«Иногда беру в руки самоцвет — и вижу намек природы на будущий сюжет», — мастерица Юлия Котова
Осенью деревья одеваются в золотые наряды, а в воздухе чувствуются ароматы яблок и корицы. Погода меняется каждый час. Вдруг мрачное серое небо становится светло-голубым, и солнце светит так ярко, как будто летом. Природа вдохновляет художников на создание произведений искусства.
Полтавская мастерица Юлия Котова, работы которой известны не только в Украине, но и в Германии, Израиле, США, Австралии и других странах мира, создает лаковую миниатюру невероятной красоты. О серии работ, посвященных осени, она рассказала в интервью «ФАКТАМ».
«Мой любимый гриб — лисичка. Это яркая и фактурная лесная красавица с необычной формой шляпки»
- Работа над серией грибочков началась с приобретения мной невероятного украинского унакита, который является уникальной разновидностью гранита, — рассказывает Юлия Котова, — Его глубокий зеленый цвет просто завораживает. Иногда унакит имеет розовые включения. Увидев этот камень, я сразу же поняла, что здесь должны воплотиться какие-то лесные сюжеты. Работа началась с моих любимых грибов — белых (фото в заголовке — Авт.). Они никого не оставляют равнодушными. Во время творческого процесса вспомнился их неповторимый аромат. А еще — невероятная радость от находки. Надеюсь, что мне удалось передать в работе это ощущение.
— Каждый грибочек, как настоящий. И в то же время сказочный.
- Еще один мой любимый гриб — лисичка. Это яркая и фактурная лесная красавица с необычной формой шляпки. Она очень вкусная! А вот поганки — они ядовитые, но на вид очень хрупкие.
«Теплым и нежным карпатским алунитам чрезвычайно подходит роспись со спелыми яблоками»
— Вы писали эти работы с натуры?
— К сожалению, у нас на Полтавщине в этом году засуха и грибов в лесу почти не будет… Поэтому грибочки, воспроизведенные в лаковой миниатюре, фантазийные.
— Очень красивые яблоки!
- Они написаны на карпатских алунитах (квасцовый камень) и ассоциируются у меня с золотыми яблоками Гесперид, которые считались яблоками вечной молодости. Но у меня золотые не сами плоды, а листья. Листочки действительно золотые. В своих работах я использую сусальное золото. Это не пигмент, а очень тоненькая «фольга» из настоящего золота высокой пробы.
Теплым нежным карпатским алунитам чрезвычайно подходит роспись со спелыми яблоками. Цвет этих алунитов у меня ассоциируется с запахом яблок, нагретых еще таким теплым сентябрьским солнышком. Аромат бабьего лета…
— Какие цветы нашли воплощение в этой серии работ?
— Собираюсь написать осенние крокусы — шафраны. Это именно те цветы, из которых добывают ценные пряности. В прошлом году я даже посадила их на клумбе у подъезда. Они очень красиво цвели вплоть до середины ноября.
— А есть ли в вашей осенней коллекции работ представители фауны?
- Да, например, лисичка, написанная на спиле агата. Она воплотила в себе осеннюю романтику и тепло бабьего лета. Работала я с огромным вдохновением, потому что очень люблю животных. Агат — очень интересный камень. Он имеет очень много разнообразных природных расцветок и узоров. А еще его структура достаточно пористая, что позволяет подкрашивать этот минерал специальными красителями.
— Как вам удалось воссоздать натуральную красоту меха и взгляд?
— Мех выглядит как настоящий благодаря многослойности росписи. То же касается и глаз. Слой за слоем прорабатываются детали — и тогда получаю такой результат.
— Красота!
— Очень интересная работа с карпом кои на мадагаскарском лабрадорите. Она — об изменчивости осеннего неба. В воде отражается его голубизна. Но когда мы двигаем лабрадорит, то видим, как его цвет с голубого меняется на серый. Кажется, что небо затянуло облаками. Такая прекрасная и переменчивая осенняя погода… Ну, и именно на осень нам намекает веточка японского клена с красными листьями.
«Если соблюдать правила хранения, то можно миниатюры передавать по наследству следующим поколениям»
— Какая картина всемирно известных художников на тему осени у вас любимая?
— Пожалуй, больше всего мне нравится полотно Клода Моне «Осень на Сене в Аржантее». Очень точно отражено удивительное состояние засыпающей природы…
— А что для вас означает осень?
— У меня есть работа «Дивна кава». Она о моей любимой осени — мистической, сырой, о вечерних дождях и туманных утрах, красных листьях японских кленов и аромате кофе, смешанном с запахом земли, напоенной холодной влагой.
— Как вы обрабатываете камень?
— Я не занимаюсь обработкой камней — покупаю у мастеров готовые кабошоны или спилы. Моя работа — это роспись. Создание лаковой миниатюры — многоэтапный процесс. Сначала надо подготовить поверхность камня. Она должна быть матовой. Далее поочередно наносятся живописные и лаковые слои до получения нужного результата. Последний этап — финишное покрытие. Это нанесение нескольких защитных слоев лака.
— Что самое сложное в работе?
- Последний этап. Нанесение нескольких слоев лака довольно непредсказуемый процесс, потому что малейший пузырек или пылинка может все испортить и придется начать финишное покрытие сначала. Слежу, чтобы не ухватить эти пузырьки кистью во время нанесения лака. Но случается разное. Пузырьки могут быть совсем маленькими и незаметными — и их становится видно уже после высыхания лака.
Читайте также: «Создав свою первую красивую свечу-цветок, я плакала от счастья», — мастер Юлия Бак
— Случались ли в вашем творчестве чудеса?
- Иногда случается, что беру в руки самоцвет — и вижу намек природы на будущий сюжет. И я уже детализирую природный узор, чтобы показать зрителю образ, скрытый в нем.
— Как применяют ваши работы ценители вашего творчества?
- Среди моих работ есть украшения — кулоны и серьги. Лаковой миниатюрой можно украсить сумочку или инкрустировать шкатулку. Также можно дополнить этой красотой интерьер.
Читайте также: «Деревянные украшения прекрасно дополняют наряды в разных стилях», — мастерица Олеся Бархоленко
— Носите ли вы свои украшения?
— Да. Сделала для себя комплект на натуральном перламутре с голубыми цветами.
— Как правильно хранить лаковую миниатюру?
- Она долговечна. Если соблюдать правила хранения, то можно ее передавать по наследству следующим поколениям. Самое главное — беречь такие работы от царапин. Хоть лак и прочный, но на нем все же могут образовываться микроцарапины, что сделает роспись мутной на вид. Поэтому лаковые миниатюры хранят в отдельных коробочках или мешочках так, чтобы их не касались металлические детали украшений. Также нельзя допускать падения таких изделий. Они могут разбиться от удара о твердую поверхность. Также при падении может треснуть и отколоться лак.
Ранее «ФАКТЫ» публиковали интервью с дизайнером украшений Оксаной Гольской, которая рассказала о создании необычных украшений — колье-картин.
Фото из альбома Юлии Котовой
350Читайте нас в Facebook