, что даря посуду с розами, следует знать о символике цветка каждого цвета.
Фото из альбома Людмилы Карпинской-Романюк
На фото в заголовке К. Олейник, Н. Галушко-Аксененко. Сервиз для кофе. Коростенский ФЗ. 1998
1587Читайте нас в Facebook