«Фарфоровые блюдца для украшений Александра Сорокина очаровывают красотой», — коллекционер Людмила Карпинская-Романюк

Шкатулки и лотки для украшений часто и сами являются произведениями искусства. В частности, если они созданы из фарфора. Ценители этой красоты говорят, что такие шкатулки и блюдца для украшений ценны еще и тем, что хранят приятные воспоминания, ведь часто кольца, серьги, колье и браслеты — это подарки или покупки, в которых воплощены мечты. Да и сами шкатулки и лотки для украшений издавна считались прекрасным подарком. И сегодня это так и есть. В частности, ценятся изысканные и утонченные фарфоровые винтажные вещи.
Сегодня речь пойдет о фарфоровых лотках и блюдцах для украшений, созданных украинскими художниками. Многие из этих работ сегодня являются раритетами и хранятся в музейных коллекциях.
В интервью «ФАКТАМ» коллекционер и исследователь истории отечественного фарфора, автор книг Людмила Карпинская-Романюк рассказала о лотках и блюдцах для ювелирных изделий и бижутерии в творчестве отечественных фарфористов.
«Часто лотки входят в туалетные наборы, в составе которых также могут быть флаконы, пудреница, вазочка для цветов»
- Лоток для украшений — вещь очень удобная в использовании, — говорит Людмила Карпинская-Романюк. — Он предназначен для ювелирных изделий и бижутерии. Часто лотки входят в туалетные наборы, в составе которых также могут быть флаконы, пудреница, вазочка для цветов. Такие комплекты обычно размещают на туалетном столике, и они являются его украшением. Лоток, созданный выдающейся украинской художницей Светланой Голембовской из розового фарфора — мечта настоящих эстетов.
.png)
Он имеет выразительные скульптурные «ножки», благодаря которым выглядит торжественно. Розовый фарфор обычно ассоциируется с Чехией, где он начал производиться с 1811 года. Эта продукция стала визитной карточкой чешских производителей. В Украине изделия из розового фарфора начали создаваться во второй половине 1950-х годов.
Читайте также: «Иногда беру в руки самоцвет — и вижу намек природы на будущий сюжет», — мастерица Юлия Котова
О новой технологии производства розового фарфора в Украине в 1957 году сообщил информационный бюллетень лучших образцов товаров народного потребления. За два года до того, в 1955 году, сотрудников Киевского экспериментального керамико-художественного завода пригласили на немецкие и чешские фарфоровые предприятия для изучения опыта изготовления и декорирования фарфорово-фаянсовых изделий. Производство розового фарфора требовало совершенного знания технологии. Такой цвет возникал не благодаря использованию розовой глазури на белом фарфоре, а окрашиванием в розовый цвет фарфоровой массы, которую впоследствии перекрывала прозрачная глазурь. Яркий букет в центре лотка Светланы Голембовской подчеркивает красоту формы этого предмета. Обводка золотом придает изысканности и парадности. Думаю, что розовый фарфор — идеальный материал для создания туалетных наборов.
— Очень красиво!
- В запасниках Национального музея прикладного искусства Украины есть лоток для украшений и отдельные предметы туалетного набора Светланы Голембовской в петриковской росписи народной художницы Украины, лауреата Шевченковской премии и премии имени Екатерины Билокур Марфы Тимченко. Красочный декор поражает красотой.
.png)
«Блюдце для обручальных колец — украшение свадебных наборов»
— Кто еще из украинских художников создавал лотки для украшений?
- Миниатюрные блюдечки для украшений создал художник, скульптор, талантливый мастер формы Александр Сорокин. Творческий путь художника был связан с Киевским экспериментальным керамико-художественным заводом, в 1948—1955 годах он возглавлял творческий коллектив предприятия. В послевоенные годы Александр Сорокин способствовал обеспечению работы всей фарфорово-фаянсовой отрасли, разрабатывал ассортимент изделий для «Укрфарфорфаянса», создавал формы монументальных подарочных ваз, тарелок. Им было выполнено большое количество столовых, чайных, кофейных сервизов, наборов различного назначения, скульптур малых форм, сувенирной продукции. Отдельную группу в творчестве художника составляют миниатюрные пудреницы, шкатулки, флакончики для духов, вазочки, штофы, фляги, ликерники, медальоны. В коллекции Национального музея декоративного искусства Украины хранится более ста произведений художника. Блюдца для украшений Александра Сорокина воплощают красоту украинской природы.
.png)
— Кстати, в творчестве Александра Сорокина есть и фарфоровое ожерелье, — продолжает Людмила Карпинская-Романюк. - Ныне его образец хранится в Национальном музее декоративного искусства Украины. Недавно эта вещь экспонировалась на выставке «Белая магия», посвященной столетию Киевского экспериментального керамико-художественного завода.
— Кто еще из украинских художников имеет в творчестве блюдечки или лотки для ювелирных изделий и бижутерии?
— Вазочку для украшений, форму которой создал Николай Лемпека, расписала Юлия Красная. Работа нежная и красивая.
.png)
— Сегодня блюдце для обручальных колец — важный элемент свадебной церемонии. А создавали ли украинские фарфористы такие блюдца?
- Обычно они входили в комплекты. Один из изысканных — свадебный набор для особых торжеств «Соловьиная песня». Автор форм — Константин Олейник, колоритно расписал их Александр Шевченко. Канделябр, бокалы для новобрачных, которые обычно после празднования супруги оставляют на память, тарелочка для колец — таков состав изысканного набора. Белый цвет фарфора подчеркивает праздничную атмосферу особого события. Изделия украшены растительным орнаментом и декорированы золотом. Название набора «Соловьиная песня» говорит нам о весне как символе молодости, красоты, обновления, любви.

Ранее «ФАКТЫ» публиковали интервью с экспертом по стилю Ириной Бейли о винтажных украшениях.
Кстати, приглашаем читателей «ФАКТОВ», которые являются ценителями красоты фарфора, в первый в Украине Музей фарфоровых фигур ShvetsMuseum. В коллекции музея вы сможете увидеть лучшие образцы мировых фарфоровых мануфактур. Невероятное фарфоровое путешествие подарит вам немало положительных эмоций и запомнится на всю жизнь!
На фото в заголовке А. Сорокин. Миниатюрное блюдце для украшений. Киевский ЭКХЗ. 1956. НМГМУ
Фото из альбома Людмилы Карпинской-Романюк
1621Читайте нас в Facebook