Казахские специалисты обслуживают российские военные самолеты на французском оборудовании: расследование Іnformnapalm
По состоянию на 2024 год, пишут расследователи, у россии есть до 130 единиц модернизированных истребителей 4++ поколения Су-30СМ. При вторжении потеряно не менее 15 таких бортов. Но россияне могли потерять значительно больше из-за санкций, потому что на этих самолетах используют иностранную авионику, причем преимущественно французских компаний THALES и SAGEM (после поглощения последней — SAFRAN). В частности, установлены многофункциональные дисплеи SMD55S и SMD66S, радиотехническая система коррекции и посадки TLS2020, радионавигационная система TACAN-NC12, индикаторы на фоне лобового стекла HUD 3022 (все это производит Thales), навигационная система SIGMA 95NAA (производитель Safran). «Без этого оборудования пилот фактически становится слепым, а самолет превращается в груду железа в воздухе. Чтобы продолжать эксплуатировать борта и бомбить украинские города, россиянам нужно постоянно обслуживать французское оборудование», — разъясняет Informalpalm.
Оказалось, что задолго до полномасштабного вторжения россияне планировали импортозамещение французского оборудования и постепенно этот процесс происходит. К примеру, за май этого года заменили французский HUD 3022 на российский ИКШ-1КИ.
«Впрочем, самолетов много, а французское оборудование нужно обслуживать, причем это могут делать исключительно сертифицированные производителем специалисты на таком же сертифицированном оборудовании», — констатируют расследователи.
Читайте также: Америка ввела санкции против Симоньян и хакеров за вмешательство в президентские выборы
После февраля 2022 года россия якобы потеряла доступ к таким возможностям, но, как показывают полученные InformNapalm документы, нашла отличный канал обхода санкций. Это казахское ООО Analyst Research Consulting Group, созданное в 2014 году единственным основателем Алданазаром Сагинбеком. Он еще в 16 лет (!) основал консалтинговое предприятие, в уставе которого среди направлений деятельности указан не консалтинг, а «приобретение и реализация боеприпасов, вооружения и военной техники, запасных частей, комплектующих изделий и приборов к ним, специальных материалов, оборудования для их производства, включающие монтаж, наладку, модернизацию, установку, использование, хранение, ремонт и сервисное обслуживание».
В казахских источниках данных фигурирует всего пять работников ООО, а на сайте компании https://arcgroup.kz/ можно найти лишь краткое описание и контакты. Кроме того, указано, что с 2016 года ООО ARC Group имеет государственную лицензию на экспорт, импорт, монтаж, наладку, модернизацию, эксплуатацию, хранение, ремонт и техническое обслуживание авиационной техники и запасных частей, что компания является эксклюзивным дистрибьютором Safran Electronics & Defense в Казахстане и Кыргызстане, что основными заказчиками продукции являются государственные и правоохранительные органы, что с 2019 по 2020 годы компания поставила оптико-электронные системы (тепловизионные бинокли и бинокли-дальномеры и дальномеры) в Казахстан.
Однако InformNapalm, благодаря полученным документам, констатирует, что ARC Group является прокладкой для россиян. Как обходят санкции? Еще в октябре 2021 года ARC Group заключила первый договор с узкопрофильным российским ООО «Ремонт, обслуживание, снабжение авиации специальными комплектующими» (ООО «Росавиаспецкомплект»). В этом соглашении указано: «ИСПОЛНИТЕЛЬ предоставит услуги по ремонту/поставке компонентов бортового радиоэлектронного оборудования (БРЕО) производства компаний THALES и Safran для самолетов типа Су-30». А в пункте 1.2 уточнено: «Ремонт БРЭО будет выполняться силами сертифицированных специалистов ИСПОЛНИТЕЛЯ, имеющих соответствующее подтверждение производителя, на предприятиях ИСПОЛНИТЕЛЯ, размещенных на территории Республики Казахстан или в Российской Федерации, на предприятиях ЗАКАЗЧИКА».
В приложении к контракту есть перечень продукции военного назначения для временного ввоза в Казахстан на 2021 год (устройства для навигации и ориентировки пилота SMD55S, SMD66S, TLS2020, ТACAN-NC12, HUD 3022, SIGMA 95NAA) с целью «проведения капитала вывозом в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации».
Впрочем, этот договор российская сторона не подписала. Вместо него стороны 5 ноября 2021 заключили контракт, где уже не было упоминания французских компаний, а есть простое определение — ремонт авиатехнического имущества.
Хотя приложение к договору не имело существенных изменений по сравнению с предыдущей версией о номенклатуре оборудования и упоминания российской армии, однако, если в октябрьском договоре был перечень оборудования для ввоза в Казахстан на 2021 год, то в финальном контракте плановый период ввоза — 2022 год.
О чем это говорит? Informalpalm выдвигает две версии.
Первая — россия готовилась к усилению и обходу санкций задолго до полномасштабного вторжения, для чего нашла казахскую фирму, которая должна была пройти сертификацию у производителя французского оборудования.
Вторая — указанные договоры могли подписать задним числом, потому что в Thales заявили об окончательном выходе с российского рынка в июне 2022 года. В пользу второго варианта свидетельствует письмо директора «Росавиаспецкомплекта» Петра Гриценко руководителю казахской компании от 26 августа 2022 года, где российская сторона информирует, что плановое количество изделий, подлежащих ремонту за 2022 год, составляет 13 единиц на ориентировочную сумму 1 450 ооо евро, а уже в 2023 году планируется отправить 88 единиц на сумму 6 420 000 евро.
«Очень странно, — пишут расследователи, — что стороны заключили договор в ноябре 2021 года, и в течение девяти месяцев российская сторона еще не знала точное количество изделий, какие надо отремонтировать. Скорее всего, отношения между компаниями начали наполняться практическим содержанием именно летом 2022 года, когда Thales покинула российский рынок».
Читайте также: Индия помогает россии обходить санкции: западные СМИ о визите Моди в Украину
Важно и то, что в этом письме ясно выражена готовность россиян профинансировать покупку комплекта контрольно-проверочной аппаратуры. То есть чтобы казахи за их деньги купили у французов аппаратуру для диагностики французских изделий на российских самолетах.
В течение 2022−2024 годов количество единиц, подлежащих ремонту, неоднократно увеличивалось. Стороны заключили еще четыре дополнительных соглашения к контракту.
В дополнительном соглашении № 3 к контракту, подписанному сторонами в октябре 2022 года, указано, что цена ремонта изделий включает: 1) обучение специалистов у производителя; 2) техническую диагностику изделий с последующей подготовкой отчета; 3) разработку технической документации на контрольно-проверочную аппаратуру; 4) разработку, изготовление, поставку, установку и пусконаладку КПА. То есть россияне оплачивают предоставление полного цикла услуги под ключ — от обучения и сертификации казахских специалистов во Франции до закупки необходимой аппаратуры.
После финансирования казахская «консалтинговая» компания отправляет своих специалистов на обучение. В письме Гриценко 23 января 2023 руководитель ARC Group сообщает, что их специалисты прошли теоретический и практический курс в компании Thales по обслуживанию SMD 55S/66S и HUD уровня organizational level of maintenance, что квалификация специалистов подтверждена соответствующими сертификатами, что с 6 по 10 февраля на авиаремонтный завод в Иркутске прилетят казахские специалисты по ремонту оборудования.
InformNapalm удалось установить не только личности и должности этих специалистов, но и получить образцы их документов. Это директор ARC Group Сагинбек Алданазар, советник директора Кайрат Исмагулов, заместитель директора Бауржан Даиров, заместитель главного технолога — инженер по авиационному и радиоэлектронному оборудованию Анвар Бадхайдух, радиомеханики по ремонту радиоэлектронного оборудования Андрей Сальников и Максим Шарбеков, начальник группы инженер Алексей Петрашко, инженер по авиационному оборудованию Шингис Беккулов. Чуть позже в этот список добавили еще эксперта К. Ушакова и старшего специалиста по взаимодействию с государственными органами россии М. Грибова.
Разумеется, это не был разовый визит, поскольку россияне запланировали серьезные объемы работы. В дальнейшем группа специалистов, преимущественно таким составом, уезжала в россию для проведения ремонтов. К примеру, в апреле 2023-го Гриценко сообщил Алданазару о новом этапе диагностики оборудования в мае, причем просил не менять состав группы для уменьшения срока согласования списка лиц, ведь авиаремонтный завод в Иркутске — это режимный объект.
Группа InformNapalm установила, что сотрудничество ARC Group с «Росавиаспецкомплектом» длится как минимум два года. Все это время казахская компания цинично вводила в заблуждение французскую сторону.
«Впрочем, как следует из полученной переписки, в 2024 году происходит еще более циничное событие», — пишет Informalpalm. Потому что россияне хотят не только специалистов, но и готовы профинансировать покупку казахами аппаратуры для диагностики французских изделий на российских самолетах.
Читайте также: «Я вижу, как простые россияне убивают простых украинцев»: в Литве отреагировали на призывы российских оппозиционеров снять санкции с «обычных россиян»
В распоряжении InformNapalm есть проект контракта между Thales AVS France SAS и АО «Авиаремонтный завод № 405» (город Алматы). Контракт предусматривает полный спектр услуг со стороны французской стороны по обслуживанию многофункциональных дисплеев SMD55S/SMD66S и коллиматорных индикаторов HUD3022 в интересах казахского минобороны как конечного пользователя самолетов Су-30СМ, в частности: разработку и поставку ILM&OLM Test Benches включая с трехгодичной поддержкой; разработку и поставку Golden LRU; подготовку и поставку техдокументации ILM (ILM — это промежуточный уровень обслуживания); подготовку и проведение обучения по ILM во Франции; монтаж и ввод в эксплуатацию в Казахстане. Договор рассчитан на 34 месяца с момента получения поставщиком авансового платежа.
«Конечно, контракт имеет четкие нормы по экспортному контролю с прямым запретом передавать любые товары агрессору. Действительно, Казахстан располагает 23 самолетами Су-30СМ, еще 36 единиц заказаны. Какие тогда признаки того, что этот договор заключается в интересах россиян, и что это не просто договор между французами и казахами для обслуживания их собственных самолетов? Таким признаком является казахское коммерческое предложение для россиян, повторяющее условия договора между Thales и АО „Авиаремонтный завод № 405“. 26 июня 2024 года ARC Group посылает россиянам на рассмотрение и регистрацию коммерческое предложение на общую сумму почти 14 миллионов евро. По странному совпадению это предложение содержит почти те же сроки предоставления услуг и тот же спектр услуг, что и договор между Thales и казахским авиазаводом», — пишет Informnapalm.
«Мы надеемся, что французские Thales и Safran непременно увидят, что их контрагенты откровенно, коварно и цинично врут. С одной стороны, они подписывают документы, где обязуются не передавать третьим сторонам, особенно россии, товары, оборудование и услуги, а с другой — выполняют все, что нужно россиянам и получают от них финансирование.
Мы также надеемся, что эта история не завершится простым расторжением договора и отзывом лицензий. Французские компании имеют право на полное возмещение израсходованных ресурсов", — завершают текст расследователи и обещают вскоре опубликовать полную документацию, содержащуюся в переписке между ARC Group и «Росавиаспецкомплектом».
Ранее «ФАКТЫ» сообщали о том, что Армения с 2022 года безнаказанно поставляет россии подсанкционные товары. А группа международных расследователей выявила схему, с помощью которой рф импортирует оружие и комплектующие из стран НАТО. Напомним, российская ракета, которой оккупанты атаковали «Охматдет» в Киеве, содержала электронику из США.
831Читайте нас в Facebook