Наука и технологии

«Исключительное мастерство»: американские ученые выяснили, как комары находят «добычу»

22:03 28 августа 2024
комар

Комары являются одними из самых смертоносных насекомых в мире из-за их невероятной способности распространять болезни. Команда ученых обнаружила, что комары могут ощущать наши тепловые сигналы с помощью инфракрасного детектора. Инфракрасное излучение от источника, температура которого примерно такая же, как и человеческой кожи, может удвоить количество хозяев, которых могут искать комары. При экспериментах комары преимущественно двигались к источнику, ориентируясь на тепло тела, в отличие от комаров, у которых «в распоряжении» были только запах тела и углекислый газ (CO2). Мы уже знаем, что они ощущают выдыхаемый углекислый газ, но это может быть еще один инструмент, который помогает им отслеживать «добычу», пишет popsci.com.

«Комар, которого мы изучаем, Aedes aegypti, обладают исключительным мастерством в поиске человека-хозяина», — сказал соавтор исследования и молекулярный биолог Калифорнийского университета в Санта-Барбаре (UCSB) Николас Дебьен. — Эта работа проливает свет на то, как они этого достигают".

Вид комаров Aedes aegypti известен тем, что распространяет вирусы, вызывающие более 100 000 случаев в год вируса Зика, желтой лихорадки, лихорадки Денге и т. д. Anopheles gambiae распространяет паразита, вызывающего малярию. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, только малярия является причиной более 400 000 смертей в год.

Хотя самцы комаров безвредны, самкам нужна кровь для развития яиц. В последние 100 лет ученые прилагали усилия, чтобы определить, как комары находят свою жертву. Кажется, нет одного признака, на который полагаются насекомые. Они фактически объединяют информацию об окружающей среде, собранную с помощью нескольких органов чувств на разных расстояниях.

Читайте также: Чеснок против «вампиров»: это народное средство поможет противостоять комарам

«Сюда входит CO2 от нашего выдыхаемого воздуха, запахи, зрение, конвекционное тепло от нашей кожи и влажность нашего тела, — сказал соавтор исследования и докторант UCSB Авинаш Чандел. — Однако у каждого из этих сигналов есть ограничения» .

У комаров плохое зрение. Кроме того, быстрое перемещение от человека или даже сильный ветер может мешать им отслеживать добычу. Команда, участвовавшая в этом исследовании, задавала вопрос, смогут ли они создать более надежный ориентир.

На расстоянии примерно 4 сантиметров могут заметить поднимаемое от нашей кожи тепло, а также непосредственно ощущать температуру нашей кожи, когда они садятся на нее. Эти два ощущения соответствуют двум из трех видов теплопередачи. Один — конвекция, когда тепло отводится средой, такой как воздух. Другой — проводимость, или тепло через прямое прикосновение.

Энергия от тепла также может преодолеть большие расстояния, когда она преобразуется в электромагнитные волны.

Чтобы проверить, чувствует ли Aedes aegypti инфракрасное излучение, команда посадила самок комаров в контейнер и измерила их поисковую активность в двух зонах. Каждая зона имела человеческие запахи и CO2 в той же концентрации, которую выдыхают люди. Одна из зон также обладала инфракрасным излучением от источника при температуре кожи. Барьер отделял источник от камеры, чтобы предотвратить теплообмен через проводимость и конвекцию. Затем команда подсчитала, сколько комаров стали обыскивать зону, словно они искали кровеносные сосуды.

Добавление теплового инфракрасного излучения от источника, имеющего примерно такую же температуру, как и кожа, удвоило поисковую активность насекомых.

Кроме определения того, что они могут ощущать это тепло, команда также выяснила, какие биохимические вещества комары используют для этого. Комар применяет чувствительный к температуре TRPA1 белок, который работает как датчик температуры для обнаружения инфракрасного излучения.

Это исследование может помочь усовершенствовать методы подавления популяции комаров. Одним из способов может быть использование источников тепла, близких к температуре человеческой кожи, в ловушках для комаров, чтобы сделать их более эффективными. Полученная информация также объясняет, почему свободная одежда помогает предотвратить укусы. Она блокирует москиту доступ к коже, одновременно позволяя ИК-излучению рассеиваться между нашей кожей и одеждой, чтобы комары не могли его почувствовать.

Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о действенных средствах защиты от мошек и комаров.

Фото Pixabay