«В Париже в бывшем доме Алена Делона мы показали свою коллекцию одежды»: боевой медик с подругами наладили выпуск женской военной формы
«В военной форме главное не дизайн, а обеспечение комфорта в некомфортных условиях»
— Еще до АТО я увлеклась созданием стильной одежды, в том числе сценических костюмов, потому что профессионально занималась танцами, — рассказала «ФАКТАМ» Юлия Сидорова («Куба»). — Когда в 2014-м путинский режим развязал гибридную войну против Украины, я стала военным медиком. После возвращения с войны в 2019 году взялась воплощать свою давнюю мечту — работать в сфере моды: училась, закупила часть оборудования для швейного цеха, накануне полномасштабного вторжения показала несколько своих работ на Ukrainian Fashion Week (Украинской неделе моды), которая состоялась в начале февраля 2022-го. Задумала создать собственный бренд, ведь мне нравится придумывать стильные вещи, образы, шить. Но большая война заставила сместить акценты — шить то, что нужно для фронта.
Сейчас основной упор мы делаем на пошиве женской военной формы, которую предоставляем защитницам бесплатно. Хотя я снова на фронте, вместе с коллегами спасаю раненых, но все же стараюсь находить время и для создания изысканной одежды, мерчей (вещей с символикой).
— Я правильно понимаю, что швейный цех вы создали до большой войны?
— На самом деле было иначе. До полномасштабной войны я приобрела швейные машины, разместила их в квартире, кое-что шила. Но цеха еще тогда не существовало. Он был создан уже во время большой войны.
— Для того, чтобы закупить первое швейное оборудование, брали кредит?
— Я откладывала на это деньги. Плюс в определенной степени помог мужчина, с которым я тогда была в отношениях. Но на момент начала полномасштабного вторжения оборудования было недостаточно для швейного цеха, поэтому мы обратились в Украинский ветеранский фонд и выиграли грант — один миллион гривен. За эти деньги как надо оснастили цех.
— Как вы определили, какие машины нужны для этого? Вас кто-то консультировал?
— Такой необходимости не было, ведь я уже знала, что нужно для производства. К тому же Станислав Битус, у которого я училась дизайну одежды, стал моим партнером по этому проекту. С нами также работает известный конструктор одежды Анна Суворкина. Эти люди профи высокого уровня. Мы совместно решали, что и в каком количестве больше всего нужно именно для нашего производства. Кстати, сейчас ассортимент разнообразного швейного оборудования очень большой, скажем, можно приобрести машину с компьютерным управлением, которая сделает вышивку по любому рисунку.
— Если женскую военную форму передаете защитницам бесплатно, то из каких источников финансируете ее пошив, закупку материалов?
— Из пожертвований предприятий, меценатов, деятелей искусств, рядовых граждан. Один комплект женской формы сейчас стоит шесть тысяч гривен.
— Женская форма для украинской армии была разработана в вашем коллективе?
— Да, ведь идея создать военную одежду именно для женщин возникла у нас — среди девушек движения «Veteranka».
Еще до полномасштабного вторжения мы поднимали вопрос обеспечения женщин-военнослужащих наравне с мужчинами. Когда началась большая война, сформировалась наша команда, и мы решили, что сами сконструируем женскую военную форму. Одну из ключевых работ — созданием лекал для этой формы — выполнила именно Анна Суворкина, о которой я уже вам говорила.
— В чем специфика женской военной формы?
— Нужно понимать, что в военной форме главное не дизайн, а обеспечение комфорта в некомфортных условиях. Это первое. Второе — женщины имеют определенные анатомические особенности, отличные от мужских — ширина плеч, бедер и тому подобное. Этим определяется потребность именно в женской форме для женщин.
Если женщина надевает, скажем, мужские военные штаны, то они будут коротковаты на нее — ноги будут торчать сантиметров пять между берцами и штанинами. А если надеть мужские штаны с вшитыми в них наколенниками, то они (наколенники) сползут над коленями. Если говорить о мужском кителе, то он будет давить женщине в плечах — из-за наличия у нее груди. То есть какой предмет мужской военной формы ни возьмешь, для женщины в нем будет максимально неудобно.
— Военным-мужчинам форму выдает государство. Почему обеспечением защитниц женской формой должен заниматься ваш цех на волонтерских началах без государственного финансирования?
— Потому что пока не развернуто ее массовое производство. Напомню, Министерство обороны Украины уже утвердило образцы женской формы и объявило тендер на пошив 50 тысяч комплектов. Но, по нашим сведениям, пока от государства женскую форму получило очень мало военнослужащих (кстати, мне также до сих пор централизованно женскую форму не выдали). Наш цех в пределах своих возможностей частично восполняет этот пробел.
— Цеху удается выйти на самоокупаемость путем пошива продукции на продажу?
- Нет. Преимущественно он работает благодаря спонсорским средствам. Ведь, повторю, мы шьем женскую форму и передаем ее в армию бесплатно. Пока Министерство обороны не может обеспечить женщин, будем ему помогать в этом.
Важно понимать, что мы не упрекаем этим Минобороны, ведь понимаем: идет большая война, поэтому есть множество других вопросов, кроме женской военной формы, которые надо решать.
Кстати, когда в 2022 году украинской армии сильно не хватало амуниции, шлемов, бронежилетов, наше движение «Veteranka» делало максимум возможного, чтобы обеспечить этим военных. Сейчас эта проблема в прошлом — государство выдает бойцам качественные бронежилеты, шлемы. Со временем, когда Минобороны сможет само закрывать потребность в женской военной форме, мы займемся тем, чего на то время не будет хватать армии.
— И все же ваш цех шьет товары на продажу?
— Да, мерчи. Денег, которые зарабатываем, хватает только на расходы, связанные с работой цеха и для насущных потребностей движения «Veteranka» (речь идет об оплате аренды помещений, коммунальные услуги
Бывает еще такое: подразделения, например, волонтерский медицинский батальон «Госпитальеры», заказывают и оплачивают для своего личного состава комплекты женской формы.
— Какая процедура подачи в ваш цех заявок на бесплатное получение женской формы?
— Надо зайти на наш сайт и заполнить бланк, указать там свои данные, в частности анатомические параметры. Затем мы отсылаем комплект по почте.
— Успеваете выполнить запросы на женскую форму?
— К сожалению, существует довольно большая очередь. Некоторые женщины даже жалуются, что приходится долго ждать. Оперативность выполнения запросов зависит не только от возможностей нашего цеха, но и от финансирования. Поэтому людей, которые прочитают это интервью, призываю помочь нам.
— Вы на фронте. Кто сейчас возглавляет цех?
— Ветеран Екатерина Приймак. Мы с ней познакомились на войне еще в 2014 году в «Госпитальерах».
«Когда Станислав пришел за разрешением на поездку в Париж, его мобилизовали»
— Вернемся к теме высокой моды. За период полномасштабной войны вам удалось создать новую коллекцию?
— Да. В прошлом году мы со Станиславом Битусом основали собственный бренд, назвали его Cubitus Dei. Почему именно такое название? Мой позывной «Куба», фамилия Станислава Битус. Получается Cubitus. С латыни название бренда переводится как «локоть бога». Это был первый шаг. Второй — создание коллекции нашей совместной одежды Fire of Liberty («Огонь свободы»), которая в прошлом году была представлена в Париже в Украинском культурно центре. Он размещается в бывшем доме звезды кино XX века любимца женщин Алена Делона. Показ коллекции состоялся в зале, в котором находилась его спальня.
Где-то половину эскизов вещей из этой коллекции нарисовала я, находясь на фронте, другую половину — Станислав Битус (тогда он еще был гражданским). Наш с ним вклад в создание образов примерно равный: 50 на 50. Поскольку коллекция формировалась без моего непосредственного присутствия, то я с фронта отправляла свои эскизы Станиславу.
В тематике этой коллекции есть элементы, связанные со старинной украинской одеждой. Но есть и символизм, навеянный нынешней войной — огонь, цветки хлопка («бавовни»). Несмотря на то, что в коллекции присутствуют мотивы исторического украинского костюма, в целом вещи выглядят как одежда из будущего. То есть в некоторой степени это футуристическая коллекция.
— Вам удалось поехать на показ коллекции в Париж?
— Да. Но это была не командировка — мне дали отпуск. Со Станиславом вышло иначе: если в начале полномасштабного вторжения его не хотели брать в армию, то когда в 2023 пришел за разрешением на поездку в Париж, его мобилизовали. Кстати, если бы показ состоялся сейчас, то Стаса выпустили бы за границу, поскольку он уже военнослужащий.
— Кто выступил моделями?
— Профессиональные украинские модели, которые в то время находились в Париже. Нам даже пришлось провести между ними конкурс. Но модель с параметрами «плюс сайз» найти не смогли, поэтому мне пришлось тоже выйти на подиум. Было видно, что гостям коллекция понравилась. Так что я была очень довольна.
Однако мы не стали пиарить коллекцию в соцсетях и не выставили ее на продажу. Причин несколько. Одна из самых существенных — как раз тогда на фронте погиб мой жених. Из-за утраты я находилась в таком психологическом состоянии, что заниматься этими делами мне не хотелось.
Что сейчас? Сейчас, как я уже сказала, Станислав Битус служит в армии, поэтому создание дизайнерской одежды для нас стало еще сложнее. Но планируем создать еще не одну совместную коллекцию. Событием, которое подтолкнет к этому, может стать запланированная вскоре премьера документального фильма «Куба и Аляска» обо мне и моей напарнице по экипажу на фронте. К сожалению, «Аляска» сейчас не воюет — лечится после ранения. Кстати, в фильме зрители увидят эпизоды показа коллекции Fire of Liberty в Париже.
— Еще спрошу о швейном цехе. На работу в него принимаете женщин-ветеранов и жен военных?
— Мы всячески помогаем ветеранам интегрироваться в мирную жизнь: предлагаем различные учебные курсы, рабочие места, в частности в нашем цехе. Помогаем с обучением и трудоустройством женам военных.
Замечу, что костяк нашей команды собрался в самые тревожные первые дни полномасштабной войны, когда враг был на подступах к Киеву. Скажем, Станислава Битуса тогда не взяли не только в ВСУ, но даже в ТРО. Поэтому он пришел к нам и стал помогать. А сейчас он служит.
Добавим, что, несмотря на войну, в столицу возвращается громкое событие из мира моды. В начале сентября впервые после начала полномасштабного российского вторжения состоится Ukrainian Fashion Week.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали истории героинь фотовыставки «Бесконечная надежда», посвященной женщинам, чьи мужья, дети, родители пропали без вести на войне с российскими оккупантами.
Читайте также: Художница, сотрудничающая с Facebook, создала серии работ для выставки Статкома Генерального штаба ВСУ
Фото из открытых источников
1565Читайте нас в Facebook