«Мой муж попал в плен, а отец пропал без вести»: путинский режим жестоко манипулирует чувствами родственников узников
— Преданность и упорная борьба этих женщин за то, чтобы узнать, что произошло с их родными, вдохновляет, — сказала на открытии выставки ее автор фотохудожница Наталья Нестеркина. — Основную часть экспозиции составляют фотопортреты этих женщин. Также здесь представлена серия фоторабот, снятых на деоккупированных территориях (они были отмечены на международных конкурсах в номинации фотожурналистика).
«Побратим Романа решился сказать правду, и она не совпадает с тем, что говорят в воинской части»
Идею создать фотовыставку «Бесконечная надежда» предложила Татьяна Тенетка, чей жених Роман пропал без вести на Бахмутском направлении в июне 2022 года.
— В 2020 году Роман окончил Национальную академию Сухопутных войск, — рассказала «ФАКТАМ» Татьяна Тенетка. — Его направили в 30-ю отдельную механизированную бригаду имени князя Константина Острожского. На момент начала полномасштабного вторжения мой жених со своим подразделением находился в Донецкой области. Где-то за неделю до памятного 24 февраля я спрашивала Романа о том, решится ли российский диктатор открыто напасть на Украину? Роман берег меня, поэтому ответил, что ничего такого не произойдет, все будет хорошо.
Ночью 24 февраля по Яворовскому полигону ударили ракетами. Я тогда в первую очередь позвонила Роману: «Ты же говорил, что ничего плохого не будет!» «Понимаешь, это военная тайна. Я не мог никому об этом говорить — даже родным», — ответил он.
— Перед тем, как Роман пропал без вести, у вас было предчувствие, что такое может произойти?
— Да. Это было 7 июня 2022 года. На работе с самого утра чувствовала сильную тревогу, не находила себе места, потому что не могла дозвониться до Ромы. Хотя коллеги и успокаивали меня, мол, там нет связи или он ушел на задание. На следующий день я так переживала, что меня аж трясло. А 9 июня позвонил отец Романа, сообщил, что мой жених считается без вести пропавшим.
— Побратимы, которые были рядом с Романом, рассказали, при каких обстоятельствах это произошло?
— Рядом с ним никого не было, потому что на задание он пошел один. Он должен был выйти на трассу, забрать там «трехсотого» (раненого) и помочь ему эвакуироваться. Но вышло так, что неизвестно, где делся «трехсотый», и исчез Роман, который должен был его встретить.
Здесь надо знать о важном нюансе: в воинской части заявляют, что бойцы выходили группой. Но через полтора года после этих событий позвонил побратим моего жениха, признался, что раньше не мог решиться сказать мне правду: Рома пошел на задачу эвакуировать «трехсотого» сам. Понимаете — сам, а в его воинской части утверждают, что на выполнение задачи пошла группа.
Читайте также: Состояние — на грани жизни и смерти: родственники предложили, как спасти 1300 пленных морпехов из 36-й бригады, защищавших Мариуполь
— Роман вам снится?
— В этом году почему-то ни разу. А в 2022-м и 2023-м снился часто: что мы где-то едем, он мне рассказывает о плене. Дело в том, что 25 июня 2022 удалось найти видео, на котором снято, как «вагнеровцы» его и еще нескольких наших пленных сажают в автомобиль «ГАЗ». Видео было подписано: «Пакуют укропов в Луганской области». До того дня, как удалось найти этот ролик, я не жила, а существовала: из дома не выходила, просто сидела в комнате и искала в соцсетях информацию о любимом.
— И вы нашли это видео?
— Не совсем так — на него наткнулись друзья и сбросили мне. У меня появилась надежда на возвращение любимого.
— После этого были другие известия о нем? Возможно, от Международного комитета Красного Креста или от освободившихся из плена ребят?
— К сожалению, больше ни одного известия не было. Что до видео, то по нему украинская сторона признала — Роман попал в плен. А от Красного Креста у нас нет никакой информации. Хотя его сотрудники сообщили нам, что обращались в россию за подтверждением того, что Роман в плену. Известно, что россия часто игнорирует такие запросы.
«Мы запланировали свадьбу на девятое октября 2022-го»
— Как вы познакомились с Романом?
— В Национальной академии Сухопутных войск есть футбольная команда. Роман играл в ней, когда был курсантом. Команда приезжала играть к нам в село. Я говорила о Романе своим подругам: «Какой красивый голубоглазый блондин! Когда-нибудь будет моим». Так и вышло. Друзья Романа дали мне его телефон. Однажды я прогуливалась возле «сухопутки» и написала ему: «Выходи, пойдем на кофе, погуляем». Так начались наши отношения.
После того как он окончил академию, мы жили так: он то в воинской части, то на курсах (потому что очень хотел попасть в ССО, а там нужно пройти специальную подготовку). Затем его направили в район Донецка. На Новый 2022 год он приехал во Львов и тогда сделал мне предложение. Мы запланировали свадьбу на девятое октября 2022 года.
— Как возникла идея организовать эту выставку?
— Я как хореограф ездила на один из детских танцевальных конкурсов и увидела там выставку, которая, правда, не была связана с войной. Но она подсказала мне мысль: было бы уместно организовать выставку о нас, женщинах, ожидающих своих любимых, пропавших без вести или находящихся в плену, чтобы больше людей здесь, в тылу, об этом знали. Ведь актуализация этой темы будет способствовать выяснению судьбы и местонахождения ребят.
В соцсетях есть группа, созданная нами, женщинами, родные и любимые которых воевали в составе 30-й бригады и пропали без вести. Я написала пост с идеей выставки. Все поддержали. Профессиональный фотограф Наталья Нестеркина прекрасно воплотила этот замысел. К тому же каждая из нас записала на камеру интервью-монолог о своем муже, любимом, брате, отце. Получилось масштабнее, чем я представляла.
— Сколько бойцов 30-й бригады пропали без вести?
— Более 300. Ведь 30 бригада воюет на одном из самых горячих направлений — Бахмутском.
«Мой отец как энергетик имел бронь, но добился, чтобы его взяли в армию»
У другой женщины, фотопортрет которой представлен на выставке, Натальи Кавун, муж попал в плен, а отец пропал без вести.
— Я знаю, что мой муж в плену: в интернете мы нашли фото и видео, на которых он снят, — сказала на открытии выставки Наталья Кавун. — Кроме того, пока один единственный раз муж смог позвонить: «Я жив, в плену. Скажи матери. Люблю». После этого на связь он не выходил, писем от него не было. Однако от ребят, которых удалось освободить во время двух крайних обменов, узнала, где содержат моего мужа. Его имя есть в списках пленных, которые российская сторона обнародует с комментариями, что готова обменять, но Украина вроде бы не хочет. Так россия пытается посеять раздор внутри нашей страны, манипулируя чувствами родных пленных.
А вот о моем пропавшем без вести отце никаких сведений, к сожалению, пока нет. Он по специальности энергетик, имел бронь. Однако решил защищать Украину с оружием в руках, но его не хотели брать в армию. Он ходил к своему руководству, добиваясь, чтобы отпустили. Дома мама пыталась его отговорить. Мой муж твердил ему: «Вам не стоит туда идти — вы не выдержите». Ведь у папы проблемы со здоровьем — сердце, повышенное давление. Однако он стоял на своем, в результате в начале октября 2022-го пошел служить. Он пропал без вести 6 мая нынешнего года в Харьковской области. Связи с ним нет. Командир сказал, что не знает, что случилось с моим папой. Потом сообщил, что там, где находился отец с побратимами, тел не найдено.
— Следует понимать, что статус «пропавший без вести» — это для родных статус неопределенности, статус неизвестности, душевной боли, статус, постоянно держащий тебя в подвешенном состоянии, — продолжает Наталья. — Но это и статус надежды, которая дает силы жить дальше. Надеюсь на скорую долгожданную встречу с обоими моими родными воинами.
Российский плен — это ад, издевательство, пытки. Молюсь, чтобы каждому, кто там оказался, хватило сил это выдержать и вернуться к своим родным, которые мечтают, что раздастся телефонный звонок и в трубке услышат родной голос: «Я вернулся, я в Украине!»
Читайте также: «Мой муж был ранен в боях за Мариуполь, а затем во время теракта в Еленовке»: россия уже год не обменивает пленных азовцев
Читайте нас в Facebook