ПОИСК
Общество и люди

«Зеркала знают немало женских тайн», — коллекционер фарфора Людмила Карпинская-Романюк

19:47 17 февраля 2025
Фарфоровая статуэтка "У зеркала". В. Мусиенко. Киевский ЭКХЗ. 1990. НМГМУ

Главное правило гастрономии: пробуйте блюдо, которое готовите. И чем больше, тем лучше, чтобы довести вкус до совершенства. Главное правило моды: смотрите на себя в зеркало, доводя до совершенства образ. Как тут не вспомнить слова Коко Шанель, которая советовала, выбирая украшения, снять то, которое надели последним.

Зеркало действительно может стать отличным советчиком. Вспомним также слова легендарного дизайнера Юбера де Живанши, который говорил, что прическа — последний штрих, показывающий, знает ли женщина себя.

В интервью «ФАКТАМ» коллекционер и исследовательница украинского фарфора, автор книг Людмила Карпинская-Романюк рассказала об образах женщин перед зеркалом в творчестве украинских художников-фарфористов.

«Зеркало — свидетель всех изменений, которые с нами происходят»

— Мы, женщины, обожаем зеркала, — говорит Людмила Карпинская-Романюк. — Я думаю, что каждая из нас имеет свою историю отношений с ними, разные периоды и этапы этих отношений. Зеркало — свидетель всех происходящих с нами изменений. Оно знает немало наших тайн. А еще зеркала стимулируют нас выглядеть лучше. Как говорила легендарная Коко Шанель: «В двадцать лет женщина имеет лицо, которое ей дала природа, в тридцать — то, которое она сделала сама, а в пятьдесят лицо нужно заслужить». А еще одна из ее знаменитых фраз: «Не бывает некрасивых женщин, бывают ленивые».

— Изображение женщины перед зеркалом было издавна одной из популярных тем в искусстве. Среди всемирно известных шедевров — «Венера с зеркалом» Тициана и «Девушка перед зеркалом» Пабло Пикассо. Очень популярна эта тема в европейском фарфоре.

— Тему женских отношений с зеркалами не обошли в своем творчестве и украинские фарфористы. Одна из очень колоритных работ — композиция Василия Мусиенко «У зеркала», созданная в 1990 году на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе (фото в заголовке). Она — гимн женской красоте. Сегодня работа находится в Национальном музее декоративного искусства Украины.

РЕКЛАМА

— Кто еще из украинских художников имеет в своем творчестве работы на эту тему?

— Легендарная Оксана Жникруп. Ее работа, созданная в 1961 году на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе, называется «У зеркала». Самого зеркала мы не видим. Оно воображаемое. Но как точно переданы движения и мимика молодой женщины, которая наводит красоту перед зеркалом. Обратите внимание на лаконичность и одновременно выразительность средств, с помощью которых воплощен образ. Нежное без лишнего декора платье, яркая помада, золотые туфли — все это создает изысканный образ.

О. Жникруп. «У зеркала». Киевский ЭКХЗ. 1961

РЕКЛАМА

Перед условным зеркалом происходит действо также в композиции «Портниха», — продолжает Людмила Карпинская-Романюк. — Так назвала свою статуэтку, созданную в 1960 году, известная украинская фарфористка Ольга Рапай. Расписала работу ее коллега и подруга Оксана Жникруп. У художниц было много общих увлечений. Это и музыка, и театр, и кино… А еще они любили красиво одеваться. Сегодня только старшее поколение помнит, что приобретение модного наряда было в то время событием. Многие женщины шили наряды у портних. Книги и журналы, посвященные рукоделию, пользовались среди модниц огромной популярностью. Ольга Рапай и Оксана Жникруп без устали экспериментировали с фасонами. В этой работе, кстати, мы видим, какой была женская мода в 1960-е годы. Фарфоровые статуэтки могут рассказать нам немало интересного, если будем внимательны к деталям.

О. Рапай, О. Жникруп. «Портниха». КЭКХЗ. 1960

«Балерины часто вдохновляли и вдохновляют художников на воплощение их образов в живописи и скульптуре»

— Очень колоритная работа!

— А вот еще одна интересная статуэтка. В скульптурной композиции «Перед спектаклем» Оксана Жникруп изображает артисток в концертном наряде, одна из них держит зеркало, другая — наносит последние штрихи в прическу перед выходом на сцену. Рядом с женщинами мы видим вазу с розами, которые являются символом красоты.

О. Жникруп. "Перед спектаклем". КЭКХЗ. 1986

Балерины часто вдохновляли художников на воплощение их образов в живописи и скульптуре. С начала двадцатого века этот образ приобрел большую популярность в фарфоре. Среди работ Оксаны Жникруп очень яркие композиции, в которых балерины прихорашиваются перед зеркалом. У балерин прекрасное вдохновенное настроение. Они в ожидании момента, когда выйдут на сцену. Балерина с зеркалом задумчива. О чем мечтает эта юная девушка, мы можем только догадываться. Может быть, о том, что станет знаменитой…

РЕКЛАМА
О. Жникруп, «Балерина». КЭКХЗ. 1973

О. Жникруп. «Балерина с зеркалом". КЭКХЗ. 1973

«Одри Хепберн отмечала, что элегантность — единственная мода, которая не проходит»

— Как тонко передано это состояние вдохновения!

— И мы, ценители этих работ, тоже получаем импульс вдохновения, любуясь работами. Кстати, многие девочки в 1960—1970 годы мечтали стать именно балеринами. Возможно, и в вашем доме есть статуэтка балерины, которая была одним из романтических символов прошлых времен? Если да, знаете ли вы историю этой работы? Кто ее автор? На какой мануфактуре создана статуэтка? И сегодня фарфоровые фигурки балерин выпускаются ведущими брендами мира. Такие вещи считаются прекрасным подарком, а также служат украшением интерьера. Да и винтажные работы станут красивым акцентом в вашем современном доме.

Читайте также: «Чашечки в уникальном сервизе „Валентина“ напоминают розовые бутоны», — коллекционер Людмила Карпинская-Романюк

— Женщина перед зеркалом — одна из вечных тем в искусстве. Ведь женщины во все времена старались быть красивыми. Так остается и сегодня.

— Действительно. Меняются эталоны красоты, а желание женщины быть красивой остается неизменным. Хотя и основные критерии оценки красоты тоже неизменны — скажем, несмотря на время, актуальной остается элегантность. Знаменитый модельер Кристиан Диор говорил: «Элегантность — в ухоженности. Лучшая одежда, самые дорогие украшения и косметика не стоят ничего, если вы не ухаживаете за собой». А Одри Хепберн отмечала, что элегантность — единственная мода, которая не проходит. Эти афоризмы опять же мотивируют женщин обратиться к зеркалу, оценить свой внешний вид и усовершенствовать его.

Кстати, приглашаем читателей «ФАКТОВ», которые являются ценителями красоты фарфора, в первый в Украине Музей фарфоровых фигур ShvetsMuseum. В коллекции музея вы сможете увидеть лучшие образцы мировых фарфоровых мануфактур. Невероятное фарфоровое путешествие подарит вам немало положительных эмоций и запомнится на всю жизнь!

Ранее Людмила Карпинская-Романюк рассказывала «ФАКТАМ» о фарфоровых работах на тему джаза в творческом наследии отечественных мастеров.

Фото из альбома Людмилы Карпинской-Романюк

Фото в заголовке: В. Мусиенко. «Перед зеркалом». Киевский ЭКХЗ. 1990. НМГМУ

867

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров